Уряд накопичує гроші

Уряд накопичує гроші

Вівторок, 12 травня 2015, 13:26 -
Уже зараз зрозуміло: бюджет на 2016 рік буде зверстаний на новій законодавчій базі. До осені міністр фінансів обіцяє підготувати нову порцію поправок до Податкового кодексу. (Рос.)

С госбюджетом происходят необычные вещи.

Впервые за последние три года в отчетности Минфина о его выполнении появилось слово "профицит".

Последнее упоминание о профиците госбюджета в отчетности ведомства датировано периодом январь-февраль 2012 года.

Тогда удалось собрать доходов на 4,8 млрд грн больше запланированных расходов.

Случился еще один факт, уже лет десять как нехарактерный для системы госфинансов.

В последние два месяца остаток средств на едином казначейском счету - ЕКС - нетипично большой. 1 апреля на счету у государства было 26,7 млрд грн. К 1 мая эта цифра уменьшилась до 23,6 млрд грн. Тем не менее, в последний раз больше было только в декабре 2005 года.

Запасливость правительства можно объяснить.

Наличие средств на ЕКС призвано показать всем заинтересованным, что деньги у государства есть и волноваться нечего. Минувшей зимой заявления тогдашнего спикера Александра Турчинова и кандидата в премьер-министры Арсения Яценюка о пустом ЕКС были одной из причин паники на валютном рынке.

Сейчас два десятка миллиардов на счету могут быть успокоительным сигналом.

Еще одна версия - Кабмин копит средства на "черный" день. С учетом долговых проблем государства и войны средства могут понадобиться в любой момент.

 Натисніть для збільшення

Заслуга регионов

Любая попытка разобраться в происходящем с госбюджетом напоминает легкую детективную историю. Все потому, что с начала 2015 года правительство обнародует данные о выполнении бюджета в избирательном порядке. С января госказначейство не публикует информацию о ежемесячном выполнении cметы.

Тем временем статья 28 Бюджетного кодекса обязывает это делать.

Понять, что происходит с бюджетом, можно только по данным Министерства финансов, которое дает цифры "период к периоду". В этом есть определенная уловка. Такой подход позволяет афишировать более красивые показатели, но не дает понимания, как обстоят дела с выполнением плана.

Так, по информации Минфина, сводный бюджет в первом квартале 2015 года выполнен с профицитом 14 млрд грн. Профицит госбюджета составил 4,2 млрд грн. Получается, основная заслуга в наличии профицита принадлежит регионам.

До 2015 года 68% местных бюджетов не выходили на выполнение прогнозных показателей, говорит директор Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Сейчас ситуация изменилась.

Дотаційність місцевих бюджетів, 2014-2015 роки, %

Джерело: Асоціація міст України 

"Введение акциза с розничных продаж и передача части налога на прибыль местным бюджетам заставляет территории действовать, а не ждать помощи из госбюджета. Муниципалитеты заинтересованы в борьбе с контрафактом. За счет реализации "белой" продукции они получают больше средств", - отмечает он.

Поступления от этих налогов зависят от уровня законной бизнес-активности на территории. Правда, на практике картинка не столь радужная.

В неформальных разговорах с журналистами представители бизнеса обращают внимание на произвол со стороны налоговой милиции на уровне регионов, попытки доначислить большие суммы налогов путем шантажа.

Второй фактор профицита в регионах - изменение системы бюджетного выравнивания. Раньше муниципалитеты перечисляли всю сумму, на которую они перевыполняли смету, в госбюджет. Потом, по словам Слобожана, эти средства, часто по политическим мотивам, перераспределялись между регионами.

Сейчас сумма отчислений в госбюджет по налогу на прибыль и НДФЛ привязана к среднему по стране показателю. Если у муниципалитета по этим статьям есть перевыполнение среднего, то 50% он оставляет себе. Вторая половина через госбюджет передается территориям, которые показали худший результат.

"При этом помощь оказывается только на 80% от потребности, чтобы не стимулировать иждивенческие настроения", - объясняет эксперт.

В парламенте уже накопилось много депутатских инициатив, призванных изменить, а то и отменить законодательство о децентрализации. Есть идеи модифицировать или упразднить налог с розничных продаж.

"Если эти изменения не будут приняты, то на уровне местных бюджетов эффект профицита будет наблюдаться и в дальнейшем, а уровень дотационности местных бюджетов продолжит снижаться", - отметил Слобожан.

Правда, как ранее писала ЭП, у бизнеса другая позиция. С профицитом госбюджета все проще - его обеспечила девальвация. Она же послужила причиной такого нетипичного для госбюджета резкого роста доходов.

Натисніть для збільшення 

Разовый эффект

В распоряжении ЭП оказались данные о выполнении бюджета. Согласно им, доходы сводного бюджета в январе-апреле составили 198,3 млрд грн. Это на 58 млрд грн больше, чем в первом квартале. Основной рост наблюдается по импортному НДС - плюс 10,4 млрд грн, НДФЛ - плюс 7,5 млрд грн, ввозной пошлине - плюс 3,5 млрд грн.

Пока явных предпосылок для продолжения такой динамики нет. Во-первых, в любой момент возможен рост расходов на оборону. Во-вторых, темпы наполнения казны определяли девальвация и новое законодательство. В последнее время гривна укрепилась, и влияние девальвации снизится.

"Импортеры, купив авансом продукцию на пике падения гривны, потеряли деньги. При этом розничный товарооборот упал за первый квартал на 23,9%. Цены особо не снижаются. Рассчитывать, что население начнет активно покупать, не стоит", - отмечает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.

По его прогнозам, притока импорта не будет.

Еще одна причина профицита - расходы бюджета не отвечают доходам. По сравнению с ростом доходов на 25%, расходы увеличились на 12,9%, хотя план по расходам предполагает их повышение на 26%. Профицит, по прогнозам Боярчука, будет сокращаться по мере ускорения расходов.

Ставки перетасуют

Бюджет на 2016 год рискует повторить судьбу своего предшественника. Уже сейчас понятно: он будет подготовлен на новой законодательной базе. К осени 2015 года министр финансов Наталья Яресько обещает подготовить новую порцию поправок в Налоговый кодекс.

Наталія Яресько. Фото kmu.gov.ua 

Баланс сметы-2016 зависит от того, удастся ли Минфину вновь изменить комбинацию действующих налоговых ставок, избежав роста дефицита.

Эти правки затронут администрирование налоговых платежей и ставки ренты при добыче газа для частных компаний. Обсуждается вариант ее снижения на 15%. Минфин рассчитывает, что сниженные ставки позволят увеличить инвестиции и добычу, и такой маневр не приведет к сокращению поступлений в бюджет.

Больше проблем с единым социальным взносом и другими налогами. Как рассказал ЭП один из авторов будущих поправок в НК, зреет идея уменьшения ЕСВ до 20%, а НДФЛ и налога на прибыль - до 15%.

"В первые месяцы недопоступления в бюджета составят 25-30 млрд грн, однако за полгода мы выровняемся за счет детенизации", - говорит собеседник.

"Обсуждался вариант установить ставки НДС, налога на прибыль и ЕСВ на уровне 18%. Частичный компенсатор - повышение НДС на поставки лекарств с 7% до 18%", - говорит собеседник издания из аппарата правительства.

Есть информация, что идея снижения ЕСВ не импонирует министру социальной политики Павлу Розенко. Для него и для Минфина снижение ЕСВ - это очередная головная боль на тему поиска компенсаторов. Ситуацию усугубляет и то, что в бюджете-2016 уже намечаются определенные разрывы.

В частности, закончится действие импортного сбора, а это 17,6 млрд грн в смете-2015. В 2016 году их нужно будет чем-то заменить.

По информации источников ЭП, традиционно проблемными могут оказаться переговоры о сумме перечислений в госбюджет от НБУ. Уже сейчас говорят о том, что объем доходов казны от регулятора в 2016 году сократится.