Заступник голови ДФС Анатолій Макаренко: Навколо митниці завжди було багато охочих покормитися
![](https://eimg.pravda.com/images/doc/d/f/dfdf000-makarenko-300.jpg)
24 февраля 2015 года на Кабмине разыгралось невиданное представление. Премьер Арсений Яценюк сделал вид, что больше не может спокойно смотреть на отвратительную работу Государственной фискальной службы. Дескать, поначалу Налоговая и Таможня работали как надо, а потом в них вернулись коррупция, схемы и прочие вторичные признаки разложения.
По итогам заседания, на время служебного расследования от исполнения обязанностей были отстранены все три руководителя ГФС – Игорь Билоус (руководитель ГФС и Налоговой в частности, считается протеже то ли Леонида Юрушева, то ли Игоря Коломойского), Владимир Хоменко (глава налоговой милиции, протеже Яценюка) и Анатолий Макаренко (глава Таможни).
Относительно того, кто продвинул на этот пост Анатолия Макаренко, слухов не так и много. За неимением особых версий, вспоминают – дескать, Макаренко в свое время помог Юлии Тимошенко растаможить газ, отобранный у Дмитрия Фирташа. И даже отсидел за это почти год. Поэтому, якобы в благодарность за сделанную услугу, экс-премьер договорилась отдать таможню заслуженному человеку.
Пожалуй, на этом все. Зато в последние три недели стало очевидно, что Макаренко мешает очень многим. Сначала по интернету разошлась фейковая новость о том, что профильный парламентский комитет выразил недовольство Макаренко.
Имеется в виду якобы случайно сфотографированную переписку депутата Виталия Хомутынника с губернатором Одесской области Игорем Палицей. В ней оба персонажа, особо ничем не рискуя, якобы обсуждают ужасное положение дел на одесской таможне, где промышляют некий "Макар" (очевидно, намек на Макаренко) и "Мухин" (директор департамента анализа рынков и противодействия таможенным правонарушениям Александр Мухин, подчинен непосредственно главе Таможни).
И вот, фарс начал набирать обороты. Первым Макаренко поддел его предшественник – Виталий Науменко. Он прокомментировал новость об смс-ке Хомутынника в духе "ах ты!" Хотя, напомним, именно при Науменко произошла резкая просадка поступлений в госбюджет от работы Таможни. По слухам, гулявшим в то время по тогда еще Миндоходов, на местах резко возросла доля "серого" импорта и контрабанды – таможенники спешили заработать во время периода междувластия. И это факт, даже если Науменко действительно "послал на три буквы Хомутынника" (так объясняют причину его отставки).
![]() |
Хомутынник, который во времена "семьи" вовсю решал вопросы с Таможней и Налоговой, и даже (по некоторым данным) контролировал экспорт орехов и импорт мяса, а уже во времена Билоуса курировал вопросы возмещения НДС, вот уже пару недель рассказывает во всех СМИ, что он оказывается всегда боролся с коррупцией. Депутаты требуют разобраться с вопиющими фактами (до этого ничего не слышали про контрабанду?).
И вообще, складывается впечатление, что власть наконец-то решила очиститься от ужасных фактов, о которых не знала.
Так вот, на все это есть один ответ – знала. И ее это устраивало. ЭП и другие СМИ весь прошлый год рассказывали о том, что Налоговая и Таможня отнюдь не стали чище. Более того, на фоне громких лозунгов о борьбе со схемами (которые делал тот же Яценюк), эти самые схемы – "обнал", "налоговые ямы" и прочие – процветали. И процветают.
Есть люди, которые курируют отдельные стороны жизнедеятельности Налоговой и Таможни. Они ничего не собираются сворачивать. Более того, во времена пост-Майдана в Украине процветает поставка горючего без уплаты акцизов в объемах, которые не снились легендарному "золотому мальчику" Сергею Курченко. Кто-то пытается рассказать о деятельности кустарных НПЗ, а кто-то прямо говорит о контрабанде российских нефтепродуктов через территорию АТО.
На этом фоне, ГФС добивает легальный сектор экономики и население, внося в парламент разработанные совместно с Минфином "антикризисные" законопроекты о повышении налогов.
Обо всем этом не знал Арсений Петрович? Очень даже знал. Наш премьер какой угодно, только не глупый, и не жертва манипуляций. Наверняка знали об этом и в Администрации президента, и во многих других местах.
Поэтому последнее выступление Яценюка нужно оценивать с юмором. Скорее всего, состоялась новая договоренность на самом высоком уровне. Силы, которые сегодня контролируют процессы во власти, решили сменить людей, которые будут контролировать Налоговую и Таможню. Нет, не для искоренения коррупции и ужасных вещей. Просто для того, чтобы по-новому "решать вопросы".
Билоус, Хоменко и Макаренко, скорее всего, уже не вернутся на свои позиции. Такова традиция подобных скандалов – хотя, конечно, всякое может быть.
Остается открытым вопрос, кому и в чем помешал Макаренко. Версий тут множество, и некоторые из них указывают на великолепный стиль Игоря Коломойского. Вот две детали. Первая - Хомутынник после ухода "семьи" сблизился с губернатором Днепропетровщины. Хотя вряд ли они были сильно далеки и год назад. Вторая – для назначения главы таможни в Одессе нужно одобрение губернатора Одесской области. А это, напомним, правая рука Коломойского – Игорь Палица. Это уже неплохая версия, которая предполагает хорошо разыгранный псевдоконфликт вокруг смс-ки Хомутынника. Хотя, конечно, могут быть и другие версии.
И еще одно. Накануне скандала в Кабмине глава ГФС Игорь Билоус подписал приказ №84. Этим документом он сделал Макаренко главой Таможни, подчиненным непосредственно себе. То есть, в обход первого заместителя ГФС Владимира Хоменко, которого относят к группе влияния Яценюка.
Интервью ЭП с Анатолием Макаренко состоялась в первой декаде февраля – как только появилась смс-ка Хомутынника. Глава Таможни оказался на удивление толерантным и сдержанным. Даже в отношении Хомутынника и Науменко. Также он отстаивал Мухина, упомянутого в смс.
Он произвел впечатление действительно адекватного руководителя Таможни. Который знает, что контрабанда и коррупция были и есть, и просто так они не исчезнут. Макаренко не блистает популизмом, обещая искоренить зло – этим он выгодно отличается от постмайданных политиков, которые говорят о ценностях революции, но продолжают зарабатывать на "схемах". Вместо популизма, Макаренко предлагает договариваться с местными элитами, которые в любом случае контролируют таможни на местах – чтобы те отдавали намного больше денег в госбюджет.
Признаться, мы не защищаем Макаренко и не утверждаем, что он чист и безгрешен. Но мы искренне опасаемся, что его вполне трезвые признания возьмут на вооружение крикуны и пропагандисты. Которые поспешат заклеймить позором руководителя, который даже не пытается обещать нереальное и демонстрировать революционную бодрость. И тем самым сыграют на руку тем, чьи интересы зацепил Макарено.
Но возможно, теперь это не так и важно. Судя по действиям Яценюка, решения уже приняты. И это явно не единоличное решение Арсения Петровича, а плод коллективного творчества.
***
- Давайте начнем с проблемной точки - смс, которое писал Виталий Хомутынник. Хотя он утверждает, что не писал ее. Если это атака против вас или желание вас заменить, то в чьих это интересах?
- Таможня всегда была объектом особого внимания не только политиков, но и финансово-промышленных групп. Поэтому, если возникает похожая ситуация, то сразу нужно искать ответ на вопрос, кому это необходимо.
Или ты кому-то помешал, или плохо делаешь работу, или выгодно тебя сменить, потому что кто-то получит преференции благодаря тому, что на твое место придет другой. За восемь месяцев своей "каденции", наверное, помешал многим.
- А что вы сделали? Какие проблемные точки?
- Проблемные точки - это, прежде всего, энергетика, где таможня заняла жесткую позицию в плане контроля над энергоносителями. Это прежде всего светлые нефтепродукты и другие энергоносители.
У нас есть например, трубопровод, который идет из России на Ужгород через Белоруссию. Там больше 100 тыс тонн технологического дизеля, и его пытались скачать.
- Говорили, что этим группа Игоря Еремеева занимается.
- Откровенно скажу: я не знаю, кто стоит за этим, какая финансово-промышленная группа. Но ситуация складывалась таким образом: пытались этот технологический продукт вытеснить воздухом, предоставляя к тому же документы, что будет замещение другим продуктом. Мы это все остановили.
Имели жесткую проблему, вплоть до силовых вариантов по Закарпатью, когда пломбировали там краны. Это было после новогодней ночи.
- Это когда захватили какую-то насосную станцию?
- Да. Тогда подключились органы милиции, мы им благодарны. Мы опломбировали и эту выкачку запретили. Сейчас дело в судах, не знаю продолжения. Мое дело было остановить эту выкачку. Более 100 тыс тонн остались в трубе. Технологический режим не нарушен.
- Кому принадлежали эти нефтепродукты?
- Трубопровод принят в распоряжение государства, а по технологическому продукту идут суды. А пока идут суды, хотели продукт оттуда вытолкнуть. Но он должен находиться постоянно в трубопроводе согласно технологическим требованиям.
![]() |
- Он принадлежал России?
- Нет, компании с российским капиталом и украинской регистрацией. Это просто один из эпизодов. Более сложным был другой, когда пытались вывезти 10 тыс тонн топлива в Херсоне.
Мы заняли позицию и устояли. До тех пор, пока сказали: "Ребята, 9 тыс тонн находятся под таможенным контролем, 1 тыс тонн оформлена. Вот 1 тыс тонн забирайте. И не тонной больше".
- Говорят, это нефтепродукты, которые принадлежали то ли "Роснефти", то ли они пытались продать их Курченко. Или это не та история?
- Это близко к той истории. Там было много товарных партий, но меня как таможенника это не интересует.
- А они были не растаможены?
- Они были не оформлены в свободное обращение. Их пытаются вывезти из зоны таможенного контроля, прикрываясь благими намерениями, решениями районного суда Одессы.
Мы заняли позицию: "Коллеги, все что оформлено, - пожалуйста. Остальные 8 тыс тонн - не отдадим. Или под таможенным контролем: берем автоматчиков и сопровождаем до того места, куда вы хотите слить, и снова накладываем таможенную печать". Был серьезный конфликт. Мы устояли.
- Существуют ли еще какие-то нефтепродукты "имени Курченко", задействованные в контрабандных схемах?
- Существовала уникальная так называемая транзитная схема. Груз заходил в Украину, и потом заявлялось, что он транзитом шел на другую территорию, по документам вроде как находясь какое-то время на складе. Хотя, нефтепродукты без уплаты налогов реализовывались в Украине. Эту схему уничтожили еще в марте.
Потом некоторое время шлейфом работала схема, когда корабли заходили в Черное море, с них сливали топливо в районе Рени, Измаила. Эту схему мы тоже "убили". Это вопрос на стыке таможенников, пограничников и Службы безопасности. Совместными усилиями ликвидированы и эти "схемы" ухода от налогов.
- Завершая этот вопрос: какие-то трения с Игорем Коломойским вы имели?
- Никогда.
- Может, он быть инициатором этой истории?
- Мы лично не знакомы, и я абсолютно никаких трений с Игорем Валерьевичем никогда не имел.
- Хомутынник считается приближенным к Коломойскому. Кто заинтересован, чтобы эта история развернулась?
- Виталий Хомутынник всегда был самостоятельным политиком, тем более, на поле таможни и налоговой администрации. Сразу после известных событий я написал письмо Виталию Юрьевичу и Игорю Петровичу Палице. Попросил пояснить, что за этим стоит. Пока ответа нет. А Хомутынник после этого сделал известное заявление.
- У вас фактов никаких нет?
- Если вы помните, там написано было "Макар", моя фамилия Макаренко. Так вот: по-мужски я задет. Я гордый человек. Если сокращать фамилию, будет обидно. Моя мама очень переживает за меня. Она перезвонила и сказала: "Що це робиться? Тебе ображають". Я говорю: "Мамо, не хвилюйся, все гаразд". Но это неприятно.
Как чиновник я отреагировал. Написал одно письмо, другое. Предложил публично обсудить этот вопрос. Обратился к комитету налоговой и таможенной политики, куда входит и Виталий Юрьевич. Попросил предоставить факты, если они есть.
Также я обратился к Игорю Билоусу (глава ГФС - ЭП) и попросил назначить расследование в отношении второго, якобы фигуранта - Александра Мухина.
- Это Билоус должен делать, не вы?
- Нет, я заместитель руководителя ведомства. У меня нет подразделения собственной безопасности, я не назначаю кадры. Я могу вносить предложения.
И последнее. Я офицер. Первый раз одел погоны в 15 лет. В свое время поступил в Суворовское училище. Потом поступил в военное и закончил его. Вся сознательная жизнь – в погонах. Я знаю, что такое честь и, что такое отвечать за поступки.
![]() |
- Не связано ли это событие с фейковым сообщением, что комитет выразил вам недоверие?
- Как-то все оказалось связано в одну цепь.
- А вы так не считаете?
- Я жду недостающего звена.
- Каким оно может быть?
- Очередное заседание комитета.
- Депутаты во время слушаний озвучивали примеры злоупотреблений, называли компании и таможни. Не считаете ли вы, что то, что есть сейчас, это результат того, что вы не отреагировали на те факты?
- Почему не отреагировали?
- А как вы отреагировали?
- Я дважды письменно обратился к руководителю, чтобы назначить проверку и отстранить от работы руководителя Волынской таможни. Сегодня уже было решение Игоря Билоуса отстранить его от должности, по крайней мере, устное.
- Претензии еще были по Львовской таможне.
- Претензии могут быть по всем таможням. Если не будем работать - не будет претензий. Во Львовской таможне мы будем делать полную ротацию личного состава. Друзья, поменять начальника - это как кепку сменить, голова-то остается.
***
- Говорят, через границу с зоной АТО идут сумасшедшие потоки товаров, в частности вагоны с углем. Это оправдано: предприятия, которые там работают, должны, условно говоря, платить налоги и там, и здесь, и иного выхода, кроме как делать все в кэше, они не видят.
- У нас только одна железнодорожная точка выхода оттуда: Красный Лиман, где мы проверяем каждый вагон и документы. Создано главное управление, которое будет заниматься проблемами зоны АТО.
В состав управления входят сотрудники налоговой милиции. Эти эти люди начнут выполнять полубоевую задачу по контролю товаров, которые будут проходить через установленные транспортные коридоры. Эти люди будут там находиться и нести службу на постоянной основе. Вооружены и экипированы соответственно.
Нам приходит информация, что резко возросли суммы взяток. Почему? Начали держать товар - дороже стало проезжать. Проблема в том, что пытаются в ночное время проехать через окольные тропы, пытаются купить.
- Говорят, буквально на полчаса ночью открывается коридор, и через него без остановок проходит масса эшелонов.
- Эшелон не может пройти, потому что там одна ветка. Автоколонна - я не исключаю. Там контроль только в дневное время ведут сотрудники налоговой милиции из донецкого и луганского главков.
Мы укомплектовали подразделение, которое прошло подготовку на полигоне. Их готовили к боевой задаче. Это добровольцы, что немаловажно. Они поедут туда. Будем усиливать. Генерал Хоменко очень "плотно" занимается этим вопросом. Ситуация реально меняется.
- Может, Мухин кому-то "перешел дорогу"?
- Мухин - офицер, "афганец", имеет боевой опыт, работал в Службе безопасности Украины, генерал Налоговой милиции, был заместителем председателя Таможенной службы в моей каденции, когда я был председателем Таможенной службы Украины.
Я этому человеку доверяю. Этот человек имеет принципы, достаточно жесткий человек, я бы сказал, чрезмерно жесткий. И то, что он перешел дорогу…
Сегодня в Одессе мы совершили серьезное задержание: 40-футовый контейнер, заявлены какие-то бигуди, а на самом деле – лекарства и другие высоко ликвидные товары. Причем лекарства разные, включая "Виагру". Это очень большие деньги.
- Мухин пришел с вами?
- Да. Я ассоциирую свое имя с его именем, думаю, он не будет против. Кстати, когда написали это смс, шла переписка и раскручивалась вся история, он находился на востоке Украины. Он один из тех, кто занимается линией разграничения.
![]() |
- К вопросу об этой зоне разграничения и создании коридоров. Есть общественное мнение, что нельзя давать деньги в ту зону, потому что на эти деньги живут люди, которые стреляют по нашим.
- Никто не скрывает, что определены предприятия, которые зарегистрированы в налоговых органах Украины. В том числе предприятия, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Они платят налоги в украинский бюджет.
Вот копанки, которые непонятно как добывали уголь, и непонятно, кто с этими деньгами что делает - вооружает сепаратистов или кормит семьи. Там мы ставим заслон.
- А в чем смысл таможенных пунктов?
- Это не таможенные пункты – это фискальные посты, если хотите.
- То есть там нет пошлин, растаможки?
- Нет, таможни там нет. Вы говорите со мной, я зампредседателя фискальной службы, который курирует работу таможни. Получилось так, что еще и этим занимаюсь, поскольку у нас опыт есть в работе на границе.
- 30 января было принято постановление о введении специального приграничного режима.
- Да, там находятся наши пограничники.
- Как это будет функционировать? Смещение приграничной линии - это смещение государственной границы?
- Ни в коем случае, одно с другим не связано. Никакого смещения госудаственной границы. Это просто усиление пропускного режима. Об этом вам лучше расскажут пограничники.
- Но таможенники будут присутствовать?
- Нет, только в тех случаях, если есть признаки внешнеэкономической операции. Мы выступаем как эксперты. По линии разграничения будут находиться сотрудники налоговой милиции.
- А что может служить признаками?
- Если груз пришел из Польши и на него нет документов, подтверждающих, что он прошел таможенную очистку, тогда таможенники включаются в работу. Если предъявляется декларация, оформлено все, налоговый милиционер говорит "ок", и груз проходит. Всем остальным, включая линию разграничения, таможня пока не занимается.
- Как выглядит работа таможни на границе с Крымом?
- Я получаю доклады по Крыму утром и вечером. В начале февраля российская сторона ужесточила режим. Один автомобиль из Украины они отрабатывают в течение часа. В сутки отрабатывают около 30 автомобилей. Появились очереди.
Что идет в Крым? Продукты, стройматериалы, бытовая химия. Поскольку россияне ввели декларирование на товары, то многие мелкие предприниматели перестали работать, сейчас работают в основном крупные производители.
- А Украина фиксирует эти предприятия как экспортно-импортные?
- Нет, у нас есть Закон о свободной экономической зоне Крым.
- Как это выглядит на практике?
- Схема вывоза товара похожа на схему по экспортно-импортной операции.
- Просто называется юридически по-другому?
- Да, юридически это называется "Закон про вільну економічну зону "Крим".
- Но деньги в бюджет поступают?
- Деньги поступают в бюджет Украины.
- Крупные крымские предприятия - "Титан", Содовый завод, "Черноморнефтегаз" - должны ввозить большие партии товаров…
- У них не было претензий к нам. Была проблема с вывозом их товара сюда, например, соды.
- Содовый завод считается украинским?
- Россияне потребовали перерегистрацию, но Закон о СЭЗ "Крым" не дает нам оснований для запрета ввоза в Украину товаров, произведенных в этой СЭЗ. Это одна из коллизий закона о СЭЗ "Крым". У нас есть предложения, но мы, к сожалению, не обладаем правом законодательной инициативы.
![]() |
- Что вы хотите предложить?
- Не хотел бы говорить о деталях, но работа этих крупных предприятий показала, что есть проблемы. Просто пока три точки поставлю.
- Вы фиксируете случаи законного-незаконного перемещения крымских товаров через территорию Украины за рубеж?
- Нет, мы не фиксировали. У нас не было таких фактов.
На территорию Украины въезжают только товары из свободной экономической зоны. Те товары, которые получают в Торгово-промышленной палате сертификат У1 - сертификат, подтверждающий их происхождение в Украине, освобождаются от ввозной пошлины.
Если есть такой сертификат, товар может быть размещен в любой таможенный режим. Посчитает нужным субъект внешнеэкономической деятельности продать - он может продать их за пределы Украины. В таком случае товары оформляются таможней в режиме реэкспорта.
- Торгово-промышленная палата выдает такие сертификаты?
- Раньше выдавала. Возникла ситуация мощного давления на украинские предприятия, которые остались там. От них требовали перерегистрации, вот здесь коллизия и возникла. Мы с Минфином будем инициировать пересмотр некоторых норм закона, связанных с Крымом.
- Есть ли такая проблема, что предприятия, зарегистрированные на территории Крыма и зоны АТО, ввозят товары не через территорию Украины?
- Не исключаю. К сожалению, у нас нет достоверной информации. Есть информация, что товары ввозятся через территорию России. Это не подтвержденная информация, поскольку там нет наших подразделений.
- Это может стать проблемой?
- Это может быть проблемой. Для этого усиливаем режим на линии разграничения.
На перешейке смогли наладить контроль. Начинали с похожей ситуации. Она, конечно, была намного проще географически, и войны, слава богу, не было. Контроль наладили и четко понимаем, что заходит и что выходит из Крыма.
- Это полномочия налоговой милиции?
- Мы, таможенники, имеем опыт, уже создавали границу с Приднестровьем. Так же охраняем и другие границы. Понимаем, что такое контролировать товар на разграничении. Это не граница, но знаем, что есть механизмы контроля товаров. Мы в одном ведомстве, это облегчает взаимодействие.
***
- На уровне публичных выступлений вы были сторонником более автономного сильного ведомства в виде таможни по полномочиям в борьбе с контрабандой. Какие вам нужны полномочия в военных условиях?
Как вы общаетесь с первым заместителем главы ГФС Владимиром Хоменко по распределению полномочий между налоговой милицией и таможней?
- У нас нет никаких противоречий в плане функционального распределения. За борьбу с криминальными правонарушениями отвечает налоговая милиция. Административные правонарушения, декриминализированное изъятие предметов таможенных правонарушений, - ответственность таможенной составляющей. Нам это удалось решить в октябре 2014 года.
- Какую роль играет СБУ? Писали, что в Одессе она "крышует"...
- Вокруг таможни всегда было много желающих покормиться из "черного" "нала". В 2010 году создали вертикаль, лифт: выработали некие "черные" правила, создали некие "черные" кассы и начали двигаться некие "черные" чемоданы.
- А раньше?
- Раньше, по крайней мере, в 2009 году, этого не было. Вокруг таможни не крутилось столько желающих "поживиться". Так называемая "черная" вертикаль рухнула, но потом все начали собираться в маленькие местные пирамидки.
- Кто лишний на границе?
- Лишние все, кроме пограничников и таможни. Таможня должна минимально заниматься налогами. Таможня должна заниматься контролем товаров. Мы, к сожалению, занимаемся бюджетом и налогами. Сколько в Японии составляют таможенные платежи в бюджет? 2%.
![]() |
- В Европе 5-10%.
- Вы абсолютно правильно сказали. В Литве я спрашивал у коллег, говорят, 8%, это много. В Польше - 5%. У нас доведено расписание бюджета, сколько соберет налоговая, сколько таможенная администрация. Так вот, таможня - это 48% от общего показателя ГФС.
- Это сугубо украинский перекос?
- Это постсоветский синдром плюс экономические реалии. По такому принципу работает российская таможня, белорусская таможня. Таможенные органы не должны заниматься фискальной функцией. Фискальная функция должна быть производной от защитной и сервисной функции.
Почему я выступаю за укрепление силовой составляющей таможенных органов? Таможенники должны заниматься границей, достоверностью товара, а не выставлять таможенную стоимость. Мы должны создать систему нормального аудита, чтобы товар поступал в страну беспрепятственно.
У нас нет оконченного устройства - рассчетно-кассового аппарата. То есть, к сожалению, контроля прохождения товара нет, от границы до потребителя. Вот у американцев интересная конструкция: таможенное ведомство совмещено с пограничным. У них единое агентство, и оно занимается охранными функциями: борьбой с незаконной миграцией, наркотрафиком.
Налоговая администрация занимается внутренними налогами. Мне симпатична модель, когда таможня занимается границей, защитной функцией: оружие не пропустить, наркотики не пропускать. Остальное пусть заходит в страну. А дальше налоговая должна контролировать и облагать налогом.
- Можно ли перепоручить НДС налоговой службе?
- В наших постсоветских условиях лучше всего товар поймать на входе. Вот увидели на въезде, когда декларация есть, когда фура стоит с товаром, и обложили налогом. У нас еще эта болезнь из совкового прошлого, боимся что если отпустим, то потеряем. Да, может какую-то часть товара потеряем. Однако на обороте налогов получим больше.
- Большая часть денег исчезнет в "налоговых ямах".
- Это тема для другого большого разговора. Согласен с вами. Почему таможня и получила "дорезку" к бюджетному заданию - плюс 48% по текущему году.
- Это реалистично?
- Из них 17,6% должен быть импортный сбор и плюс наше администрирование. С учетом того, как полетел сейчас доллар и посыпалась гривна, - реалистично. Я объективно себя оцениваю, никогда не оцениваю показатель работы в гривне. Мои подчиненные всегда пересчитывают в доллары, чтобы себе правду говорить.
Мое виденье: бюджету нужны деньги, мы это понимаем. Второе: в таможне с июля мы ни разу не сорвали выполнение бюджетного задания.
- В том числе, из-за курса доллара?
- Не в том числе. Я это анализировал. Когда таможне пытались предъявить этот аргумент на комитете некоторые спрашивающие, я не стал их "нагружать".
Но вас "нагружу" цифрами.
Чтобы отсечь субъективный фактор курса, все определяем в долларах. Было собрано 3,458 млрд долл. Падение на 25% по сравнению с 2013 годом.
Дальше я говорю: в конце 2013 года были списаны все деньги, которые были на депозитных счетах таможенных органов. Они были заплачены в бюджет. То есть это не было реальным выполнением, вперед залезли в карман субъекту внешнеэкономической деятельности, таможенным органам.
Сейчас на депозите 2 774 млн грн. Это деньги, которые субъекты заводят на счета таможен, а груз приходит завтра, послезавтра, через месяц. Они этими деньгами платят таможенные налоги в бюджет. Это не деньги бюджета, а тогда, в 2013 году, их взяли и списали с таможенных счетов.
Я считаю, что таможенное оформление не прошло, и я их изымаю с расчета. Понимаете, о чем я говорю? Становится минус 24%. Дальше. У нас идет Крым. В результате - минус 23%. Дальше восточные регионы. Считаем в долларах.
- Сколько потеряли по Крыму? Какова была доля Крыма в общем балансе?
- Минус 2,973 млрд. По востоку потеряли 2,926 млрд. Выходим на минус 19%. Подчеркиваю: в долларе - на 19% по сравнению с 2013 годом мы заработали меньше, если вычесть все. Объемы импорта упали на 21%. Это объемы по стоимости, не по весу. Платежи упали на 19%. Сопоставимо?
Администрируем неплохо, хотя упала стоимость в долларах на многие товары, то есть база налогообложения. 4 млрд потеряли только на налогах на легковые автомобили.
![]() |
- А газ учитывается в этих расчетах?
- Только если он импортируется не НАК "Нефтегаз Украины". Здесь абсолютно честные цифры, потому что здесь весь налогооблагаемый импорт. Показано лишь то, что облагалось налогом. Логика понятна?
Себе я должен говорить правду: ты хорошо сработал или нет. Где-то на четверочку с большим минусом, потому что ресурс есть. А если, честнее на "тройку". Но это и не "неуд".
- Сколько в общем проценте добавило пресечение схемы Курченко?
- 9 млрд грн. Это по первому полугодию.
- Я о том, что потом появились объемы Курченко. Получается, реальное падение остального импорта и поступлений от него гораздо больше?
- Фактически да.
- Оно трактуется так, что выросла контрабанда остальных товаров.
- А теперь о контрабанде. Была таможня - были контрабандисты.
Есть у меня две интересные таблички. Это тоже таблицы, которые не готовятся к вашему приходу, их мне кладут ежедневно. Это 40-футовые контейнеры, которые считаются наиболее интересными для "черного" товара. 40-футовый контейнер - это который во всю фуру стает, вы видите, как их перевозят.
Так вот: в первом квартале вес товаров в одном контейнере был 12,6 тонны, сегодня - 15,2 тонны. На протяжении 2012-2013 годов товара было 12,7-13,6 тонны. Сегодня мы вышли на 15,2 тонны. О чем это говорит? Мы нашли три тонны.
Посчитайте, сколько мы добавили налогооблагаемого веса в контейнере, сколько начали достоверно декларировать. Я не говорю, что там все хорошо, но за этот период, за год, в среднем 3 тонны товара реально добавили в одном контейнере.
Сколько брали налогов с контейнера в 2013 году? 9 тыс долл с одного. Сейчас берем 13 тыс долл. Это серьезно. На мой взгляд, это показатель.
***
- Падение общих объемов может быть признаком увеличения контрабанды?
- Нет.
- Сопоставляли цифры?
Сопоставим Украину и Польшу. Данные за девять месяцев. Сверку с польской таможенной администрацией за год еще не делали. У нас разночтение на 80 млн долл.
Разночтение легко проверяется. Садятся специалисты двух таможенных администраций и сводят цифры.
- Рассказывают, что вертикаль была, никто не отрицает. Когда во время Майдана она разрушилась, в локальных скоплениях таможни - одесском и западном регионах - люди стали принимать все деньги на себя. Более того, таможни начали конкурировать друг с другом, предлагая скидки. Было такое?
- Это правда. После того, как сломали стройную, понятную для всяких "барыг" вертикаль, когда они знали, что все упирается в киевское небо, это небо рассыпалось на маленькие хрусталики и упало в каждый отдельный регион.
Перед вами сидит человек, который делает непопулярные предложения. Я не принимаю кадровые решения, к сожалению. У меня нет этого права, могу только предлагать. И вот я предложил. При моей каденции пятый начальник таможни поехал в Одессу. Они не успевают прийти в себя, как я предлагаю их там поменять.
Местные элиты пытаются управлять начальником таможни, и не у каждого выдерживает, скажем так, характер. Это первая причина. Вторая причина - мы не можем назначить начальника таможни без согласования с главой ОГА.
- Вот и мотивация для появления смс.
- Без комментариев. Такая реальная ситуация. Были заблокированы серьезные назначения по ряду таможен.
На Одесскую таможню рекомендовал Владимира Передерия. Человека, которого знаю давно. Это профессиональный жесткий таможенник. Я сказал, что пойду к председателю, буду настаивать, чтобы с ним туда направили людей.
![]() |
- Вы давно внесли его кандидатуру?
- Две недели назад (примерно в середине января – ЭП).
- А когда появилась новость?
- Через неделю, после официального релиза комитета.
- Схема Курченко устранена, но сильно упало оформление прочего импорта. Перед вашим приходом, когда таможню курировал Виталий Науменко, оно начало падать. О чем это говорит? О потере управляемости?
- Виталий Петрович Науменко - профессиональный таможенник. Может, ему не хватило той авторитарности, которая есть во мне, и определенной жесткости. Плюс время ему досталось неблагополучное. Таможня была в переходном состоянии.
Кстати, Виталий Петрович проявил жесткость: он уволил многих начальников таможни, но многих не назначил. У него не было такого права. Надо было на кого-то возлагать ответственность, а получилось междуцарствие. В этом междуцарствии было ощущение последнего дня.
Я почувствовал то же, когда пришел сюда. Как бывший начальник таможни, ментальность этих бойцов знаю очень хорошо. Я своих коллег тут посадил и кое-что сказал. Потом мы начали общаться с бизнесом, учиться слушать друг друга. Спросили, сколько вас заставляют загонять в кэш? Вот сколько. Не будьте барыгами, переверните пирамиду. В ряде случаев это удалось.
- В чем был смысл двоевластия? Науменко еще оставался, а вы уже пришли.
- Не было никакого двоевластия, там документально все понятно произошло. У нас были нормальные разумные отношения. Виталий Науменко нас сейчас критикует и правильно делает: таможню есть за что критиковать и меня в том числе.
Повторяю, что Виталий Петрович - человек профессиональный, имеющий свою точку зрения, и к его точке зрения отношусь с уважением. Он ушел из таможенных органов, но это человек, который объективно оценивает ситуацию.
Подчеркиваю: никакого двоевластия и закулисных игр не было.
Продолжение следует