Україна на велосипеді

Україна на велосипеді

Замість формування конкурентоспроможності держави, в країні культивується винятково політична конкуренція.
Понеділок, 1 червня 2009, 14:10
Олександр Богатирьов, кандидат економічних наук, для УП

Можно бесконечно долго дискутировать, что наступило раньше - внутренний экономический кризис в Украине, или мировой, а также гадать, когда он закончится.

Как экономическое явление кризис рано или поздно трансформируется: от глобализации к локализации. Однако отличие от США, ЕС и Китая, Украина рискует не выбраться из кризиса никогда. Он укоренится в экономике, и будет разъедать ее, пока окончательно не разрушит.

По нескольким общепризнанным методикам определения конкурентоспособности стран, Украина стабильно занимает последние места в мировом рейтинге.

Абсурдность ситуации в том, что нам не указ советы иностранных экспертов, даже наиболее авторитетных. Мы упорно продолжаем "изобретать велосипед".

Реклама:

Боюсь, в Европе мы давно выглядим как глупый человек, сидящий на мешке с зерном и страдающий от голода.

Рецепт повышения конкурентоспособности Украины был определен Всемирным экономическим форумом в Давосе в 2008 году. Отчет впервые представил полный анализ конкурентоспособности экономики Украины в целом и отдельно по 12 регионам.

Согласно этому документу, чтобы развивать свой конкурентный потенциал, Украине необходимо использовать три главных преимущества, выделяющихся в сравнении с аналогичными странами: достаточный размер внутреннего рынка, относительно высокий уровень образования населения и хорошую способность к инновациям.

Именно слабая конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке является ключевой проблемой вхождения Украины в мировое экономическое сообщество. В стране уже давно сформировалось отрицательное внешнеторговое сальдо - товаров за валюту мы покупаем больше, чем продаем.

В Украине не производится достаточно продукции, которая пользуется как внутренним, так и внешним спросом. Как следствие, нет налогов и социальных отчислений в госбюджет, низкий уровень занятости.

Очевидно, что целью государственной промышленной политики должно быть сокращение списка импортируемых товаров до так называемого перечня критического импорта - тех продуктов, которые Украина не производит вообще.

Примечательно, что лишь 1% украинских товаров продается на мировом рынке, в то время как экономика Украины на 75% зависит от экспорта. Это катастрофа!

Почему? Ответ прост: реализуемая на внешнем рынке продукция по-прежнему состоит из товаров сырьевой группы и полуфабрикатов. А их энергоемкость самая высокая в Европе. Вот и получается, что даже в хорошие времена о большой прибыльности для украинской экономики, ее экспорта, говорить не приходилось.

Усугубил ситуацию "незаметно" подкравшийся кризис.

Низкая конкурентоспособность, снижение экспорта отечественных металлургических, химических и машиностроительных предприятий серьезно подкосили отечественную экономику, которая всегда рассчитывала на эти предприятия в качестве бюджетообразующих.

Все полагали, что "праздник жизни" для украинского экспорта будет вечным, но он закончился очень быстро.

А если учесть, что за последние десять лет экспорт отечественных  промышленных предприятий на мировом рынке часто реализовывался в рамках демпинговых рыночных соглашений, то становится понятным, почему сегодня страна находится в преддверии коллапса своей индустрии.

В Украине не раз звучали заверения, что государство планирует направить и внешние заимствования, и внутренние финансовые ресурсы для обновления и расширения производственной базы отечественных предприятий.

Увы, для инвесторов нужны стимулы и государственные гарантии. В Украине с этим большие проблемы.

Правительству необходимо, в первую очередь, самому инвестировать средства в производство, и как можно скорее. Мы катастрофически теряем время.

Производители устали биться в стены правительственных учреждений со своими инновационными программами, бизнес-планами и рацпредложениями.

Воз и ныне там. Нет ни инвестиций, ни проектов по развитию внутреннего рынка потребления, ни понимания необходимости покупки технологий.

Нет ничего, кроме вопросов "о параметрах сделок". Не потому ли многие подрядчики отказывались участвовать в строительстве памятника Голодомору, хотя бюджет этого проекта был более 100 миллионов долларов? Может, поэтому в Украине не строятся инфраструктурные объекты - даже во имя "Евро-2012"?

Инвестирование государства в структурную перестройку экономики, ориентирование ее на развитие высокотехнологичных производств, в противовес энергоемким, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий, роста образовательного уровня и поддержки науки.

Именно ученые и инженеры, занимающиеся прикладными исследованиями, могут привести национальную экономику к качественному преобразованию.

В свое время конкурентоспособность любой страны определялась наличием основных факторов производства - капитала, природных и трудовых ресурсов.

С наступлением эры технического прогресса, конкурентоспособность стали определять такие факторы, как инфраструктура страны, ее научный потенциал и уровень образования населения.

Очевидно, что нынешняя Украина демонстрирует катастрофический тотальный уровень деиндустриализации. Страна, которая считалась высокоиндустриальной, всего за 15 лет потеряла квалифицированных рабочих, инженеров, прикладные научные школы. Воссоздать все это хотя бы за десять лет не получится.

Что же можно сделать? Выход есть всегда, но он не всегда очевиден.

Начать следует с малого: на государственном уровне создать условия для развития научно-инновационного предпринимательства. При этом важно обеспечить соответствующий уровень стандартизации, сертификации и патентной системы, которая защитила бы права на результаты интеллектуального труда.

Крайне важно внедрить льготное налогообложение науки, субсидирование, долгосрочное кредитование разработчиков и потребителей наукоемкой продукции.

Безусловно, каждая отрасль экономики имеет свои уникальные особенности и аксиомы развития. Однако побороть многолетнюю отсталость можно только путем внедрения собственных и приобретенных научно-технических достижений. Иначе мы всегда будем ехать в последнем вагоне мировой экономики.

Конкурентоспособность государства определяется не только уровнем производительности труда и прибыльностью бизнеса. Она состоит из долгосрочного процесса развития и выражается в способности страны поддерживать высокие темпы экономического роста.

На фоне США, Сингапура, Китая, России и ЕС, которые уже давно определили для себя этапы повышения конкурентоспособности, Украина мечется из стороны в сторону, теряя драгоценное время.

Вместо формирования конкурентоспособности государства, в стране культивируется исключительно политическая конкуренция.

И если не пытаться искоренить три основных негативных фактора для развития экономики страны: коррупцию, политическую нестабильность и налоговое давление, то попытки сохранить государство как единое политико-экономическое пространство будут тщетны.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: