Заступник глави НБУ: Ми стурбовані тим, що банки не кредитують

Заступник глави НБУ: Ми стурбовані тим, що банки не кредитують

Середа, 20 квітня 2011, 12:29 -
"Нацбанк пом'якшить обмеження на валютні позики?". "Це питання я коментувати не буду, але скажу, що ми працюємо над проектом закону "Про валютне регулювання". Ми його гаряче обговорюємо з депутатами. Думаю, якісь кроки з лібералізації у ньому будуть". (Рос.)

Заступник голови Національного банку Ігор Соркін очолює банківський нагляд регулятора з літа 2010 року.

На цій посаді він змінив старожила відомства Василя Пасічника і став одним з перших людей нової команди в Нацбанку.

Останнім часом Соркін все менше спілкується з журналістами. Він побоюється, що його слова будуть витлумачені неправильно, і це створить чимало проблем не тільки для НБУ.

Проте минулої суботи в Ялті глава нагляду був "узятий в полон" одразу десятком журналістів і майже 40 хвилин відповідав на їх запитання. "Економічна правда" публікує відповіді Соркіна в тому порядку, у якому вони прозвучали.

Серед порушених тем - рекапіталізація "Родовід банку", "Надра банку" та Укргазбанку, дострокове повернення рефінансування, новації у нагляді, списання банками проблемних активів, валютне кредитування.

- В апреле заканчиваются временные администрации в банках "Столица" и "Владимирский". Будут ли они продлеваться?

- Заканчивается срок, на который мы ввели временную администрацию. Однако по закону, у нас есть время, чтобы принять решение - будем мы продлевать решение или нет. Пока что решение не принято.

- Ожидается ли введение новых временных администраций?

- Однозначно сказать не могу. Есть определенные проблемы, насколько они решатся, будем смотреть по ситуации. Не хочу ни банки называть, ни проблемы озвучивать. Это было бы некорректно по отношению к тем банкам и инвесторам, которые готовы принять решение.

- Может, назовете количество банков, которыми интересуется НБУ?

- Сегодня один банк, на который мы смотрим и по которому находимся на стадии принятия решения. Это некрупный банк.

- Когда вы прогнозируете процесс перевода "плохих" активов из госбанков в "Родовид"? Как он будет происходить?

- Мы с "Родоводом" поступаем поэтапно. Первый этап - снять напряженность населения. Потом, когда в банке останутся его "родные" активы, он оценит ситуацию. Напишет бизнес-план, мы его оценим, и он будет давать предложения, чтобы заниматься активами Укргазбанка и "Киева".

Правительство, наверное, будет принимать участие в этом как собственник банка.

- Когда этого можно ожидать?

- В меморандуме прописано, что возможность продажи "плохих" активов в "Родовид" рассматривается только для государственных банков. Он не будет "плохим" банком для всех учреждений, которые имеют "плохие" активы. Вопрос сегодня обсуждается.

По срокам отвечу, может, не совсем так, как вы хотите услышать. В меморандуме сказано: чтобы начать работу с этими госбанками, в том числе рекапитализацию Укргазбанка, нужно поменять руководство. Поэтому сейчас говорить, что будет делать новый менеджмент, не совсем правильно.

Они придут, оценят свои активы. Активы, которые им, возможно, самим реализовать, - это одно. А по тем активам, с которыми они сами не справятся, будет принято решение. Это мое личное мнение. Опять же, это будет решать менеджмент.

- А менеджмент будет меняться?

- Это не моя сфера ответственности. Мои слова - не секрет. Откройте меморандум, там все есть. Нужно нанять иностранных советников, чтобы правильно оценить ситуацию, и докапитализацию Укргазбанка начать после смены менеджмента.

- Кто это будет?

- Не могу назвать, честно говоря, я их еще не знаю.

- Как скоро это может произойти?

- Принято решение о выделении 4,3 миллиарда гривен, но это не значит, что банк получит деньги. Это решение, которое имеет под собой ряд юридических действий, например, регистрация эмиссии Госкомиссией по ценным бумагам.

- Сергея Мамедова вы уже тестировали на квалификационное соответствие должности председателя правления Укргазбанка?

- Нет. Я, честно говоря, не знаю, о ком вы говорите.

- О бывшем зампреде Укргазбанка, которого якобы правительство собирается назначить новым председателем.

- Я не могу за правительство отвечать. Если он был зампредом, наверное, имеет квалификацию. Наша инструкция 375 имеет четкие параметры. У нас для председателей и для зампредов, в принципе, одинаковые требования.

Разница только в том, что председатель приступает к обязанностям после того, как его комиссия утверждает. А зампред подает документы, и его деловая репутация оценивается по документам, даже не требуется заседания комиссии. При необходимости мы можем вызвать его и побеседовать.

- КРУ заявило, что у банка "Родовид" есть земельный участок на 3,7 миллиарда гривен. Почему его не продали, а добивались выделения государством ОВГЗ?

- Насколько я понимаю, это был залог.

- Он сегодня в собственности "Родовода".

- Что такое "в собственности"? Они действительно приняли на баланс все залоговое имущество, по которому не вернулись деньги. Чтобы продать с баланса, нужно получить право собственности.

Мы оставляем "Родовид" банком "плохих" активов, чтобы вернуть рефинансирование и уже вложенные деньги государства. В любом случае все, что сможет вернуть временный администратор, вернется государству. Не переживайте.

Честно говоря, у меня нет информации относительно этой земли. Я не могу комментировать, готов ли временный администратор ее продавать.

- Вы следите за ходом дела Щербины?

- Нет, Нацбанк не следит за этим делом. Я категорически отказываюсь дискутировать на эту тему.

- Речь шла о том, что замечены два крупных финансовых нарушения, по которым можно через суд вернуть деньги банка.

- Не готов я говорить о Щербине. Пусть этим занимаются правоохранительные органы.

- Вы будете применять санкции к банкам, которые привлекают на рынке ресурс дороже, чем средневзвешенная ставка по пассивам? При Стельмахе принимался такой документ, а сейчас НБУ создает индикатор стоимости ресурсов на рынке. Связаны ли эти вещи?

- В пятницу выступал Дубихвост (Александр, директор департамента управления валютным резервом и осуществления операций на открытом ринке НБУ. - "ЕП"), на эту тему был круглый стол. Давайте анализировать то, что было сказано.

Эта работа еще ведется, пока что она просто презентована. Многое будет зависеть от того, насколько агентство Reuters и банки будут готовы. Там речь идет о плавающей процентной ставке и о долгосрочном кредитовании.

Мы очень обеспокоены тем, что при достаточно избыточной ликвидности банки не кредитуют. Об этом мы говорим на всех совещаниях, озвучиваем позицию НБУ. Честно говоря, мы работаем над программой запуска кредитования.

- Есть ли практика выдачи гарантии материнскими банками под проблемные активы в Украине?

- Работа с "плохими" активами обсуждается, создана рабочая группа. Одна из проблем - продажа этих активов, в том числе нерезидентам. Мы ищем пути, чтобы выйти из ситуации. Если нерезидент хочет выкупить "плохие" активы и работать с ними, а у банка есть желание продать, то такие условия должны быть созданы.

После кризиса мы имеем негативно классифицированных активов в размере 15% совокупных активов. Банки напуганы, и это одна из причин, по которой банки осторожно относятся к кредитованию. Им проще вложить деньги в ОВГЗ под 9,5%, ничем не рискуя. Никто от этого не выигрывает.

- Они воспользовались предложением НБУ списать часть проблемных активов? Вы это предлагали дважды.

- Не просто предлагали, а разработали положение о списании. Около 10 миллиардов гривен уже списано.

- С начала 2011 года?

- С момента выхода этого положения. Оно вступило в силу в конце 2010 года. С 1 апреля 2011 года положение уже не действует. Вступил в силу Налоговый кодекс, согласно которому НБУ разработал положение о списании безнадежной задолженности. Сейчас оно находится на согласовании в Министерстве финансов.

- Налоговая администрация оспаривает итоги произведенного списания?

- Я от банков такой информации не получал. У нас были совместные совещания с ГНАУ, наш председатель встречался с главой этого ведомства.

Суть в чем? Мы же не просто списываем, эти активы переносятся на внебалансовые счета, и с ними так же продолжают работать, как будто они находятся на балансе.

Поначалу были опасения, что актив спишется, и банк его не будет возвращать. Теперь, как только возвращается актив - висит он на балансе или на внебалансовом счете, доходы по возврату облагаются налогами. Этот главенствующий принцип.

- Собираетесь ли вы менять требования к капиталу банков - к нормативной базе или к адекватности капитала?

- Вы же понимаете, что у нас с нормативной базой. Закон 0884 дал нам возможность увеличивать уставной капитал банков до 120 миллионов гривен. Около 45-ти банков находятся на стадии увеличения капитала, по каждому из них разработана программа. Мы за этими программами внимательно следим.

Банки, которые не имеют капитала на уровне 120 миллионов, рискуют вкладами физлиц, доверием. Мы запретили им принимать вклады. Они жаловались, были суды, мы все выиграли. Ассоциация украинских банков с нами боролась активно.

Все наши действия основаны на защите интересов вкладчиков. Чем будет выше капитал, в том числе регулятивный, тем она окажется выше. К тому же, мы достигнем той цели, о которой сейчас будут все говорить, - кредитования экономики.

- Повышать норматив адекватности капитала пока не будете?

- Пока у нас нет таких желаний, и нет необходимости. Мы должны справиться с теми нормативами, которые установили. Адекватность у нас и так 10%, она выше, чем 8% по Базелю. Повышать ее дополнительно будет не совсем логично.

Другое дело, повышать качество активов. Бывает, что у банка адекватность 20%, а выходишь на проверку, и оказываются не 20%, а 15%. Качество активов - это сегодня основная задача банков, ну и работа с проблемной задолженностью.

- Проверочную деятельность планируете менять?

- А в каком плане?

- Ну, усилить, расширить, углубить. Вы сами говорите, что заявленное и реальное качество активов не совпадает.

- Не совпадает, потому что во многом оценка рисков - это субъективный момент. Есть такие моменты, которые нельзя оспорить, это касается качества погашения. Например, количество дней просрочки четко прописано. Если там больше 30-ти дней, то, как бы ты ни сопротивлялся, это больше 30-ти дней.

Однако есть такой момент, как финансовое положение заемщика, и тут начинаются дискуссии. Мы являемся на проверки и обычно приходим к единому знаменателю.

- К чему банкам готовиться в плане банковского надзора?

- В плане банковского надзора мы ведем себя корректно и не меняем прежних позиций. Я в этом деле не новичок, проработал там буквально с экономиста. Менять сегодня что-то необходимости не вижу. Можно, конечно, организовать работу так, чтобы безвыездной и выездной надзор понимал общую задачу.

Мы сделали такую реорганизацию, потому что были отдельно департаменты выездного и безвыездного надзоров, и они подчинялись напрямую службе.

Теперь Гендепартамент банковского надзора, которым руководит член правления НБУ Алексей Ткаченко, объединил два направления. Он координирует их, чтобы можно было по конкретному банку принимать конкретные решения как в рамках инспекционной проверки, так и на уровне безвыездного надзора.

Я не открыл Америку, так уже было в Нацбанке, мы просто вернулись к оптимальной ситуации. Работая в области, я на себе замыкал и выездной, и безвыездной надзоры. Координация между этими подразделениями позволила понимать, что делать с тем или иным банком. Конечно, здесь объемы больше, но задачи - те же.

- Почему администратор банка "Надра" повторно объявил об эмиссии?

- Почему повторно? Объявление эмиссии на 3,5 миллиарда гривен я видел один раз.

Были вопросы, в том числе у МВФ, почему 3,5. Я объяснил. Заканчивается в банке годовой аудит, с его учетом будет определена сумма докапитализации, и инвестор будет двигаться в этом направлении с учетом суммы, необходимой для выполнения норматива поддержания ликвидности.

- То есть сумма может измениться?

- У нас по "Надра банку" на 1 октября 2010 года планировалась сумма докапитализации 8,8 миллиарда гривен, но официально подтвержденной цифры нет.

Временный администратор может сделать расчеты, но это будут его расчеты. А сейчас мы получим годовой отчет и посмотрим. Какие-то кредиты будут погашены за счет залога. То есть, я думаю, сумма докапитализации уменьшится в любом случае.

Для банка месяц - это уже срок. Нельзя сказать, что все показатели зафиксированы, и на них можно ориентироваться полгода.

- Вы планируете вводить гарантии Фонда гарантирования вкладов по депозитам в банковских металлах?

- Мы это не обсуждали, потому что этих вкладов было слишком мало.

- Однако их объемы растут. В Укрпромбанке, например, было много депозитов в металлах. Кстати, какова их судьба?

- Подождите. В Укрпромбанке осталась только седьмая очередь, в которой около 7,3 миллиарда гривен, из них 6,8 - это "Родовид". Там вкладчиков уже нет. А вкладчики, которые имеют на своих депозитах больше 150 тысяч гривен, - это, по-моему, четвертая очередь. Так что речь о них вообще не идет.

- На каком сейчас этапе передача полномочий по надзору Фонду гарантирования вкладов?

- Мы отработали законопроект по Фонду гарантирования и с Мировым банком, и между собой. Он уже несколько месяцев находится в Администрации президента.

Там есть прогрессивные вещи, которые изменят и отношение к банковскому надзору, и к работе с вкладчиками и банками, которые имеют проблемы. Есть смысл еще раз все взвесить, чтобы принять решение. Если закон будет принят, тогда будут кардинальные изменения в нормативных актах.

Кстати, принятие закона 0884 стало революцией в банковском законодательстве. Не только в плане капитала, но и прозрачности собственности, и моментов по аудиту. Получив этот закон, мы разработали план изменения нормативных актов с учетом того, что за полгода нам нужно будет привести их в соответствие с данным законом.

Эти изменения будут обязательно. Будет более подробно расписан регламент и по открытию банков, и по работе с другими инструментами.

- В 2010 году НБУ озвучивал идею о досрочном возврате рефинансирования, которое банки получили после кризиса. Какой объем долгов сейчас "висит" в системе, и какой объем может быть погашен в ближайшее время?

- Вопрос тоже не остался без внимания МВФ. В системе сегодня 70 миллиардов гривен Нацбанка, и перед нами стоит задача разрабатывать механизмы возврата.

Поймите правильно: заключены договора, которые определяют порядок, срок, какие-то ограничения для банков, ответственность. Эти деньги выданы на основании программы финансового оздоровления.

Могу вас заверить, что все ограничения мы контролируем. Раз в полгода мы выходим на проверки, смотрим, как они выполняют программу. Идет пристальный детальный анализ по банкам, которые имеют рефинансирование.

Есть проблемные учреждения, мы понимаем, что у них будут сложности при возврате. Эти банки находятся в состоянии ликвидации, временной администрации.

У банков, которые работают, все идет по графику. Более того, в 2010 году мы констатировали определенную сумму, которая была досрочно погашена с учетом требований НБУ. Банки сами отказались от этого инструмента, ведь на учреждения, которые пользуются нашими деньгами, наложены определенные ограничения.

Некоторым собственникам и менеджерам невыгодно иметь такие ограничения. Они с ними согласились, когда им нужны были деньги. Некоторые понимают, что они ограничены в активных операциях, как правило, в работе с ценными бумагами. Они досрочно погашают рефинансирование, чтобы работать без ограничений и надзора.

- Российские банки хотят кредитовать в рублях, европейские - в долларах и евро. Нацбанк планирует смягчить ограничения на валютное кредитование?

- Этот вопрос я комментировать не буду, но скажу, что НБУ работает над проектом закона "О валютном регулировании". Мы его горячо обсуждаем с депутатами. Думаю, какие-то шаги по либерализации в нем будут, но сегодня он сырой.

- Когда он может появиться в Верховной раде?

- Мы стараемся как можно быстрее. Этот вопрос волнует всех. Он один из основных для запуска кредитования и работы с международными организациями.

- Недавно Нацбанк ослабил контроль над разрывом по срокам между пассивами и активами. Что это должно дать, и как вы контролируете риски?

- Речь идет об отмене письма от 2008 года, которое банки боялись нарушить. Эти разрывы влияли на размер регулятивного капитала. Если разрыв больше, то регулятивный капитал уменьшался на сумму разрыва.

Мы отменили это письмо, посчитав, что определенное время прошло, и действовать по задачам и ограничениям 2008 года не совсем корректно. Мы вынесли вопрос на обсуждение, организовав банковский форум.

- Правительство донимает вас просьбами кредитовать аграриев?

- Правительство озабочено тем, что есть посевная, есть незавершенное строительство. Сергей Геннадиевич (Арбузов. - "ЕП") недавно был на большом форуме, на котором присутствовали строительные компании.

Вопрос стоит, как повлиять, как поучаствовать, но есть моменты, выше которых Нацбанк не может прыгнуть при всем желании.

Что такое кредитование? Есть реальный заемщик, реальные залоги, реальная процентная ставка привлеченных средств. Чтобы привлечь по 11% годовых, а кредитовать по 9%, нужны какие-то компенсаторы. Они должны разрабатываться с учетом льгот, их нужно заложить в бюджет. Вопрос непростой, но он обсуждается.

- Нацбанк недавно разослал проект постановления по оценке рисков источников доходности, который потом будет использоваться при расчете адекватности капитала. Когда оно будет принято?

- Мы разослали проект и ждем реакции. Давайте поговорим после того, как получим ответы. Может быть, ряд норм будет изменен с учетом позиции банков, территориальных управлений Нацбанка. Мы же делаем это для того, чтобы что-то улучшить, а не просто принять нормативный акт и отчитаться.


powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!