Зробіть щось, нарешті, з "Аеросвітом"

Зробіть щось, нарешті, з "Аеросвітом"

Дуже особисті міркування про те, чому вже багато років влада України не хочуть позбавитися від авіакомпаній, які поводять себе як паразити (рос.)
Субота, 8 грудня 2012, 19:58
Сергій Лямець, ЕП

Что еще должно произойти, чтобы "самую лучшую" авиакомпанию Украины наконец убрали с отечественного рынка пассажирских перевозок?

Или хотя бы отобрали у нее монопольное положение на авиационном рынке?

Имеется в виду бизнес Игоря Коломойского и Григория Гуртового. Это "Аэросвит", "Днепроавиа" и "Донбассаэро" (а в последнее время, говорят, еще и "МАУ"). Поскольку владельцы, по большому счету, одни и те же, назовем их условно одним словом – "Аэросвит&Co".

На этой неделе Львовский аэропорт заявил, что приостанавливает обслуживание "Аэросвитf&Co" под предлогом того, что тот не платит. И пока не заплатит, обслуживать не будет. До этого подобные заявления делали аэропорты Москвы и Минска.

Если раньше Коломойский мог утверждать, что его "душит" украинская власть через аэропорт Борисполь, то теперь стало очевидным – он попросту не платит деньги.

"Аэросвит&Co" тут же пообещал все решить. А его совладелец Григорий Гуртовой поспешил рассказать, что он молодец.

"Зима, сложная ситуация, тяжелый рынок, высокая степень конкурентности, полностью зарегулированы рынки на многих направлениях, поэтому мы ищем адекватный ответ".

Господин Гуртовой, какая зима? Какой тяжелый рынок?

Вся Украина долгие годы участвует в съемках фильма ужасов под названием "Аэросвит&Co".

Григорий Гуртовой. Фото forbes.ua, Дмитрий Стойков

Львовский инцидент - далеко не единичный случай проблем, если говорить про "Аэросвит&Co". Компании  должна всем и за все, вплоть до салфеток. Так Коломойский страхуется от того, что у него заберут компанию. Ведь если сегодня ее забрать, то завтра выяснится, что новый хозяин получил абсолютного банкрота со множеством обязательств.

Причем, компании Коломойского даже не боятся проигрывать суды. Суды решают – взыскать задолженность, скажем, на 1 тыс грн. Счастливый обладатель этого решения, который потратил на юридическую возню кучу денег и несколько месяцев, вдруг обнаруживает – "Аэросвит&Co" перечислил ему 3 грн. В итоге, сумма иска меняется, и все судебные тяжбы нужно начинать по новой.

Естественно, приходится решать вопросы оперативнее, когда самолеты "Аэросвит&Coа" арестовываются, или аэропорты и заправщики отказываются обслуживать самолеты. А это происходит регулярно.

Пассажиры компании из окон зарубежных аэропортов много раз наблюдали, как машины с мигалками окружают украинские самолеты, после чего рейс откладывается.

Игорь Коломойский. Фото censor.net.ua

Кроме того, самолеты "Аэросвит&Co" регулярно ломаются. Потому что они не просто б/у-шные, но и очень-очень старые, и берутся в лизинг за копейки.

Как-то мой знакомый рассказывал, что как-то рейс "Аэросвит&Co" в очередной раз отложили по неизвестной причине. Он взглянул в окно, и увидел, как к самолету подъехали техники, и начали тут же что-то раскручивать и чинить.

Спросите любого пассажира этой компании, и он подтвердит: клиенты "Аэросвит&Co" буквально молятся, чтобы перевозящее их корыто успешно взлетело и успешно село. Не будем уже пересказывать слухи о том, как Коломойский экономит на пилотах.

Как эти, не побоюсь этого слова, самолеты не падают с неба? Вот загадка, достойная другого гения - Шерлока Холмса. Другого потому, что первым гением является сам Коломойский. Монополизировать весь украинский рынок, чтобы возить живых людей на старье – это нужно уметь.

Что еще мы знаем про "Аэросвит&Co" и компанию?

Например, они периодически не платят за еду. В итоге, так бывает, что во время многочасового перелета пассажиров или не кормят вообще, или после первого-второго часа полета заканчивается все – включая напитки. Голодными летят даже дети. Если перелет длится часов 5-8, можете себе представить "прикол" пассажиров.

Внутри эти самолеты также разваливаются. Я лично наблюдал, как в полете отвалилась металлическая планка, закрывающая багажное отделение. Она рухнула в проход – и лишь чудом не убила сидящего снизу пассажира.

Причем, я заранее видел, что планка будет падать, и даже сказал об этом бортпроводнику. В ответ я столкнулся с редчайшей степенью отмороженности. После этого планка благополучно упала.

Задержки - самая частая ассоциация с "Аэросвитом". Фото timer.od.ua

А еще рейсы "Аэросвит&Coа" постоянно задерживают, но не по причине поломки.

Внимательные пассажиры как-то заметили, что рейс на Тель-Авив откладывается по неизвестным причинам на два часа. Оказалось, что примерно через 20 минут после объявленного времени взлета в аэропорту Киева приземлился самолет "Аэросвит&Coа" из Харькова.

Задержка была плановой. Оказалось, что несколько пассажиров из Харькова имели сквозные билеты Харьков-Киев-Тель-Авив. Они благополучно приземлились в Борисполе, перешли в самолет на Тель-Авив, и лишь после этого полет начался.

Что еще?

Конечно же, цены.

Лошадиные. Безумные.

Из Киева долететь до Вены стоит от 410 евро, а из Варшавы – от 240 евро.

Из Киева в Стамбул – от 226 евро. Для сравнения, из Москвы в Стамбул – от 210 евро, хотя расстояние намного больше.

И пусть не смущает отсутствие слова "Аэросвит&Co" в названии компании-перевозчика. Во-первых, у компании партнерские (код-шеринговые) программы. Условно, рейс "забит" за "Аэросвит&Co", но везет Turkish Airlines с украинскими или турецкими бортпроводниками. Для понимания, "Аэросвит&Co" перевозит пассажиров по 80 международным воздушным линиям, включая семь дальнемагистральных.

Клиенты "Аэросвита" часто выглядят так. Фото svit24.net

Кроме того, даже если везет "чистый иностранец", общий уровень цен на билеты в Украине завышен – и именно по причине существования "Аэросвит&Co", "МАУ" и прочих.

Причем, лишь отчасти высокие цены можно объяснить дороговизной украинских аэропортов. Ведь даже если так, что мешает обслуживать самолеты в аэропортах той же Чехии? А в Борисполе тратить необходимый минимум денег. Да, нужно признать, украинские тарифы за взлет/посадку и обслуживание в аэропорту действительно высокие. И все же...

Что же происходит?

Ведь с такими же ценами на билеты крупнейшие авиакомпании мира покупают новые самолеты, нормально кормят и добиваются хороших слотов в аэропортах. И топливо они покупают не дешевле, чем "люксовые" компании Коломойского и Гуртового. Куда же деваются прибыли "Аэросвит", "Днипроавиа" и "Донбассаэро"?

Как мы уже писали, они гипотетически есть, но скрываются. Таким образом Коломойский и Гуртовой страхуются от захвата. По рассказам авиаторов, вокруг авиакомпаний "Аэросвит&Co" существуют множество сервисных структур, на которые и вымывается вся прибыль.

При этом они экономят абсолютно на всем! Жлобство проявляется даже в особо пикантных ситуациях, за которые любой порядочной авиакомпании было бы стыдно.

Вот яркий пример. Чуть менее месяца назад одна киевская семья забронировала билеты на Тель-Авив. Но буквально за день до вылета в Израиле началась война. Летали ракеты, были взрывы.

Для Коломойского это - не форс-мажор. Фото gazeta.ru

Семья перезвонила в "Аэросвит&Co", и отказалась от билетов, потому что не захотела везти маленького ребенка в страну боевых действий. В компании ответили: "мы рассматриваем, является ли это форс-мажором". По итогу, из билетов, за которые в свое время взяли 3300-3600 грн, "Аэросвит&Co" вернул лишь 400 грн. Под предлогом, что эти билеты – "дешевые".

Как можно догадаться, для Коломойского и Гуртового война форс-мажором не является. Даже если это война в Израиле, который они чтят куда больше, чем Украину, в которой зарабатывают сотни миллионов.

Что можно сделать с "Аэросвит&Co"? Опыт говорит – ничего.

Но с точки зрения журналиста, давайте хотя бы почаще писать о проколах авиакомпаний Коломойского. Это не исправит ситуацию, но мы сделаем что можем.

С академической точки зрения, владельцы "Аэросвит&Co" ведут себя как паразиты, откровенно злоупотребляя монопольным положением. Как известно, паразиты поселяются в теле животного и человека, и занимаются тем, что понемногу отравляют и убивают носителя.

Но не только они достойны сочного эпитета в свой адрес.

В любой стране мира такую авиакомпанию давно убрали бы с рынка - за десятую часть тех мерзостей, которые они сотворили.

Но этого не происходит.

Анатолий Колесник

Я не берусь доказывать, что Коломойский дал взятки госчиновникам, которые управляют допуском компаний к авиаперелетам. Но такая мысль упорно напрашивается.

Иначе почему их не трогают? Почему эта компания до сих пор перевозит живых людей?

Почему ни Антимонопольный комитет (привет Василию Цушко), ни Министерство транспорта (привет Борису Колесникову), ни Госавиаслужба (особенно пламенный привет Анатолию Колеснику) – почему эти органы власти упорно позволяют существовать авиационным паразитам?

Скажете, "Аэросвит&Co" - это налогоплательщик? И "вітчизняний виробник"? Давайте рассуждать.

Во-первых, компании Коломойского и Гуртового глубоко убыточны. По словам наших источников, они выводят прибыль намеренно. В принципе, это общий подход Коломойского к ведению бизнеса.

Василий Цушко. Фото dosye.com.ua

И, во-вторых, неужели статус "вітчизняного виробника" – это повод защищать Коломойского, который возит всю Украину на третьесортном барахле? Раз уж добился монопольного положения на долгие годы – будь добр купить новые самолеты. Потому что априори "монополия = сверхприбыль".

Ок, давайте ничего не будем делать с "Аэросвит&Co". Пальцем его не тронем – а то вдруг скажут, что в Украине процветает антисемитизм.

Не тронем также номер два на украинском рынке – "Международные авиалинии Украины". Тоже с дорогими билетами, устаревшей техникой и грязными салонами.

К которым, как упорно говорят (хотя доказательств, понятно, никаких) имел отношение министр транспорта Борис Колесников. Имел – потому что, как опять же говорят, он мог недавно продать Коломойскому свою долю в МАУ.

Давайте просто откроем небо для нормальных перевозчиков. Этот шаг быстро все расставит на свои места, и снизит цены на авиаперевозки.

Но пусть даже не снизит. Я лично согласен платить такие же большие деньги компаниям Air France, KLM, Lufthansa, British Airways. Пусть они на практике покажут, какого уровня сервис и безопасность можно получить за $300.

И пусть "Аэросвит&Co" в честной борьбе докажет, что он достоин перевозить пассажиров по 80 международным воздушным линиям, включая семь дальнемагистральных.

Борис Колесников. Фото censor.net.ua

Уверен: тысячи людей будут со вздохом облегчения читать, что компания объявила об уходе с украинского рынка.

Я отдаю себе отчет в том, что ни эта, ни многие другие публикации не будут иметь никакого эффекта.

Чтобы "Аэросвит&Co" изгнали с рынка Украины, должны упасть двадцать самолетов этой компании с пассажирами. Причем, 19 падений Коломойский удачно "замажет" и объяснит "сложными условиями", и лишь 20-й бросится в глаза.

Но тут в голову пришла одна светлая мысль.

Господин Цушко, господин Колесников, господин Колесник! Откажитесь от частной авиации! Летайте самолетами "Аэросвит&Co"!

Может, достаточно будет одного раза?

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua