Виртуальная реальность: лечит или калечит

Виртуальная реальность: лечит или калечит

Среда, 3 января 2018, 11:00 -
Ars Technica
Кроме очевидных плюсов, у всех новинок есть и побочные действия. Чего больше в VR: плюсов или минусов?

VR постепенно проникает в человеческую жизнь. Технология уже вышла за пределы научной фантастики и плотно вошла в разные сферы, например, в медицину.

Хотя виртуальная реальность — до сих пор слабо исследованное явление, есть немало примеров положительного влияния VR на жизнь врачей и пациентов.

Врачи могут проводить сложные операции, лежа на диване, а пациенты — плавать в океане с дельфинами, не вставая с больничной койки.

Только ли хорошее несет человечеству виртуальная реальность?

VR и хирургия

Молодые хирурги, прежде чем проводить операции, обычно тренируются на трупах или ассистируют более опытным врачам. Виртуальная реальность позволяет практиковаться без риска для реальных пациентов.

С помощью VR-очков хирурги могут не заглядывать через плечо более опытного врача, а наблюдать за операцией так, будто сами орудуют скальпелем.

В 2016 году в больнице Royal London была произведена первая в мире операция с использованием камеры виртуальной реальности.

Каждый желающий c помощью VR-гарнитуры или приложения мог принять в ней участие вне зависимости от того, является он талантливым студентом-медиком, заинтересованным журналистом или взволнованным родственником.

Расслабиться с помощью VR-гарнитуры

VR-очки могут оказаться спасением и для тех, кто оказался в заложниках у больничной койки и отсчитывает дни до момента, когда это закончится.

Бреннан Шпигель и его команда в больнице Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе используют VR, чтобы помочь пациентам снять стресс.

С помощью гарнитуры вместо четырех стен больничной палаты пациенты могут увидеть удивительные пейзажи Исландии или поплавать вместе с дельфинами в океане.

По мнению Шпигеля, использование пациентами VR может сократить не только стресс, но и затраты на уход и время пребывания пациента в больнице.

Контроль над болью

В медицинской практике боль является постоянной проблемой. Специалисты Вашингтонского университета разработали VR-игру Snow World для отвлечения пациентов с ожогами и притупить боль во время ухода за ранами.

Проведенное на военных исследование, показало, что на солдат с ожоговыми ранениями Snow World воздействовал лучше, чем морфин.

Сторонники VR-лечения утверждают, что виртуальная реальность может избавить от зависимости, которую вызывают некоторые обезболивающие препараты.

Восстановления после инсульта

Для пациентов, перенесших инсульт или травму головного мозга, время имеет большое значение. Чем раньше они начинают реабилитацию, тем больше у них шансов на восстановление утраченных функций.

Приложение MindMotionPro швейцарской компании Mindmaze позволяет пациентам "практиковать" поднятие рук или движения пальцами с помощью виртуальной реальности.

Даже если они не могут выполнить само движение, приложение повышает внимание и мотивацию, а умственное усилие, которые они для этого совершают, помогает нервным клеткам восстанавливаться быстрее.

Преодоление страхов

Психиатры из Университета Луисвилля используют VR, чтобы помочь пациентам справляться со страхами, связанными с полетами, или клаустрофобией.

Опыт VR обеспечивает контролируемую среду, в которой пациенты могут столкнуться со своими страхами и даже практиковать стратегии их преодоления.

Все это в безопасных условиях, где ситуацию в зависимости от обстоятельств можно легко остановить или повторить.

Лечение посттравматического синдрома

Подобно лечению фобий и тревог, виртуальная реальность используется для лечения посттравматических стрессовых расстройств у военных.

Клиники и больницы используют виртуальную реальность войн в Ираке и Афганистане, чтобы помочь ветеранам, которые постоянно переживают травмирующие события.

В безопасной и контролируемой среде они могут научиться вести себя в критических ситуациях.

Возможности для инвалидов

В 1994 году New York Times опубликовала историю, в которой описывается множество примеров использования виртуальной реальности для людей с ограниченными возможностями.

Так, дети с церебральным параличом могли забираться в инвалидное кресло через травянистое поле, бассейн грязи или слой льда, что делало это занятие более интересным.

Недавно производители гарнитуры Fove провели кампанию crowdfunding для создания приложения Eye Play the Piano, которое позволит детям с физическими недостатками играть на пианино.

Почувствуй себя старым

Используя технологию VR, Embodied Labs создала We Are Alfred, чтобы показать студентам-медикам, что такое старение.

Каждый мог стать 74-летним Альфредом, у которого проблемы со слухом, и в течение семи минут ощущать то, что чувствует он.

Разработчики хотели наладить взаимопонимание между молодыми врачами и пожилыми пациентами из-за их огромной разницы в возрасте. По мнению создателей, теперь врачи будут иначе относиться к пожилым пациентам.

Обратная сторона луны

Однако кроме плюсов у виртуальной реальности есть и недостатки. Многие люди после пребывания в VR-мире жалуются на головокружение, тошноту и "морскую болезнь", испытывают стресс и беспокойство.

Продолжительное использование гарнитуры может привести к чувству дезориентации, когда после погружения в VR пользователь может натыкаться на стены и предметы в комнате.

Кроме того, виртуальная реальность может привести к эмоциональным и социальным проблемам.

Игры, такие как Second Life, могут быть забавными побегами из реального мира. Если ими злоупотреблять, они могут превратиться в альтернативную жизнь без проблем. Это может привести к тому, что пользователь потеряет связь с реальностью.


powered by lun.ua