Без "договорняков" и взяток: 5 электронных госуслуг, которые победили коррупцию

Без "договорняков" и взяток: 5 электронных госуслуг, которые победили коррупцию

Понедельник, 10 декабря 2018, 07:30 -
Электронные услуги позволяют исключить из отношений с государством корупционный фактор. ЭП на пяти примерах объясняет, как это происходит в Украине.

Перевод административных госуслуг в электронную форму решает две задачи: упрощает процесс их получения и ликвидирует коррупционные схемы, связанные с их предоставлением.

В Украине существует примерно 1 200 административных услуг. Законодательство, которое регулирует предоставление этих услуг, часто устаревшее.

Порядки предоставления таких услуг бюрократичны. Это приводит к злоупотреблениям, бытовой коррупции, созданию компаний-"прокладок", которые наживаются на предоставлении услуг.

"Каждая услуга, с которой мы сталкиваемся в процессе ее перевода в электронную форму, проходит реинжиниринг (фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта. — ЭП).

Реклама:

Именно на этапе реинжиниринга мы видим, какие схемы там на самом деле существовали на протяжении новейшей истории Украины", — рассказывает замглавы Госагентства по вопросам электронного правительства Алексей Выскуб.

В качестве примера он привел пять госуслуг, рассказал, какие коррупционные механизмы работали во время их предоставления и как их удалось устранить.

1. Помощь при рождении ребенка

Потенциал услуги — более 360 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 23,5 тыс заявителей.

Где получить услугу онлайн: здесь.

Что нужно для получения услуги: ЭЦП (электронно-цифровая подпись) Приватбанка или Государственной фискальной службы.

Было

Копию свидетельства о рождении ребенка подавали вместе с заявлением. Достоверность документа не проверяли, поэтому помощь могли оформлять на детей, которых не существовало.

Стало

Номер свидетельства отмечают в электронном заявлении, он автоматически проверяется в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан. Теперь злоупотребления невозможны.

2. Принятие объектов строительства в эксплуатацию

Потенциал услуги — более 50 тыс заявителей ежегодно.

Воспользовались электронной услугой за все время 6,5 тыс заявителей.

Где получить услугу:здесь или здесь.

Что нужно для получения услуги: ЭЦП Приватбанка или Государственной фискальной службы.

Было

После окончания строительства заказчик объекта получает в Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) декларацию или сертификат о готовности дома к введению в эксплуатацию.

В дальнейшем, в момент подачи государственному регистратору документов для получения права собственности на недвижимость, возникали злоупотребления.

В частности, заявитель производил подмену нескольких страниц в наборе документов декларации или сертификата. Так заявители меняли этажность и площадь недвижимости.

Это было возможно, потому что ГАСИ не вносила в электронный реестр сведения об объекте недвижимости, указанные в декларации или сертификате. При этом доказать факт злоупотребления было крайне сложно.

Стало

Теперь работники ГАСИ обязаны вносить в реестр разрешительных документов все без исключения данные деклараций и сертификатов, которые они выдают. Это делает невозможным подмену данных.

Кроме того, теперь для регистрации права собственности на новостройку больше не требуются копии документов декларации или сертификата. Нужен только регистрационный номер декларации или сертификата. Все данные госрегистраторы автоматически получают из реестра ГАСИ.

3. Согласование проектов землеустройства

Потенциал услуги — 300 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 268 тыс заявителей.

Где получить услугу: здесь.

Что нужно для получения услуги: ЭЦП Приватбанка или Государственной фискальной службы.

Было

В случае отвода земли требуется проектная документация, которую могут изготавливать только лицензированные предприятия.

Нередко некоторые такие предприятия имели особые отношения с руководителем территориального подразделения Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Такой руководитель согласовывал документацию только одной фирмы и не согласовывал документацию других фирм. В результате стоимость услуг "правильной" фирмы для украинцев значительно вырастала.

Стало

Теперь в случае онлайн-регистрации заявки на согласование проекта землеустройства действует принцип "слепого" распределения.

К примеру, при подаче документации в Киевской области система автоматически направляет проект на согласование в любую другую область. Содержание "своих" фирм теряет смысл.

4. Регистрация декларации соответствия пожарной безопасности

Потенциал услуги — 20 тыс заявителей ежегодно. Воспользовался электронной услугой за все время 141 заявитель.

Где получить услугу: здесь.

Что нужно для получения услуги: ЭЦП Приватбанка или Государственной фискальной службы.

Было

По желанию инспектор Государственной службы чрезвычайных ситуаций мог отказать в регистрации декларации без объяснения причин.

Известны случаи, когда чиновники требовали наличие конкретной автосистемы реагирования на огонь, которую устанавливают и обслуживают только связанные с ними компании.

Стало

Теперь причиной отказа в регистрации декларации может стать только неправильно заполненная форма. В случае несоответствия здания нормам пожарной безопасности инспектор обязан указать четкую причину отказа.

Каждое действие чиновника фиксируется системой, поэтому легко доказать его неправомерность.

Все декларации вносятся в реестр деклараций ГСЧС, и каждый желающий может проверить детский сад, ресторан или ТРЦ на соответствие нормам пожарной безопасности.

5. Лицензии на услуги автоперевозок пассажиров и грузов

Потенциал услуги — 4 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 286 заявителей.

Где получить услугу: здесь.

Что нужно для получения услуги: ЭЦП Приватбанка или Государственной фискальной службы.

Было

Процедура сбора и подачи документов на получение лицензии была крайне сложной и могла затянуться на несколько недель. Это способствовало процветанию посредников, работающих в тандеме с заинтересованными чиновниками.

Как следствие — около 90% частных перевозчиков не имеют соответствующей лицензии.

Стало

Заполнение упрощенной формы заявки занимает несколько минут. Срок рассмотрения четко регламентирован и составляет около десяти дней. Желающие могут получить лицензию легче и без посредников.

Также можно проверить наличие у перевозчика лицензии по номеру транспортного средства. Такая услуга доступна на правительственном портале в разделе "Проверка автоперевозчика".

Реклама: