Податки знову поміняють

Податки знову поміняють

Середа, 25 березня 2015, 11:33 -
Податковий кодекс чекає чергова хвиля змін. Допущені Кабміном помилки спричиняють проблеми з адмініструванням нових податків. У зоні особливої уваги - податок з роздрібного обороту і податок на нерухомість. (Рос.)

Налоговый кодекс ожидает новая волна изменений.

Допущенные правительством ошибки в декабре 2014 года выливаются в проблемы с администрированием новых налогов.

Кроме того, возникают вопросы о соответствии новых налогов европейскому и украинскому законодательствам.

Один из примеров - ситуация с налогом с розничного оборота.

- Я ничего не знаю. Это не ко мне, - перепугано ответила кассир супермаркета на вопрос, почему в чеке на покупку подакцизного товара - вина - не указан сбор с розничных продаж.

Сбор по ставке 5% вступил в силу с января 2015 года. Во время подготовки налоговой реформы он был одним из самых спорных налогов. Таким он и остался.

После его вступления в силу проблемы возникли и на техническом, и на общегосударственном уровнях.

Во-первых, за три месяца действия сбора торговцы не перепрограммировали кассовые аппараты. Зачастую информации о сборе в чеках нет, есть лишь НДС.

Натисніть для збільшення

Отсутствие сбора в чеке порождает манипуляции на тему ценообразования в сегменте подакцизных товаров. Информация о сборе должна указываться. Это предполагают инструкции ГФС, которые оказались в распоряжении ЭП.

Натисніть для збільшення

Во-вторых, отсутствие кассовых аппаратов во многих розничных точках усугубляет разнобой с ценами.

"Магазины с кассовыми аппаратами и без них три месяца работают в неравных условиях и реализуют табачную продукцию по разным ценам", - говорит директор отдела корпоративных вопросов компании "JTI Украина" Александр Когут.

Кроме того, новый налог стал неожиданностью для потребителей. Они привыкли ориентироваться на максимальные розничные цены, указанные на пачках сигарет, и, случалось, отказывались платить дополнительные 5%.

- Смотрите: на пачке сигарет розничная цена - 19,5 грн, а мы ее продаем по 20,45 грн с учетом розничного сбора. Потом мы указываем его в налоговой накладной, - объяснила кассир в другом магазине.

Общегосударственные проблемы с налогом связаны с низким уровнем поступлений и необходимостью вносить правки в Налоговый кодекс. Кроме того, его корректировка требуется согласно меморандуму с МВФ.

С апреля стартует наработка поправок в налоговое законодательство. Основные его направления известны уже сейчас.

Новшества станут новее

Часть будущих правок коснется налогов-новичков: сбора с розничных продаж и налога на недвижимость.

Это стало понятно по итогам дискуссии, которая на днях разгорелась во время совместного рабочего заседания бизнеса, членов парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики и Министерства финансов.

"Нужно уточнить в кодексе понятия "конечный потребитель" и "конечное потребление". "Конечное потребление" - это когда товар покупают для личного пользования, а не для коммерческих целей", - заявила директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Неля Привалова.

Однако вряд ли на этом поправки закончатся. Палитра позиций выглядит так: бизнес - против налогов, Минфин - за, депутаты - в поисках третьего варианта.

С одной стороны, акцизное лобби считается одним из самых сильных в парламенте. Оно может добиться модификации системы налогообложения в свою пользу. С другой - акцизная политика Минфина в 2014 году была хаотичной и непредсказуемой, а налоговая реформа оказалась далекой от совершенства.

 Міністр фінансів Наталія Яресько. Фото unian.net

"Сбор с розничных продаж неэффективен и сложен в администрировании. Он противоречит европейскому законодательству. Подобного "двойного акциза" нет нигде. Он стимулирует нелегальную торговлю подакцизными товарами", - озвучил ЭП позицию производителей подакцизных товаров менеджер по вопросам фискального регулирования "Филип Моррис Украина" Алексей Калиниченко.

"Двойной акциз" получается из-за того, что мы платим акциз, НДС, а потом еще раз "акциз", - объясняет гендиректор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

"Мы, конечно, не поддерживаем увеличение налоговых ставок, потому что 2014 год мы и так закончили с падением производства на 21%. Если есть возможность более взвешено подойти к этому налогу, промониторить, с чего он собирается, то лучше это сделать", - добавляет он.

Комитет по вопросам налоговой политики признает, что у бизнеса возникают проблемы со сбором. Дальше - интереснее.

Наличие проблем, по мнению депутатов, свидетельствует о необходимости отмены розничного сбора и введении местного налога с реализации всех розничных товаров по ставке 1%. Это якобы упростит администрирование налога и позволит выполнить план поступлениям по нему.

С уровнем поступлений - отдельная история. Сбор призван обеспечить 8,1 млрд грн доходов в местные бюджеты. В январе, по данным Минфина, удалось собрать 541,5 млн грн. Этого мало. Правда, сошлись во мнении депутаты и ГФС, январь непоказателен из-за низкого сезонного спроса.

"По нашей информации, объемы реализации табачной продукции в январе ниже, чем в другие месяцы года. В 2011-2014 годах объемы продаж сигарет в январе по сравнению с декабрем были ниже в среднем на 10%", - говорит Когут.

Это объясняется зимними отпусками и погодными условиями, - в холодное время года потребители меньше времени проводят на улице.

"В целом, если учесть сезонные тенденции в других категориях подакцизных товаров, и предположить, что текущие проблемы с администрированием будут устранены, возможно, по итогам 2015 года правительству удастся получить ожидаемые поступления в бюджет от нового налога", - прогнозирует эксперт.

Фото unian.net 

Другой дискуссионный вопрос - налог на недвижимость. Он тоже вступил в силу с января.

По информации Минюста, до 1 января 2015 года от БТИ в Госреестр прав на недвижимость передано информацию о 40% объектов недвижимости - 1 920 636. В Киеве этот показатель еще ниже - 30%. Таким образом, 60% собственников недвижимости не платят налог из-за отсутствия информации в реестре.

Это приводит к тому, что большинство плательщиков искусственно освобождены от уплаты налога, говорится в выводах комитета. В связи с этим "целесообразно рассмотреть вопрос о приостановке его уплаты физлицами в 2015 году".

Минфин об этом и слышать не хочет.

"Налогообложение всего розничного товарооборота усилит налоговую нагрузку на социальные товары и расширит число плательщиков. Это приведет к увеличению расходов государства на администрирование. Приостановка действия налога на недвижимость приведет к потерям местных бюджетов", - отмечает Минфин.

Правда, в неформальных разговорах стороны отмечают: по итогам полугодия нужно будет подводить итоги и смотреть, что эффективно, а что нет.

Реформаторские планы

Меморандум с МВФ определил основные направления, в которых будет меняться налоговое законодательство Украины. Выглядят они следующим образом.

1. Дальнейший курс на детенизацию зарплат и реформа единого социального взноса. Темпы этой реформы будут связаны с прогрессом в сокращении расходов на пенсии.

2. Перевод аграриев на общую систему налогообложения с января 2016 года.

3. Введение новой системы налогообложения для предприятий добывающей промышленности. "Мы обязались проработать этот вопрос и представить его в Верховную Раду до 1 июля, чтобы новая рентная ставка применялась с 1 января 2016 года", - заявила министр финансов Наталья Яресько.

4. Дальнейшие шаги по расширению базы налогообложения доходов граждан путем введения прогрессивных налоговых ставок.

Источник imf.org

"Один из ключевых вопросов касательно ренты - что считать объектом налогообложения: финансовый результат или проданный объем", - уточнил ЭП источник в Министерстве финансов. По его словам, ведомство склоняется к идее облагать налогом финансовый результат, а не добытый ресурс.

Еще один пункт меморандума, который предстоит выполнить в апреле, - реформа Государственной фискальной службы.

"Один из ее элементов - отход от трехуровневой системы органов ГФС. Сейчас органы службы представлены по вертикали область-район-город. Районное звено исключат", - говорит собеседник издания из ГФС. Еще один элемент реформы - переподчинение ГФС Минфину. Сейчас служба подчиняется правительству.

Законотворчеством займется в том числе рабочая группа при Национальной раде реформ при президенте Украины.

"Да, мы думаем о том, как создать эту рабочую группу. В ней обязательно окажутся представители государства, бизнеса и международные эксперты", - сообщила ЭП замминистра финансов Елена Макеева. По предварительным прогнозам, первое заседание рабочей группы может состояться в конце марта.