«Сохранить природу и обеспечить судоходство на украинской части дельты Дунае возможно», - международный эксперт Отто Шветц

Середа, 14 липня 2010 —
«Сохранить природу и обеспечить судоходство на украинской части дельты Дунае возможно», - международный эксперт Отто Шветц
В последние несколько лет международная общественность, в особенности те страны, что расположены на берегах Дуная, внимательно следят за реконструкцией глубоководного канала «Дунай - Черное море». Причин такой заинтересованности несколько. Прежде всего, разумеется, стремление сохранить уникальную природу дельты Дуная, которая является нашим общим богатством. Но не менее важен и экономический аспект. Ведь в развитии судоходства на Дунае заинтересованы все европейские страны. Как же объединить эти две цели? Во многих странах мира успешно внедряются компенсационные мероприятия, направленные на устранение ущерба, наносимого окружающей среде. Высказал своё мнение о возможности компенсационных мероприятий для украинской части дельты Дуная международный эксперт, уже долгое время работающего в этом регионе, председатель международной организации 7-го транспортного коридора и президент Интернациональной навигационной ассоциации на участке Австрии господина Отто ШВЕТЦ. - Господин Шветц, что вы думаете по поводу конфликта между Украиной и Румынией, связанного с глубоководным каналом Дунай - Черное море, проходящим по гирлу Быстрое? - Я убежден, что все страны дельты Дуная в одинаковой мере владеют правом иметь доступ как к самой реке, так и к выходам в Черное море, используя для этого порты, сооруженные судоходные каналы или другие природные водные артерии. С другой стороны, существуют определенные правила, обеспечивающие защиту окружающей среды дунайского региона, и эти правила должны соблюдаться. Мы поддерживаем внутреннее судоходство именно потому, что это один из наиболее чистых видов транспорта. Но для успешного осуществления судоходства необходимы определенные инструменты. В этом и заключается проблема. Гирло Быстрое - очень короткий приток Дуная, и это очень хорошо, в том смысле, что это гирло обеспечивает быстрый выход к морю. Украина, начав строительство канала, допустила ошибку, не проведя своевременно необходимых консультаций и согласований условий строительства, как того требуют международные нормы. Необходимо было бы пригласить румынских и международных экспертов посетить регион и предоставить им возможность самим убедиться, что окружающей среде не был нанесен ущерб. Что, впрочем, и подтвердили позже международные эксперты. К тому же, следует принять во внимание, что речь идет не о сооружении нового канала; этот канал как судоходный ход существует с 50-х годов прошлого столетия. Речь идет о модернизации и углублении существующего судоходного хода. Дельта Дуная - очень чувствительный живой организм, нуждающийся в защите и охране. Это один из немногих регионов нетронутой природы, которые пока еще сохранились в Европе. Животный мир и растительность этого региона потрясающе богаты. Но мы также должны учитывать, что населению этого региона необходимы условия для жизни и развития экономики. Экономика всегда была очень важна. Поэтому Международная комиссия по защите реки Дунай, Дунайская комиссия и Комиссия по Саве при участии 7-го МТК подготовили совместный документ, определяющий механизм развития инфраструктуры внутреннего судоходства и оговаривающий пути, позволяющие преодолевать подобные проблемы, где предусматриваются общепринятые условия старта подобных проектов. Этот совместный документ, кроме всего прочего, был откликом и на ситуацию, связанную с каналом Быстрый. Мне думается, что Украина и Румыния должны провести прямые билатеральные консультации - как решать эту проблему; в том случае, если им не удастся прийти к соглашению, необходимую помощь должно оказать Европейское сообщество. Международная комиссия по защите реки Дунай должна занимать в подобных консультациях жесткую позицию. Впрочем, есть и другой аспект этого конфликта. Известно, что далеко не всегда именно окружающая среда была камнем преткновения. Другая важная проблема -различие ставок за проход судами румынского и украинского каналов. Известно, что глубоководный канал Дунай - Черное море значительно дешевле румынских судоходных каналов. Думаю, необходима совместная конференция при участии ЕС, Коридора 7, Украины и Румынии, на которой ее участники пришли бы к заключению, как решать эту проблему в будущем. Ключевой вопрос - как эта система должна быть организована, другой вопрос связан с администрацией портов. Кто какие функции выполняет? Какие суда, какой из каналов будут использовать? Констанца, несомненно, очень важный порт, но и другие порты также важны. Мы должны найти пути улучшения судоходства, учитывая обе задачи: какие типы судов будут использовать тот или иной из существующих каналов, а также - как наилучшим образом использовать Дунай. Мне все же думается, что конфликт - дело прошлое. Насколько мне известно, целый ряд встреч был проведен при участии министров иностранных дел Украины и Румынии, представителей Фонда дикой природы, а также координаторов по судоходству Европейского сообщества. На этих встречах в Брюсселе их участники пришли к заключению, что ситуация, связанная с каналом Быстрый, больше не является экологической проблемой. Таким образом, это скорее экономический спор между двумя странами. Я считаю, что если обе стороны действительно проявят стремление действовать в интересах региона, это и будет лучшим условием движения вперед. - Согласны ли вы с точкой зрения Одесского центра региональных исследований о необходимости разработки мероприятий по компенсации возможного ущерба, нанесенного строительством или возникающего в результате эксплуатации и технического обслуживания глубоководного канала Дунай - Черное море, которые, в то же время, могли бы улучшить «зеленый имидж» Украины? - Поскольку судоходный канал через гирло Быстрое является важной транспортной артерией не только для Украины, но и для всего Европейского сообщества, весь этот регион должен находиться под защитой. Определенные мероприятия должны быть предложены в качестве компенсации, а также с целью защиты этого региона. Разумеется, это будет только способствовать созданию и укреплению «зеленого имиджа» Украины. Думаю, нам необходима дискуссия с участием представителей Украины, МКЗД и Коридора 7 о том, какие именно компенсационные мероприятия могут быть предложены. Я не думаю, что окружающая среда очень пострадала. Канал сам по себе не наносит значительного ущерба. Но нужно обратить внимание на такие факты, как вырубка леса или укрепление берегов реки, чтобы защитить их от размывания в результате прохода судов. - Экспертами сейчас обсуждается целый ряд компенсационных мероприятий. Что, по-вашему, могут включать в себя такие мероприятия? - Очень важно, занимаясь этим вопросом, иметь четкое представление - что возможно осуществить, а что невозможно. Реставрация и восстановление пойм реки, а также пустующих, осушенных ранее сельско-хозяйственных угодий и искусственно созданных рыбных прудов кажется мне интересной идеей, и ее стоит осуществить. Восстановление озер Нижнего Дуная также очень важно. Как правило, эти озера окружены великолепной природой, сохранить которую было бы просто замечательно. У населения должна быть возможность наслаждаться этой чарующей природой, хотя, разумеется, необходимы и определенные ограничивающие правила - как использовать пока еще сохранившуюся природу таким образом, чтобы ею наслаждались и будущие поколения. Это, конечно, не означает, что эти красивые места должны быть доступны исключительно для небольших привилегированных групп или для исследователей и экспертов. Уникальная природа украинского Придунавья должна радовать настоящих ее ценителей. - Как вы думаете, господин Шветц, что нужно сделать чтобы эти мероприятия действительно были реализованы? - Думаю, мы должны провести конференцию с участием представитлей МКЗД, Украины, Румынии, Коридора – 7 и Генеральной дирекции по защиты окружающей среды ЕС, которая могла бы состояться в Брюсселе, Одессе или в Вене и на которой обсуждались бы последовательные этапы реализации этого проекта, поскольку на его внедрение понадобится достаточно много времени. Заранее, конечно же, должны быть проведены и необходимые исследования, затем необходимо подготовить программу поэтапного выполнения тех пунктов программы, которые были обсуждены и согласованы экспертами ранее. - Кто может и должен поддержать реализацию этих мероприятий? - Прежде всего, эта идея должна быть обсуждена заинтересованными интернациональными организациями Европейской комиссией, а также представителями администрации Румынии и Украины. Уверен, работа над этим проектом будет стимулировать и трансграничное сотрудничество. Украина и Румыния уже успешно участвуют в совместном проекте на Буковине. В регионе Сучавы и Черновцов представители обеих приграничных стран осуществляют самое тесное сотрудничество, что, разумеется, возможно только при наличии соответствующей политической воли с обеих сторон. Думаю, что обе страны, работая над этим проектом, будут нуждаться в поддержке иностранных партнеров, имеющих опыт как реализации подобных мероприятий, так и получения финансовой поддержки. Я не уверен, существует ли украинско-румынская приграничная ко-миссия. У нас есть хороший опыт работы такой совместной австро-словацкой приграничной комиссии, которая фокусирует свое внимание на вопросах, связанных с качеством воды. Думаю, Украине и Румынии стоило бы создать такую же организацию, которая бы работала под наблюдением ЕС и Международной комиссии по защите реки Дунай. Так как Украина не является членом ЕС, но является страной, граничащей с ЕС, у нее есть все шансы воспользоваться преимуществами этого статуса и принять участие в самых различных программах Европейского сообщества в этом направлении.
Реклама: