Немічні санкції, або Чому російська лотерея не йде з України

Немічні санкції, або Чому російська лотерея не йде з України

Вівторок, 27 жовтня 2015, 09:40 -
На ринку на досить умовній легальній ниточці залишився один оператор - УНЛ. В кулуарах не вщухають чутки, що російське коріння - тільки один з мотивів введення санкцій. Інший - банальний переділ ринку. (Рос.)

- А можно мне лотерею "Хто там?"?

- Да, конечно. С вас 10 грн. Условия смотрите на чеке, - отвечает продавщица лотерейных билетов в киоске на станции метро Петровка.

Лотерею "Хто там?" выпускает оператор "М.С.Л.", на которого распространяются санкции Украины против России.

Раньше "Украинская правда" уже писала о том, что львиную долю рынка контролируют российские олигархи.

В "черный" список попал еще один оператор лотерей - "Патриот".

Согласно решению СНБО к обоим операторам применены такие виды санкций: блокирование активов, запрет на выведение капиталов из Украины, приостановка выполнения финансовых и экономических обязательств, запрет работать с международными платежными системами, ввоз и вывоз валютных ценностей и ограничения по выдаче наличных по платежным картам.

ЭП решила проверить, как на компании повлияли санкции.

- А если я выиграю, вы мне выплатите выигрыш? Компания ведь попала в список предприятий, на которые распространяются санкции.

- Конечно. А в чем проблема?

- Но ведь у них вроде как счета и активы заблокированы…

- Возможно, какие-то проблемы есть, но нам об этом не говорят, - беспечно сообщает продавщица вместе с новостью о том, что я выиграла 10 грн.

Она тут же протягивает мне десятку. На вопрос, могу ли я приобрести лотерею компании "Патриот", говорит, что в продаже их нет, мне нужно обратиться в "зеленый киоск". Он находится на другой стороне станции метро. Найти его удается минуты через две.

- А можно лотерею "Моя країна - Україна"?

Эту лотерею выпускает оператор "Патриот".

- Осталась последняя. Держите. С вас 5 грн, - говорит женщина.

- А если я выиграю, вы мне выплатите выигрыш? - повторяю свой вопрос с ремаркой о санкциях.

- Да. Ничего страшного. Вот недавно одна пара выиграла 1 тыс грн. Они поехали, как того требуют правила, в офис "Патриота" и в полном объеме получили свой выигрыш, - успокаивает продавщица.

- А "М.С.Л." тоже платит?

- Да, с этими проблем вообще нет никаких. Все выплачивается, - подтверждает слова своей коллеги по продаже лотерейных билетов продавщица.

Все это явно не совпадает с видением Министерства финансов по поводу того, как санкции должны отразиться на работе лотерейщиков. На днях в разговоре с ЭП министр финансов Наталья Яресько была весьма лаконична. "Да, санкции предполагают уход этих компаний с рынка", - сказала она.

Вне санкций и госконтроля

Опрошенные ЭП эксперты говорят: после применения санкций "Патриот" и "М.С.Л." не смогут вернуться к прежнему режиму работы.

"Под санкциями работать невозможно. Этим компаниям заморозили счета, и платежные системы отказались с ними работать. В таких условиях сложно заниматься бизнесом", - говорит партнер Baker Tilly Ukraine Дмитрий Драгун.

Судя по всему, лотерейщики нашли способ частично обойти эти сложности. Особенно если учесть, что государство не контролирует их деятельность и имеет приблизительное представление об их реальных денежных потоках.

По словам экс-директора ГП "Укрэлекон" Государственной фискальной службы Николая Коваленко, за последние годы участие государства в регулировании лотерейной деятельности свелось к регистрации Минфином условий проведения лотерей и составлению Госказначейством бумажных отчетов.

При этом отчеты составляются на основании данных, предоставленных самими операторами: по 13 из 129 проводимых в 2014 году лотерей. По словам Коваленко, 116 лотерей вообще никто, кроме самих операторов, не контролирует.

"ГФС от контроля за рынком самоустранилась. Во исполнение Налогового кодекса она должна была подготовить требования к порядку проведения финансового контроля над деятельностью лотерей, но не сделала этого", - отмечает эксперт.

По этой причине, отмечает Коваленко, для рынка стали обычным явлением незаконные "гослотереи", лотереи-клоны, изменения условий проведения лотерей в процессе розыгрышей, установка игровых автоматов под видов лотерейных терминалов, букмекерская деятельность под видом лотерейной.

Из-за слабого контроля со стороны государства санкции также могут не подействовать в полную силу.

"Патриот" и "М.С.Л." - мощные компании. Санкции действуют год. Имея сильных юристов, за год компании обратятся во всевозможные инстанции, в том числе судебные. Они будут пытаться доказать, что они такие же правомерные операторы рынка, как и УНЛ. Эта книга еще не дописана", - отмечает Драгун.

Именно это и происходит. "Патриот" уже заявила о необоснованности санкций. В ответ на внесение в "черный" список руководство оператора заявило, что компанией владеет европейская компания Cehriba Investments Limited, бенефициаром которой является группа частных инвесторов с ЕС.

Согласно сообщению, российский бизнесмен Олег Бойко вышел из капитала общества еще летом 2014 года.

 Нажмите для увеличения

"М.С.Л." заняла аналогичную позицию.

По словам генерального директора компании Андрея Урядова, "М.С.Л." будет требовать в суде исключения из санкционного списка, составленного Советом национальной безопасности и обороны Украины.

"Наша компания не переводила деньги за рубеж, не контролируется представителями российского капитала и уж тем более не является угрозой для национальной безопасности", - заявил он.

По словам почетного президента юридической компании Jurimex Данила Гетманцева, эффект от санкций для государства будет следующим: если раньше бюджет получал от лотерей поступления, то сейчас он их не получит.

"Запрет на выполнение финансовых обязательств - это в том числе и запрет на их выполнение перед государством", - объясняет Гетманцев. УП уже писала о том, что Гетманцев является миноритарным держателем акций "М.С.Л.".

Санкции в том числе применены за содействие терроризму, реальную или потенциальную угрозу национальной безопасности. "По логике, должны были быть возбуждены уголовные дела, а лица, виновные в этих деяниях, привлечены к ответственности. Этого сделано не было", - говорит Гетманцев.

По его словам, оператор нашел юридическую возможность, которая позволяет компании остаться на украинском рынке. Полностью раскрыть подробности схемы он отказался, уточнив только, что санкции не касаются права на проведение игр.

"Деньги заморожены. Оборудование арестовано, его нельзя отчуждать, но в реестре запретов на отчуждение этого запрета нет. Кроме того, это оборудование никто и не хотел отчуждать. При этом санкции не предполагают запрета на его использование", - отмечает он.

На вопрос, как выплачиваются выигрыши, если деньги заморожены, он загадочно сказал, что "учредители изыскали другие источники". На этом этапе возникают вопросы, и не только по поводу того, откуда у "М.С.Л." деньги на выплату выигрышей при замороженных счетах.

По сути на рынке на весьма условной легальной ниточке остался один оператор - УНЛ. В кулуарах не утихают слухи, что российские корни - только один из мотивов введения санкций. Второй - банальный передел рынка в пользу УНЛ.

В доказательство этой версии причастные к теме лица озвучивают такой аргумент: далеко не все работающие в Украине компании с российским капиталом попали в санкционный список. К тому же, в последние месяцы УНЛ якобы активно расширяет сеть своих точек продаж, в том числе за счет скупки точек "Патриота".

Минфин увлекся проектом

Сейчас лицензиями на проведение и организацию лотерей обладают УНЛ, "Патриот" и "М.С.Л." - с 2001 года, а также Ощадбанк - с 2004 года.

Поскольку последний свои возможности по организации и проведению лотерей пока не реализовал, монополия на рынке принадлежит троим операторам. При этом принадлежит она на достаточно спорных основаниях.

Срок действия лицензий троих операторов истек в феврале-марте 2013 года. Вместо выдачи новых лицензий и подготовки регуляторных актов Кабмин продлил срок их действия своим постановлением. Правительство разрешило операторам работать по старым лицензиям до принятия нового законодательства.

С подготовкой этого законодательства пока все сложно. За последние полтора года в парламенте появилось много инициатив на тему регулирования азартных игр, включая лотерейную деятельность. Ни один из документов не был принят.

Зимой 2014 года по инициативе тогдашнего министра финансов Александра Шлапака появился последний пакет законопроектов. До рассмотрения в парламенте дело не дошло - документы "зависли" в правительстве.

После смены руководства в министерстве история повторилась. Премьер-министр Арсений Яценюк и министр финансов сделали несколько заявлений о намерениях легализировать азартные игры и решили начать подготовку документов с нуля.

Вскоре Минфин пошел дальше и назвал легализацию игорного бизнеса одним из компенсаторов потерь бюджета от проведения налоговой реформы. За счет легализации Минфин рассчитывает получить 5 млрд грн и заложил эти доходы в проект сметы-2016. Средства планируется получить за счет продажи лицензий.

Загвоздка в том, что все это невозможно без вступления в силу к концу 2015 года нового законодательства. Последнего пока нет и будет ли оно, неизвестно.

"Минфин работает над созданием нового законодательства для игорного бизнеса в Украине. Он это делает на основе лучших европейских практик и опыта. Именно для этого к работе привлечены международные консультанты", - заверила ЭП замминистра финансов Елена Макеева.

По ее словам, институциональная модель для лотерейного бизнеса, букмекерской деятельности и работы казино еще не утверждена. "Мы понимаем, насколько вредным может стать игорный бизнес для рядовых граждан", - говорит Макеева.

В связи с этим важно предупредить его негативное влияние на развитие общества. Наиболее дискуссионным является вопрос построения лотерейного бизнеса. "Мне нравится опыт европейских стран, где лотерейный бизнес - государственная монополия", - отмечает Макеева.

В мире азартные игры узаконены во всех странах Европы, кроме Сан-Марино и Лихтенштейна, в странах Северной и Южной Америки, кроме Кубы, в Австралии, многих странах Азии и Африки. Запрещены они в странах исламского мира.

Доля лотерей в мировом рынке азартных игр оценивается 57%. В 2013 году объем мировой лотерейной индустрии составил 284 млрд долл, в том числе в Европе - 116 млрд долл. Доля Северной Америки - около 74,6 млрд долл.

Бюджеты государств от лотерейной деятельности получают миллиарды. Так, отчисления в казну США ежегодно составляют около 30 млрд долл, Японии - 8 млрд долл, Германии - 7 млрд долл, Испании - 6,5 млрд долл. В развитых странах поступления от лотерей составляют 1-2% доходов госбюджета.

В Украине в 2014 году операторы уплатили в бюджет 318 млн грн. Это 0,065% от доходной части бюджета. При этом суммарный доход они задекларировали в размере 12,4 млрд грн. Минимальные отчисления в бюджет объясняются тем, что законом не определен максимальный размер призового фонда.

Операторы могут устанавливать его сами. Если в европейских странах он составляет максимум 50%, то в 2014 году для некоторых видов лотерей, согласно официальным данным, которые есть в распоряжении ЭП, он достиг 94,3%.

По информации Минфина, реальный объем игорной сферы оценивается 40 млрд грн. Поступления за прошлые периоды, как минимум, могли бы составить 1 млрд грн. Наблюдается занятная тенденция.

"Увеличение количества лотерей не привело к росту поступлений в бюджет. Более того, в 2014 году поступления уменьшились на более чем 2 млн грн", - говорится в отчете Счетной палаты касательно рынка лотерей.

В Минфине уверяют: новое законодательство может быть готово уже через две недели. По прогнозам Драгуна, оно не вступит в силу к концу 2015 года. Причина - в Верховной Раде царит полный диссонанс относительно судьбы сектора.

"Есть прагматичная группа депутатов от БПП, которые за легализацию и получение доходов от этого сегмента. Фракция Тимошенко и Радикальная партия категорически против по идеологическим причинам. В их понимании любая игорная активность - это порок, который вредит обществу", - подытожил эксперт.

Если к идеологическим различиям добавить рычаги лоббизма, которые традиционно запускаются с разных сторон при активизации этой темы, то шансы проголосовать за легализацию с учетом низкой явки парламента сводятся к нулю.