На фінішній прямій. Депутати шліфують держбюджет і чекають на вердикт МВФ

На фінішній прямій. Депутати шліфують держбюджет і чекають на вердикт МВФ

Понеділок, 17 жовтня 2016, 12:32 -
Депутати напрацювали 1 160 поправок до проекту бюджету-2017. Чи прийме їх Мінфін? Так, але не всі. Принцип відбору буде таким: поправки не повинні суперечити вимогам МВФ, але мусять забезпечити додаткові голоси за бюджет у сесійній залі. (Рос.)

Бюджетный процесс в разгаре, и "мяч" — на стороне депутатов.

Последние две недели парламентарии готовили поправки к проекту.

Как и в предыдущие годы, народные избранники ни в чем себя не ограничивают: документ поправок занимает более 400 страниц и содержит 1 160 предложений.

C начала недели парламентский комитет по вопросам бюджета завершит работу над таблицей поправок. В среду состоится финальное заседание комитета, а 20 октября финансовое детище Кабмина может быть рассмотрено в первом чтении.

По словам главы подкомитета по расходам бюджетного комитета Александра Горбунова, "Народный фронт", все эти предложения комитет отработал с депутатами и Министерством финансов.

"На многих встречах был министр финансов. Было много "хотелок". Депутаты подали нам предложения по расходной части, раза в три превышающие реальные возможности казны. В некоторых случаях мы изыскали дополнительный ресурс, и эти правки должны быть учтены", — говорит Горбунов.

Например, речь идет о возможности финансирования фонда регионального развития территорий из реальных источников. "Зал может принять этот документ. Бюджет сбалансирован", — отмечает Горбунов.

Чего хотят депутаты

Поправки парламентариев касаются всего. Депутаты не обошли вниманием ни одну статью проекта госбюджета.

Социальная сфера. "Раздувание" расходов бюджета на социальные нужды — неотъемлемый этап любого бюджетного процесса. Безусловно, социальные стандарты в Украине низкие, a система соцобеспечения далека от совершенства.

Загвоздка в том, что в Украине тема повышения зарплат и пенсий обычно не подкреплена реалистичными показателями экономического роста, но максимально насыщенна популистскими обещаниями. Она является идеальной площадкой для борьбы за электорат.

Каждая политическая сила предлагает свой вариант увеличения расходов.

Самый большой размер прожиточного минимума на конец года по сравнению с заложенным Кабмином — 1 700 грн — предлагают установить депутат от БПП Сергей Каплин — 3 330 грн — и "Батькiвщина" — 3 154 грн.

На третьем месте — партия "Відродження" Виталия Хомутынника с предложением постепенно повышать прожиточный минимум в 2017 году до 2 973 грн.

Местные бюджеты. Самое больше количество предложений и поправок касалось местных бюджетов. В частности, депутаты предложили передавать местным бюджетам расходы по содержанию учреждений здравоохранения только вместе с передачей финансового ресурса.

Парламентский комитет по вопросам строительства, региональной политики и местного самоуправления предложил финансировать фонд регионального развития из общего фонда госбюджета, а не конфискованных средств прежней власти. Причина — специальная конфискация так и не заработала.

Определить "реалистичные источники" доходов фонда регионального развития предлагают также депутаты Наталья Веселова из "Самопомощи", Олег Медуница и Николай Федорук, оба из "Народного фронта", Сергей Мельник, Иван Куличенко, Оксана Продан, Сергей Рудык и Валерий Давыденко, все из БПП.

Также народные избранники не прочь обязать Кабмин согласовывать распределение медицинской и образовательной cубвенций с бюджетным комитетом Верховной Рады. Аналогичное предложение внес Сергей Рудык и в отношении субвенции на социально-экономическое развитие регионов.

"Батьківщина" предложила вернуть в бюджет субвенцию местным бюджетам на погашение долга по разнице в тарифах на коммунальные услуги. Субвенция была отменена в связи с повышением цены на газ до уровня себестоимости.

Сотни поправок депутатов касаются увеличения расходов на инфраструктурные проекты в регионах, точнее — на своих избирательных округах.

Оборона, АТО. В расходной части депутаты предлагают различные метаморфозы с цифрами по финансированию силовых ведомств.

От группы депутатов "Оппозиционного блока" поступило предложение сократить расходы на силовиков "в среднем на 40%, общая экономия — 18,2 млрд грн, в том числе расходы на приграничную службу предложено уменьшить на 2 млрд грн. Под этой правкой подписались 22 депутата во главе с Юрием Бойко.

"Оппозиционный блок" также предлагает приостановить финансирование проекта "Стена" — экономия составит 0,2 млрд грн. Расходы на Нацгвардию "оппозиционеры" предлагают уменьшить на 5,4 млрд грн.

А вот лидер Радикальной партии Олег Ляшко и еще более десятка депутатов хотят увеличить расходы на службу чрезвычайных ситуаций на 1,2 млрд грн.

Депутат Антон Киссе, "Відродження", предложил ввести мораторий на реализацию излишних вооружений, военной и спецтехники до завершения АТО.

Налоги. Депутат Виталий Корчик, "Народный фронт", за то, чтобы увеличить доходы дорожного фонда на 11,6 млрд грн за счет перераспределения поступлений от акциза с топлива и импортных автомобилей, платы за проезд дорогами и пошлины на нефтепродукты и транспортные средства.

Депутаты предлагают легализировать добычу янтаря и увеличить за счет этого поступления от ренты. Ставку на доходы от легализации добычи солнечного камня сделала Наталья Яресько, тогдашний глава Минфина. Это не сработало.

Юлия Тимошенко предлагает учесть в бюджете дополнительные доходы в сумме 20 млрд грн за счет перечисления чистой прибыли "Нафтогаза". Еще один потенциальный источник доходов — 11 млрд грн, привлеченные от продажи лицензий мобильным операторам на использование 4G.

"Батьківщина" также предлагает принять целый ворох законопроектов, которые касаются аграрного сектора, в том числе о возврате специального режима налогообложения НДС, который действовал в 2015 году.

Эту правку внесла лично Тимошенко. В связи с возвратом к старому режиму налогообложения она предлагает уменьшить поступления от НДС от произведенных в Украине товаров на 29,6 млрд грн.

Помимо прочего, депутаты из "Народного фронта" и БПП предлагают Нацбанку не жадничать и перечислить по итогам 2017 года в госбюджет 45 млрд грн, а не 41 млрд грн, как запланировал Минфин.

Депутаты нашли свой баланс

Парламентарии настроены рассмотреть проект в первом чтении на этой неделе. В понедельник комитет еще раз пройдется по поправкам, а 20 октября возможно рассмотрение документа в первом чтении. Это оптимистичный сценарий.

"Я очень хочу, чтобы проект бюджета был рассмотрен в первом чтении по графику, но всегда нужно делать скидку на возможные обстоятельства. Если с начала недели появятся позиции, которые внесут резонанс, не исключено, что придется отложить решение. Сегодня баланс найден", — пояснил в комментарии ЭП глава парламентского комитета по вопросам бюджета Андрей Павелко, БПП.

Возможности вносить уточнения, говорит он, будут еще на этапах подготовки сметы и ко второму, и к третьему чтениям. По словам Павелко, для БПП главное, чтобы расходы на оборону остались в пределах 5% ВВП, и Минфин нашел баланс их распределения между ведомствами. "Пока есть разночтения", — отмечает он.

Еще один спорный момент, рассказывает народный депутат от БПП Константин Ищейкин, — сокращение финансирования медицинской академии наук.

"Минфин говорит, что они сами могут зарабатывать, но как и сколько они будут зарабатывать, понимания нет. Сегодня нет концепции развития системы здравоохранения, министерство долго работало без министра", — говорит народный депутат. Такое решение может еще больше разбалансировать систему.

"Максимально чувствительны для зала поправки, касающиеся увеличения субвенций на образование и медицину", — добавляет Ищейкин.

Самый сложный вопрос, по его словам, — прибыль от НБУ. Увеличение суммы перечислений до 45 млрд грн — возможно. "Когда мы прорабатывали эту поправку, эксперты называли в качестве реальной цифры и 50, и 60 млрд грн. Мы видим этот ресурс в резервировании", — резюмирует народный депутат.

"В четверг проект бюджета может быть вынесен на голосование, и если это произойдет, я полагаю, он будет принят. Я буду голосовать за, но в нашей фракции мнения разделились. Есть очень спорные положения", — сказал в комментарии ЭП народный депутат из "Самопомощи" Ярослав Маркевич.

Один из самых дискуссионных моментов — расходы на угольную отрасль. "Все шахты нужно было давно продать, а все, что не продано, — закрыть. Эти планы озвучиваются из года в год, но вместо этого мы планируем увеличить в 2017 году дотирование отрасли более чем на миллиард", — говорит Маркевич.

Еще один спорный момент — увеличение расходов на оборону.

"Мы за, но нет никаких инструментов контроля за этими деньгами. Мы все время увеличиваем финансирование, а ребята из АТО, представители общественных организаций регулярно обращаются с тем, что у солдат нет нормального обмундирования", — отмечает Маркевич.

А что Минфин?

Ранее министр финансов Александр Данилюк отмечал: рост расходов возможен при условии, что будут найдены дополнительные источники финансирования. По информации источников издания, предложенные депутатами дополнительные источники доходов Минфин считает спорными или невозможными.

"4G можно, но рано. Операторы еще не развернули полноценно 3G. Можно, конечно, попробовать, но вовсе не факт, что эти лицензии получится хорошо продать. Рассматривали этот вариант, но отказались от него именно на 2017 год", — говорит собеседник издания из министерства.

Прибыль от "Нафтогаза" учтена в доходах госпредприятий — они увеличены по сравнению с 2016 годом. Дополнительно — нереально, считает собеседник.

Аналогичная ситуация с перечислениями от НБУ. В министерстве считают, что заложенный в проекте 41 млрд грн — это максимум. Чтобы увеличивать эту цифру, нужно кардинально менять учетную политику регулятора.

По информации источника, предложение увеличить минимальную зарплату в два раза в Минфине считают нереальным. Бюджет "не потянет" столь масштабное увеличение социальных расходов.

Примет ли Минфин депутатские поправки? Да, но не все. Будут договариваться. Основной принцип отбора будет таким: поправки не должны идти в разрез с требованиями МВФ, например, возврат спецрежима налогообложения для аграриев, но должны обеспечить дополнительные голоса за бюджет парламенте.

"В Верховной Раде едва соберется 170 голосов за проект бюджета", — такое мнение озвучил ЭП собеседник из правительства. По его словам, пока поддержки нет, и в представленном Минфином виде проект сметы принят не будет. Прав он или нет, станет понятно на текущей неделе.

Сейчас проект бюджета находится на согласовании в МВФ. В ноябре ожидается приезд технической миссии от кредитора. Это будет еще один этап "подгонки" документа к требованиям МВФ и политическим аппетитам парламентариев.