Вице-президент GlobalLogic: у меня нет ощущения, что Киев — это Smart City

Вице-президент GlobalLogic: у меня нет ощущения, что Киев — это Smart City

Четверг, 10 октября 2019, 07:30 -
фото Всеволода Некрасова
В интервью ЭП один из руководителей крупной IT-компании объяснил, почему за последние пять лет у людей так и не появилось ощущение, что Киев — это умный город, и рассказал, какие выводы надо делать руководству столицы.

Накануне в Киеве прошел четвертый по счету Kyiv Smart City Forum, посвященный развитию концепции умного города. 

3 тыс участников, 60 спикеров вместе с городским головой Киева Виталием Кличко собрались в КВЦ "Парковый", чтобы поговорить о smart-технологиях и инновационных решениях, развивающих города в Украине и мире.

Поскольку ситуация с городским трафиком в Киеве критическая, внимание ЭП было приковано к спикерам соответствующей тематической панели, в частности, к вице-президенту по стратегии украинского офиса GlobalLogic Андрею Яворскому. 

Он представляет третью по количеству IT-специалистов компанию в Украине, которая к тому же презентовала собственную разработку для решения проблем столицы с транспортом — "Зеленая волна". Это решение для интеллектуального управления светофорами в интересах спецтранспорта.

Реклама:

Насколько Киев соответствует стандарту Smart City? Насколько столица "поумнела" за последние пять лет работы нынешней власти? Какие проблемы города нужно решать с помощью цифровых технологий в первую очередь? Об этом ЭП поговорила с Яворским.

"Чтобы IT-инфраструктура заработала, нужно реформировать сами городские институции"

— Вы живете и работаете в Киеве, вы ощущаете, что Киев — это умный город?

— К сожалению, этого не ощущается совсем. Киев занял 13-е место в рейтинге 400 городов мира, где жители тратят в пробках больше всего времени (исследование Traffic Index от нидерландской компании TomTom. — ЭП).

Это не очень красивая статистика. Занятно, что первые 15 городов рейтинга представляют страны, где тоже слабо развита инфраструктура и низкая дисциплина соблюдения правил дорожного движения.

 
Вице-президент по стратегии GlobalLogic Андрей Яворский
фото GlobalLogic

Давайте более предметно поговорим о том, что такое умный город. Прежде всего, это цифровая трансформация города: переосмысление и переработка процессов управления городом путем применения коммуникационных информационных технологий. Какие это процессы?

Первое — принятие решений в городе на основе данных, получаемых в реальном времени. 

Второе — умное управление трафиком.

Третье — общение между жителями города и городской администрацией в цифровом виде. 

Четвертое — умное управление расходом природных ресурсов: воды, электроэнергии, тепла.

Пятое — контроль загрязнения окружающей среды: отслеживание уровня разнообразных выбросов.

Шестое — создание с помощью разнообразных технологий безопасных комьюнити, безопасных районов. 

Седьмое — свободный и равный доступ к цифровой инфраструктуре города, который позволяет людям быть более экономически активными.

Что из перечисленного есть в Киеве? 

Управления трафиком не видно. Есть какие-то попытки упорядочить оплату парковки через мобильный телефон. Тем не менее, я вижу, что люди по-прежнему паркуются как хотят. Также не наблюдаю, чтобы городом управляли на основе данных. 

 
Пройти к КВЦ "Парковый" на Kyiv Smart City Forum было непросто из-за автомобилей участников форума, хаотично припаркованных на тротуарах
Фото автора

Инвестиций в создание умных домов, которые бы экономили электроэнергию и тепло, мы тоже не видим. Мы с вами сидим в одном из самых прогрессивных выставочных центров (КВЦ "Парковый". — ЭП), но здесь почему-то горит свет, хотя очень светло. А это все дополнительные выбросы СО2.

Островки умных домов существуют, но это далеко не массовое явление. Не видно примеров использования возобновляемой энергетики.

— По вашим ощущениям, насколько успешно городская администрация использует цифровые технологии для решения проблем киевлян?

— Можно вспомнить минувшие выборы, когда жители города пытались изменить место голосования, и возникали очереди из тысяч людей. Это говорит о том, что инфраструктура коммуникации жителей города с администрацией работает не очень хорошо. 

В то же время Киев, как и другие крупные украинские города, находится в мировом тренде роста популяции. Сейчас 70% населения нашей страны живет в городах. 200 лет назад этот показатель составлял 3%. Процент городского населения будет повышаться, люди мигрируют в города, в городах лучше инфраструктура.

Соответственно, города стали местом, где происходят все потрясения: изменение демографии, изменение возрастных групп, люди становятся старше, возникают проблемы с природными ресурсами.

Все эти проблемы концентрируются в одном небольшом месте. Цифровые технологии должны помогать решать эти проблемы. В случае Киева мы находимся в зачаточном состоянии.

С одной стороны, это плохо, а с другой — хорошо.

— Что вы имеете в виду?

— Отсутствие инфраструктуры облегчает быстрое строительство совершенно новой инфраструктуры. Когда нет старого, вам нечего ломать.

Примером может служить скорость интернета и его цена в Киеве. Большинство домов подключены оптикой, и за пять-семь долларов в месяц вы получаете очень высокую скорость доступа в интернет. В США, которые намного богаче, за интернет платят в десять раз больше, а скорость в таком пакете в два-три раза ниже.

Все потому, что у них уже проложена кабельная инфраструктура. Когда-то они шли на опережение, но сейчас заново прокладывать оптические магистрали к домам не очень выгодно. В США провайдеры пытаются выжать максимум из имеющейся инфраструктуры.

Похожие тенденции с развитием, например, сотовой связи и интернета я видел в развивающихся странах Азии, Африки, в Индии. Туда, где не было ничего, пришли и сразу поставили 3G/4G-решения.

Мне хочется верить, что в Киеве это будет возможно. У нас в стране много компаний, которые занимаются IT-технологиями, продают умные светофоры, разные элементы смарт-инфраструктуры города.

Вопрос в том, чтобы качественно объединить эти усилия. Только тогда это сможет работать эффективно.

— Достаточно ли пяти лет, что прошли с момента прихода в городскую администрацию Киева новых руководителей, чтобы запустить решения умного города?

— Мне кажется, дело не во времени. Дело в том, что в нашей стране и в Киеве мы пытаемся решить проблемы коррупции, неэффективности с помощью цифровых технологий.

Например, ProZorro — это попытка с помощью технологий сделать процесс госзакупок публичным и прозрачным, но для того, чтобы IT-инфраструктура эффективно заработала, нужно прежде всего реформировать сами городские институции.

Цифровой доступ к городской администрации делает более удобным общение жителей с администрацией без необходимости заниматься бумажками для получения тех или иных документов или разрешений.

Сама по себе цифровая инфраструктура не проводит реформы. Она является еще одним способом коммуникации. 

На мой взгляд, пять лет — это огромный срок. Посмотрите, как изменилась, например, экономика Китая за последние пять лет. Они вплотную приблизились к США. За пять лет можно сделать огромное количество дел.

"Цифровое государство заканчивается качеством услуг, а не цифровым доступом в неэффективную организацию"

— Умный Киев — это самоцель или инструмент для более эффективной работы городских служб и более комфортной жизни жителей?

— По большому счету, городская администрация работает как один огромный компьютер, основанный на людях. У них есть последовательность действий, по которой они должны выполнять свою работу. Человеческая организация, в нашем случае городская администрация, — это огромный алгоритм. 

Когда вы добавляете цифровые технологии, вы просто убираете людей из совершенно рутинных операций. Тогда их выполняет компьютер, он не ошибается, он точно следует процессу, он не болеет, ему не нужно время заниматься собой.

Тогда люди занимаются задачами, где они должны принять сложное решение или должны общаться с другими людьми, потому что людям нравятся другие люди. Скажем, когда-то в банках сидели кассиры, которые считали и выдавали деньги. Теперь их заменили банкоматы.

Цифровое государство заканчивается качеством услуг, а не тем, что у вас есть цифровой доступ в неэффективную организацию, какой-то портал, на котором вы можете увидеть, что ничего не происходит. Технология сама по себе нейтральна, она не гарантирует, что услуги станут лучше или хуже.

— Есть ли критерии, по которым можно оценить, насколько Киев стал "смарт" за последние несколько лет?

— К сожалению, какой-то глобальной единой метрики я не встречал. Мы можем сравнивать Киев с другими городами. Насколько Киев "смарт-сити" по сравнению с Сингапуром? Наверное, совсем не "смарт". Можем сравнивать с городами похожего размера, территории и географических зон.

Сама тематика "смарт-сити", "города будущего" имеет позитивную коннотацию, соответственно, наши политики и бизнесмены пытаются делать приставку "смарт" ко всему, что мы слышат.

Киев так или иначе будет наполняться смарт-технологиями, потому что их будет адаптировать весь мир, их цена будет падать, инвестиции в то, чтобы их внедрить, будут меньше, всегда можно будет скопировать чей-то успех.

Мне кажется, мы так и будем продвигаться: будем не в авангарде, а где-то в середине, будем следовать за общим трендом.

— Какие вы знаете самые яркие реализованные проекты в сфере киевского "смарт-сити"?

— Это ситуационный центр Нацполиции, где с помощью городских камер видеонаблюдения можно следить за ситуацией в городе, за трафиком. Некоторые светофоры уже управляются удаленно, но это не системно.

Неплохо выглядит идея внедрения единого билета на городской транспорт. Правда, успешность проекта пока спорная. Мне сложно оценить работу парковки, о которой все говорят. Я пытался как-то заплатить, у меня ничего не получилось.

— Совпадает ли этот ваш условный рейтинг с теми проектами, которые нужны жителям Киева?

— На мой взгляд, транспортная ситуация в Киеве критическая. У нас растет количество жителей и количество машин, но мы не способны вкладывать достаточно денег в строительство эстакад и дорожных развязок.

Умное управление трафиком помогло бы разгрузить магистрали. Светофоры должны регулировать транспортные потоки в режиме реального времени с учетом фактической дорожной ситуации.

Также необходимо решить проблему непродуктивного использования электроэнергии. Предприятия могут инвестировать в технологии, которые оптимизируют использование электричества, тепла и вентиляции.

В Кейптауне (ЮАР, Африка. — ЭП) были большие проблемы с нехваткой воды. Пару лет назад город инвестировал средства в программу по установке жителям смарт-счетчиков. Счетчики дают ежедневную информацию о том, сколько люди тратят воды. В результате потребление воды в городе сократилось на 40-60%.

"Если ты не сделал смарт-продукт, то все перестанут в это верить. Посмотрим, какой продукт будет в следующем году"

— Концепцию "Умный Киев" воплощает департамент информационно-коммуникационных технологий Киевской горадминистрации. Насколько велика его ценность? Может ли администрация заказывать компоненты "смарт-сити" через тендеры?

— Когда человек не из сферы IT смотрит на решения "смарт-сити", они для него выглядят как продукт, как, например, Windows, которую вы установили на компьютер. Один раз установили и забыли. Это одно из заблуждений, которые часто встречаются при общении с госорганизациями.

Это связано с тем, что сложные IT-системы необходимо реализовать, поддерживать, постоянно совершенствовать. Они должны стать частью какой-то организации, которая потом будет их вести. Это проект, который никогда не заканчивается.

Должна быть какая-то целостная картина, в которой есть экосистема программного обеспечения и "железа", есть стратегия развития. Могут быть разные поставщики и разные решения, которые необходимо объединять. 

Для этого нужна организация, которая будет следовать этой стратегии. Будет ли это такой цифровой департамент или какой-то отдел в администрации, не важно.

Главное — наличие у этой организации ресурсов для поддержки системы в рабочем состоянии, а не для разовых закупок, которые никак не интегрируются с общей целью.

 
фото GlobalLogic

— Как вы оцениваете результаты работы департамента за последние пять лет?

— Результат не очень удовлетворительный. Если абстрагироваться от внедрения технологий, а говорить о решении институциональных проблем города, то я не вижу больших положительных изменений в этом направлении.

Слова и инициативы звучат неплохо. Почему они не реализовываются? Это другой вопрос.

— Какие выводы должны сделать в горадминистрации?

— Мне кажется, в реалиях нашей страны такие департаменты должны четко понимать институциональные проблемы, которые они хотят решить, независимо от IT-технологий. Они должны иметь бизнес-план, по которому они будут привлекать деньги для строительства инфраструктуры.

Я вижу большую инертность государственных и муниципальных структур. Даже активный прореформаторский руководитель сталкивается с тем, что на уровне исполнения находятся закостенелые люди, и вся организация движется не очень хорошо.

Мне сложно сказать, плохо или хорошо они работали. Однако мы можем судить по результату. Результат неудовлетворительный. Им стоит переосмыслить прошедшие пять лет, понять, какие ошибки они могли бы исправить.

— Кроме регулярных форумов на тему "смарт-сити", заметных достижений у Киева в этой области не видно. Создается впечатления, что сам концепт "Киев — "смарт-сити" стал красивой ширмой, которая скрывает неспособность руководителей города решать проблемы столицы.

— Приставки "смарт", "блокчейн", artificial intelligence (искусственный интеллект. — ЭП)  вызывают определенный налет модерновости или даже четвертой промышленной революции. Их используют не только киевские городские власти. Любая компания берет свой продукт, добавляет к нему какую-то из этих приставок и вдруг становится инновационной.

Мне кажется, это хороший маркетинговый ход, который взял на вооружение Киев. Те слова и инициативы, о которых мы слышим публично, звучат неплохо. Почему они не реализовываются — это другой вопрос.

Ты можешь повторить этот трюк пару раз. Если ты не сделал "смарт-продукт", то все перестанут в это верить. Посмотрим, какой продукт будет в следующем году, потому что за четыре-пять лет можно накопить статистику высказываний.

Реклама: