Исследование «Использование интернета в личных целях сотрудниками украинских компаний»

Середа, 6 квітня 2011 —
В ситуации, когда доступ в интернет есть почти у каждого офисного сотрудника, бесконтрольное использование сети в личных целях доставляет работодателям немало хлопот. Именно поэтому компании вынуждены предпринимать конкретные шаги в сторону установления контроля использования онлайн ресурсов своими сотрудниками.
КИЕВ (5 апреля 2011 года) — Сделать новую запись в своем блоге, загрузить фотографии с последней вечеринки, пообщаться с друзьями или заказать билеты на концерт, — для многих интернет-пользователей это давно вошло в привычку, особенно при наличии постоянного подключения, которое, как правило, доступно на офисных компьютерах. В ситуации, когда доступ в интернет есть почти у каждого офисного сотрудника, бесконтрольное использование сети в личных целях доставляет работодателям немало хлопот. И проблема даже не в том, что сотрудник отвлекается от работы, решая личные вопросы, вследствие чего снижается его работоспособность. Неконтролируемое использование онлайн ресурсов влечет за собой разнообразные угрозы: увеличение расходов за потребляемый трафик, нецелевое использование оплачиваемого работодателем рабочего времени, максимальное повышение риска проникновения в локальную сеть вредоносных программ, что может привести к «обрушению» корпоративной сети или к краже корпоративных данных. За безответственность своих сотрудников компании расплачиваются уменьшением производительности труда и снижением конкурентоспособности Согласно данным исследований, проводимых в последние несколько лет в Европе, сотрудники компаний, имеющие служебное интернет-подключение, в среднем ежедневно проводят в интернете в личных целях более одного часа. Например, во Франции таких работников около 35%, в Германии и Великобритании — 41%, а в Италии — 50%. Для компаний эти цифры перерастают в уменьшение производительности труда, серьезные финансовые потери и снижение конкурентоспособности. В сложившейся ситуации компании вынуждены предпринимать конкретные шаги в сторону установления контроля использования онлайн ресурсов своими сотрудниками. Например, с недавних пор часть немецких компаний начала блокировать доступ к различным онлайн ресурсам на компьютерах своих сотрудников. Среди компаний, прибегнувших к этой мере, — автоконцерны Volkswagen, Porsche и Daimler, финансовая группа Commerzbank и крупнейший немецкий производитель цемента Heidelbergcement. Так, в «черный» список автомобильного концерна Porsche попали Facebook, Twitter, бизнес-платформа Xing, Gmail, аукцион eBay и много других популярных ресурсов. Также компания начала активно отслеживать все сайты, которыми пользуются ее сотрудники, на предмет выявления частного характера этих ресурсов. Между тем, использование интернета «в разумных пределах» в рабочее время разрешено, например, в телекоммуникационном концерне Deutsche Telekom. Там отказались блокировать Facebook и другие социальные сети, решив оставить на усмотрение сотрудников, в каких целях (служебных или личных) они хотят использовать интернет. В компании считают допустимым, если кто-то из сотрудников во время обеденного перерыва захочет проверить свою личную почту или прочитать обновленную ленту друзей на Facebook. Тактики Deutsche Telekom придерживаются примерно две трети немецких компаний. Как же обстоят дела в корпоративном секторе в Украине? Чтобы выяснить это, консультанты Appleton Mayer провели специальное исследование. В исследовании «Интернет-пользователи: использование интернета в личных целях сотрудниками украинских компаний», проводившегося с 20 сентября 2010 года по 25 марта 2011 года, приняли участие 1000 компаний (25114 человек). Репрезентативность данных обеспечивается за счет включения в выборку компаний, работающих во всех основных секторах экономики и представляющие все виды бизнеса (малый — 38%, средний — 54% и крупный — 8%). В исследовании представлен только частный бизнес (государственные компании не рассматривались в качестве объекта исследования). Для получения максимально достоверных данных в исследовании принимали участие компании, которые либо не использовали системы контроля/фильтрации интернет-трафика, либо использовали частичный контроль/фильтрацию трафика (например, фильтрация файлообменных сервисов или ограничения на загрузку файлов с определенным расширением). Количество таких компаний на момент начала исследования составило 83% и 17% соответственно. Перед началом исследования в каждой компании были установлены специализированные системы учета/мониторинга трафика. При этом обязательным условием являлось сохранение действующей системы фильтрации трафика в течение первых трех месяцев исследования. Только 7% сотрудников украинских компаний используют офисное интернет-подключение исключительно в рабочих целях Как показали результаты исследования, 69% сотрудников украинских компаний, принявших участие в исследовании, ежедневно используют корпоративный доступ в интернет в личных целях. При этом только 7% сотрудников использовали офисное интернет-подключение исключительно в рабочих целях. Больше всего добросовестных сотрудников оказалось в компаниях с компьютерными сетями от 5 до 25 компьютеров: 20% сотрудников этих компаний использовали интернет исключительно для решения рабочих задач. Как правило, такие «малочисленные» сети используют только компании, работающие либо в малом, либо в среднем бизнесе (в исследовании частота их использования составила 97% и 38% соответственно для малого и среднего бизнеса). Поэтому, исходя из небольшого количества компьютеров и работы в небольшом коллективе, периодичность и время нецелевого использования корпоративного доступа в интернет существенно отличаются от аналогичных показателей в крупных компьютерных сетях. Информационные ресурсы и социальные сети — основные «убийцы» рабочего времени Среди онлайн ресурсов, используемых работниками украинских компаний в личных целях, уверенно лидируют информационные ресурсы (31%), а также социальные сети, персональные сайты и блоги (22%). В первую пятерку также входят службы мгновенного обмена сообщениями и VoIP-сервисы (7%), мультимедийные ресурсы (7%) и поисковые системы (6%). Интересно, что «чистые» новостные ресурсы (сайты печатных СМИ, телеканалов, радиостанций, информационных агентств) оказались только на седьмом месте по популярности у офисных работников. Таким образом, специализированные информационные ресурсы и социальные сети становятся более востребованным каналом получения (обмена) информации. Отдельно хочется отметить достаточно высокий процент онлайн ресурсов, содержащих вредоносное программное обеспечение (компьютерные вирусы, программы-шпионы, сетевые черви). Так, 3% онлайн ресурсов, посещенных сотрудниками исследуемых компаний, содержали такое ПО. При этом только у 59% компаний, которые приняли участие в данном исследовании, было необходимое программное и аппаратное обеспечение, которое позволило нейтрализовать эту проблему еще на начальной стадии — по факту обнаружения. Самые популярные социальные сети и блоги Проанализировав данные, мы смогли составить список наиболее посещаемых социальных сетей и блогов исходя из среднедневной доли посещений. Первые три места делят социальные сети ВКонтакте (51%), Odnoklassniki.ru (39%) и Facebook (34%). На четвертом и пятом местах оказались блог-сервисы LiveJournal (19%) и Blogs.mail.ru (14%). С полной версией исследования «Интернет-пользователи: использование интернета в личных целях сотрудниками украинских компаний» можно ознакомиться по адресу: http://www.appletonmayer.com/data/research/2011/0405/ При использовании материалов ссылка на Appleton Mayer (для интернет-изданий — гиперссылка: http://www.appletonmayer.com/) обязательна.
Реклама: