О бедной экономике замолвите слово

О бедной экономике замолвите слово

Понеділок, 7 липня 2008, 12:53 -
Премьер-министр Украины госпожа Тимошенко считает результаты работы экономики за 6 месяцев нынешнего года впечатляющим достижением. Однако показатели работы промышленности, строительства, сельского хозяйства за полугодие свидетельствуют о сворачивании деловой активности, замедлении темпов развития экономики.

Економічна правда публікує погляд екс-міністра фінансів України Миколи Азарова на поточний  стан вітчизняної економіки . Думка автора може не співпадати з позицією редакції.

Премьер-министр Украины госпожа Тимошенко считает результаты работы экономики за 6 месяцев нынешнего года впечатляющим достижением. Увы, сложно найти и в Украине и за ее пределами людей, разделяющих такой энтузиазм. Индекс EMBI+ риска вложений в украинскую экономику (спред по ценным бумагам) достиг исторического максимума. Он хуже, чем во время финансовой паники конца 2004 года. И суверенные кредитные рейтинги Украины все хуже.

Показатели работы промышленности, строительства, сельского хозяйства за полугодие свидетельствуют о сворачивании деловой активности, замедлении темпов развития экономики. Бесспорное подтверждение сказанному - показатель индекса ПФТС, не использующийся официальной статистикой, а тем более спикерами из нашего PRавительства. С начала года индекс фондового рынка уменьшился более, чем на треть. А ведь это отражение капитализации украинских компаний. И падение индекса - это прямые огромные потери инвесторов, украинских компаний.

Иллюзия роста

Темпы роста ВВП в Украине упали с 7,9% за январь-май 2007 года до 6,4% за январь-май 2008 года.

Уже одно это должно было бы насторожить Правительство, так как уменьшение выражается десятками миллиардов гривен реальной продукции. Впрочем, можно было бы приветствовать даже такие показатели, если бы рост обеспечивала преимущественно производственная сфера.

 

Но дела обстоят прямо противоположно.

С начала года лидером роста была торговля (причем за счет небывалого, скачкообразного роста импорта, то есть оплаты добавленной стоимости, созданной за рубежом), а с апреля т. г. к ней присоединилась такая составляющая добавленной стоимости, как налоги. Беспокоит то, что в течение двух последних месяцев эта составляющая "прибавила в весе" в 1,6 раза: с 7,6% на 01.04.08 до 12,3% на 01.06.08. То есть, стремительно и неоправданно выросло налоговое давление на экономику.

В целом это позволяет говорить об иллюзии экономического роста, который на самом деле является не чем иным, как инерцией тех инвестиций, которые были сделаны в прошлом году и в предыдущие годы.

Завышенная самооценка

Юлия Тимошенко заявляет, что "Украина демонстрирует наилучшие показатели роста экономики в регионе".

На самом деле, Украина сбавила темпы экономического роста на фоне стран СНГ.

 

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ по темпам промышленного роста, Украина опустилась со второго на третье место.

Если за январь-апрель 2007 года наша страна продемонстрировала рост в 112,5% и отставала лишь от Азербайджана, то по итогам работы за 4 месяца 2008 года Украина снизила темп до 108% и пропустила  вперед Беларусь, которая показала вдвое большие темпы роста, чем за аналогичный период прошлого года (соответственно 106,7% и 113,3%).

У Украины наихудшие показатели внешней торговли. Отрицательное сальдо торговли товарами за пять месяцев превысило 7 млрд. долл.

"Тормозной путь" экономики

Те виды экономической деятельности, которые создают рабочие места, увеличивают добавленную стоимость, с начала 2008 года росли инерционно и поэтому незначительно.

В перерабатывающей промышленности в мае увеличение составило лишь 0,1% , в добывающей - 0,2%.

Еще более удручающая ситуация в производстве и распределении электроэнергии, где темпы прироста валовой добавленной стоимости упали  в шесть раз (с 3,1% - на 01.05.08 г. до 0,5% - на 01.06.08 г.), транспорте и связи - в 1,2 раза (с 8,2% - на 01.05.08 г. до 7,9% - на 01.06.08 г.).

Валовая добавленная стоимость в строительстве с начала года не достигала прошлогоднего уровня, а по итогам 5 месяцев - в физических объемах уменьшилась на 3,8% к показателю 1 июня 2007 года. В частности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились объемы строительства зданий и сооружений (на 1,6%) и работы по подготовке строительных участков (на 3,8%). А ведь это сворачивание задела на будущее.

Что за этим последует? Естественно, поставщики-смежники строительного комплекса сократят производство, чтобы не нести убытков. И через пару месяцев падение "аукнется" и в этих смежных отраслях.

 Динамика промышленного производства на 1 июня 2008 г. на треть отстает от прошлогодней.

 

Если за 5 месяцев 2007 года темп роста промышленного производства составлял 12,2%, то в 2008 году этот показатель снизился до 8%.

Госпожа Тимошенко считает это "рекордным" ростом. Наверное, это так, если сравнивать нынешние результаты с ее предыдущими попытками управлять экономикой в 2005 году, когда прирост объемов произведенной промышленной продукции упал с 12,5% до нуля по итогам семи месяцев ее деятельности.

В легкой промышленности, которая уже не один год беззащитна перед нашествием импортных товаров, продолжают сокращаться объемы производства по большинству товарных позиций.

Сокращается динамика производства металлургической продукции.

В целом индекс металлургического производства снизился в 5 раз (с 15,7% - в январе-мае 2007 года до 3,1% - в январе-мае 2008 года).

В машиностроении за пять месяцев 2008 года:

  • на 45,8% уменьшилось количество изготовленных электродвигателей и генераторов постоянного тока;
  • на 61,1% - высоковольтной электрической аппаратуры;
  • на 16,7% - станков для обработки дерева;
  • на 27,7% - мостовых кранов (на недвижимых опорах) и так далее.

В мае месяце меньше, чем в апреле т. г., собрано автобусов (на 3,1%) и легковых автомобилей (на 7,7%).

Вместе с замедлением роста производства в базовых отраслях промышленности, которые являются наибольшими потребителями транспортных услуг,  замедлилась динамика перевозки грузов.
 

Если в течение І квартала 2008 года всеми видами транспорта было перевезено на 9,6% больше грузов, чем в течение аналогичного периода предыдущего года, то на 1 июня прирост составил лишь 8,7%.

Упали темпы перевозки грузов железнодорожным (в 1,6 раза) и автомобильным транспортом (с 20,9% на 1 июня 2007 года до 17,9%  на 1 июня 2008).

 

Объемы транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам уменьшились по сравнению с январем-маем 2007 года на 20,9%, что в основном связано с сокращением объемов транзита нефти (на 16,2%).

Сколько ни повторяй "халва", сладко не будет

Недавно госпожа Тимошенко шокировала отечественную общественность заявлением о том, что мы готовы прокормить всю Европу. У каждого украинца, ходящего в магазины, а не на пресс-конференции Премьер-министра, возник закономерный вопрос: а нам что останется? Правительство ведь ровным счетом ничего не сделало, чтобы увеличить производство продуктов питания, восстановить и приумножить аграрный потенциал страны.

Напротив, при том, что крупнейшей составляющей роста потребительских цен является недостаток отечественной продукции, в Украине сокращается переработка продукции сельского хозяйства.

Рост объемов производства продуктов питания упал почти вдвое: с 13,4 % за 5 месяцев 2007 года до 7,5% за 5 месяцев 2008 года.

Уменьшен объем производства (к январю-маю 2007 г.) :

  • говядины и телятины - на 15,1%;
  • свинины мороженной - на 48,6%;
  • мяса птицы и субпродуктов (мороженных) - на26,4%;
  • масла подсолнечного нерафинированного - на 20,5%;
  • масла сливочного - на 1,6%;
  • сыра кисломолочного и свежего неферментированного - на 1,4%.

В течение мая ситуация еще ухудшилась. В частности, производство колбасных изделий по сравнению с апрелем т. г. упало на 4%, свинины парной/охлажденной - на 14,3%, смесей жировых - на 14%.

В январе-мае 2008 года производство продукции сельского хозяйства выросло лишь на 0,2% (к соответствующему периоду 2007 года), в то время как на эту же дату 2007 года темп роста был в 12 раз выше.

Более того, за 5 месяцев 2008 года производство сельхозпродукции населением по сравнению с прошлогодним сократилось на 4,2%.

На 1 июня 2008 года численность поголовья крупного рогатого скота сократилась на 10,7% (по сравнению с 1 мая 2007 года), свиней - на 20%.

Вследствие уменьшения поголовья коров (на 7,4%) сократилось производство молока - на 4,1%. Причем в подсобных хозяйствах сельских жителей, которые обеспечивают более 80% производства молока, сокращение составило 3,8%, а в сельхозпредприятиях - 5,1%.

Вот и возникает закономерный вопрос: чем собирается накормить Европу госпожа Тимошенко? Рапсом, посевы которого удвоены?

Впрочем, важнее обобщающий вопрос: как можно Премьер-министру крупнейшей европейской страны раз за разом выставляться в карикатурном виде, то обещая газовый "Белый поток" из ничего, то анонсируя переход на биогаз вместо импорта природного газа из России и Средней Азии и тому подобное?

Популизм Тимошенко вызвал инфляционное цунами.

Замедление роста экономики Украины наблюдается на фоне высокого ценового тренда. Скачок тренда безусловно спровоцирован залповыми популистскими выплатами, спустившими с привязи инфляционные ожидания.

Тем временем уже пятый месяц подряд правительство Тимошенко занято "поиском ведьм", якобы коварно насылающих порчу на "демократическую власть".

Что Правительство отработало до совершенства, так это технологию наведения тени на плетень. Например, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко уже поспешила заявить о победе над инфляцией, ссылаясь на майское... увеличение потребительских цен на 1,3%.

 

Хотя на самом деле такое увеличение потребительских цен в течение мая в Украине является не просто самым высоким за последние восемь лет, но и аномально высоким. Настолько же аномальными можно считать действия власти по удерживанию инфляции: они хаотичны, близоруки и неэффективны. Инфляция лезет, как опара из горшка, а Тимошенко пытается вручную запихнуть тесто обратно.

А на днях Юлия Тимошенко и вовсе шокировала участников селекторного совещания с губернаторами сенсационным заявлением: по итогам полугодия Украина выйдет... на показатель дефляции! При этом она "обратила внимание на неутешительные показатели инфляции в странах Европейского Союза, которые в июне составили 4%". Мало того, что злорадство по поводу проблем соседей нисколько не приближает к решению собственных, но и здесь Юлия Владимировна ухитрилась исказить факты. Ведь названный ею показатель относится не к июню, а к годовому периоду.

В годовом исчислении (май 2008 года к маю 2007 года) инфляция в ЕС увеличилась до 3,9%, в зоне Евро - на 3,7%, а в Украине - на 31,1%. То есть на порядок больше!

Если в декабре 2007 года годовой рост потребительских цен в Украине (16,6%) в 5 раз превышал дороговизну в Евросоюзе (3,2%), то в мае 2008 года зафиксировано уже восьмикратное превышение (31,1% и 3,9%).

Таким образом, утверждение Правительства о том, что следствием высокой инфляции в Украине являются  преимущественно общемировые тенденции и "тяжелое наследие", не выдерживает никакой критики.

Наиболее чувствительной составляющей индекса потребительских цен являются продукты питания, которые для гражданина Украины составляют более половины потребительской корзины.

В годовом исчислении на потребительском рынке Украины продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 48,5% (май 2008 г. к маю 2007 г.).

 

Это в два раза выше, чем инфляция в декабре прошлого года (на 23,7% - к декабрю 2006 г.) и почти в 7 раз выше, чем в мае 2008 года по Евросоюзу (7,2% - к маю 2007 года).

То есть пока украинское Правительство создает видимость борьбы с инфляцией, многим европейским странам благодаря эффективным антиинфляционным мерам удалось переломить негативные тенденции роста цен на продовольствие.

По отдельным группам товаров украинские цены опережают среднеевропейские просто удручающе.

 

В мае 2008 года граждане Украины были вынуждены покупать подсолнечное масло почти в 1,8 раза дороже, чем в мае прошлого года, яйца - дороже в 1,5 раза, молоко и сыр - в 1,4 раза. В странах ЕС за это же время подсолнечное масло подорожало только на 13,6%, молоко, яйца и сыр - на 14%.

Темп дорожания хлеба в Украине (на 33,4% - к маю 2007 г.) в два с половиной раза выше, чем в прошлом году (13,8%), и в три раза выше по сравнению с Евросоюзом (на 11% - к маю 2007 г.).

Если с мая 2006 по май 2007 года мясо и мясопродукты в Украине даже несколько подешевели (на 3,4%), то в мае 2008 года наши граждане должны тратить на покупку такого же количества мяса в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. В Евросоюзе за истекший год мясо тоже подорожало, но лишь на 4,4%.

Подорожание рыбы и рыбопродуктов в Украине (на 18,9%) почти в 6 раз большее, чем в ЕС (на 3,3%).

Повышение цен на овощи и фрукты в весенний период считается традиционным. Однако, если в странах Европейского Союза цены на фрукты в мае т. г. по сравнению с маем прошлого года выросли на 9,1%, то в Украине - в 1,9 раза.

Аналогичная ситуация - с ценами на овощи. В странах-членах Евросоюза за последний год они подорожали только на 2,6%, а в Украине - в 1,8 раза.

Такое соотношение было не всегда. Например, в прошлом году за это же время овощи подешевели на 16,4% (к соответствующему периоду 2006 года).

Необходимо отметить, что рост цен существенно бьёт по карману 90% наших граждан. Ведь большинство жителей Украины на продукты питания тратят не 55% своего бюджета (как учитывает при расчетах Госкомстат), а более 80% доходов, поэтому инфляция для них становится критической.

Диагноз: замедление темпов роста экономики с разгоном цен

Внутренний спрос на промышленную продукцию тесно связан с объемами и условиями кредитования, которые в текущем году существенно ухудшились вследствие жестких монетарных мер Правительства и Национального банка.

Кредитная поддержка национальной экономики отстает от прошлогоднего уровня и уменьшается от месяца к месяцу. В течение апреля 2008 года сумма кредитов юридических лиц увеличилась только на 1,9%, в мае - на 1,1%. А с учетом роста инфляции (14,6% к декабрю прошлого года) произошло реальное сокращение кредитования юридических лиц (по статистике НБУ - прирост за 5 месяцев составил 15%).

Высокий уровень процентных ставок является препятствием для проведения долгосрочных инвестиционных проектов.

В свою очередь, политика искусственного укрепления гривны стала дополнительным ударом, и по отечественным товаропроизводителям, и по гражданам.

Кроме того продолжается увеличение налогового давления на украинские компании вследствие накопления переплат, отказа от оформления налоговых векселей и накопления невозмещенных сумм НДС, а также административного регулирования цен со стороны исполнительной власти.

О последствиях таких действий свидетельствует возобновление тенденции убыточности предприятий.

 

За январь-апрель т.г. темпы роста прибыли остались почти на прошлогоднем уровне, а объемы убытков выросли в 1,5 раза.

Хаотичные популистские и недальновидные движения, именуемые "политикой правительства Тимошенко", уже привели к существенному повышению цен производителей, и особенно по тем видам экономической деятельности, которые напрямую влияют на изменение потребительских цен.

Например, зафиксирован резкий скачок цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды: с 16,8%  за 4 месяца 2008 года до 21,7% за январь-май, или в 1,3 раза. Вскоре это скажется повышением цен практически на весь спектр товаров потребительского назначения.

 

Исходя из тенденций последних лет и учитывая деятельность или, правильнее сказать, бездействие правительства по обузданию роста цен, можно ожидать, что в дальнейшем инфляционное давление только усилится.

Это связано с:

  • отсутствием системной антиинфляционной политики правительства;
  • жесткой монетарной и фискальной политикой Правительства и НБУ;
  • снижением предложения со стороны отечественного производителя по многим товарным группам;
  • сохранением политической нестабильности;
  • нарастанием инфляционных ожиданий.

Если правительство не изменит свою политику по отношению к производителю, то весьма вероятным будет замедление динамики хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики.

Где же источник кризиса?

Сегодняшнее Правительство просто не способно осуществлять антикризисные меры, не говоря уже о структурных реформах. Это не суждение. Это совершенный факт. Если Тимошенко собирается на 30 миллиардов гривен увеличить государственные расходы потребления -  это антикризисная, антиинфляционная мера, или это беспардонная подготовка за счет налогоплательщиков к очередным выборам?

Правительство Тимошенко производит множество шумовых эффектов, запускает "ложные цели", которые отвлекают от действительности.

А она такова:

  • есть предвыборные обещания - они не выполняются,
  • есть коалиционное соглашение - оно не выполняется,
  • есть предписанные законами обязанности Правительства - они не выполняются,
  • есть объективные, в том числе внешние, риски развития экономики - их власть игнорирует, бездействует.

Второй раз за последние годы власть становится главным источником кризиса в государстве. Кроме того, жалкие "шумовые эффекты" Правительства разрушают с трудом приобретенный позитивный имидж и кредитный рейтинг страны.

Нужны примеры? Скажем, Премьер-министр Украины заявляет, что через три года Украина будет производить 20 миллиардов кубических метров биогаза и за счет этого примерно на треть сократит свои потребности в импортном газе. Нормальный специалист задает вопрос: что же делается в стране для реализации такого плана? Где в бюджете заложено примерно 20 миллиардов долларов на создание сырьевой базы, строительство производственных мощностей, транспортных сетей, закупку технологического оборудования, реконструкцию потребителей? Ничего подобного в помине нет. Специалисты, эксперты стыдливо отводят глаза, стесняясь комментировать очевидную чушь.

Или прозвучавшее на высшем уровне Евросоюза предложение Тимошенко построить по дну Черного моря, через Кавказский хребет газопровод "Белый поток" из Ирана. Из Ирана, у которого госпожа Тимошенко даже не удосужилась спросить согласия. Этот хлестаковский прожект тоже стыдливо замолчали.

На самом деле, если какой-то эффект таким авантюризмом и произведен, то эффект неловкости за Украину.

Из всего сказанного объективно можно сделать следующие выводы: экономическая политика власти губительна, а управленческая команда власти - негодная.

В любой стране такие, как у нас, результаты деятельности: фактический провал коалиционной политики, беспомощность правительства, нанесенный экономике ущерб, безусловно привели бы к отставке Правительства. Вернее, цивилизованное Правительство, ответственное перед гражданами (тем более, не имеющее парламентского большинства), само бы подало в отставку.

У нас же в очередной раз экономическая прагматика приносится в жертву политической целесообразности. С прицелом на президентскую гонку не выгодна немедленная отставка Тимошенко, не завершившей сеанс саморазоблачения.

Заплатить за окончательное банкротство "демокрИтической коалиции" придется дорого: примерно пятью годами восстановления положения и накопления ресурсов для проведения структурных реформ. Но, возможно, другого варианта выйти на сколько-небудь продолжительный период политической стабильности и нет...

Или есть?