Точка отсчета украинского бизнеса

Точка отсчета украинского бизнеса

Вторник, 18 августа 2015, 14:00 -
В августе 1991 года была провозглашена независимость Украины от СССР. Отказ от политической системы, действовавшей на территории Советского Союза, поставил много сложных экономических задач. На смену плановой экономике шел рынок с такими понятиями, как бизнес и предпринимательство, спрос и предложение.

Украина 1990-1995

В августе 1991 года была провозглашена независимость Украины от СССР. Отказ от политической системы, действовавшей на территории Советского Союза, поставил много сложных экономических задач. На смену плановой экономике шел рынок с такими понятиями, как бизнес и предпринимательство, спрос и предложение.

Но в Украине, как наследнице УССР, не было центрального банка, денежной, валютной, финансовой, налоговой, таможенной систем, капитала. Не было адекватных законов и кадров, которые, как известно, "решают все".

Советское наследие

Реклама:

При этом новому государству досталось солидное промышленное наследство. В структуре союзной экономики Украина выплавляла 40% чугуна, 34% стали, добывала почти половину железной руды, делала треть всех стальных труб. Активно работала ракетно-космическая промышленность, судостроение и нефтепереработка.

Верно распорядиться собственным богатством оказалось непросто. "Мы попросту не знали, что такое рынок", - вспоминает президент ассоциации "Укрсудпром" Виктор Лисицкий, который тогда заведовал экономикой Черноморского судостроительного завода.

Стояла задача изменить командно-административную систему управления экономикой на рыночную. "С одной стороны, мы отдавали себе отчет, что провести быстро столь масштабные преобразования и сделать это без потерь – невозможно! А с другой, будучи скорее романтиками, чем реалистами, рассчитывали, что сумеем сохранить свой высокий промышленный потенциал и вписаться в новую систему, не проведя значительных структурных преобразований. К сожалению, опыт показал, что это не произошло", - вспоминает Сергей Грищенко, занимавший в нескольких правительствах должность замминистра промышленной политики.

Первой преградой стало отсутствие знаний и эффективных управленцев. Большинство стратегических решений принималось в Москве чиновниками всесоюзного уровня, в Киеве же работали лишь отдельные второстепенные министерства. Квалифицированные кадры имелись,но их опыт и знания ограничивались работой в плановой экономике. Когда появились первые ВУЗы, обучающие азам рыночной экономики, в них пошли учиться не только выпускники школ."Я работал директором двух предприятий, поэтому неплохо знал советскую экономику, но хотел получить другие знания. Первой кузницей кадров был МИМ-Киев. Вместе со мной учились два доктора наук и четырнадцать кандидатов наук! Люди ощутили потребность в новых знаниях", - рассказывает Роман Шпек, министр экономики Украины в 1993-1995 годах.

 

Кадры начали появляться, но выяснилось, что экономика страны перенасыщена предприятиями, работавшими в интересах всех союзных республик. "Несмотря на то, что Украина занимала менее 3% от общей площади СССР, здесь было сосредоточено около 25% союзной промышленности: предприятия оборонного комплекса, машиностроения, металлургии, электротехники", – рассказывает министр энергетики Украины (в 1999, 2005-2006 гг.) Иван Плачков. Предпосылки такого дисбаланса были заложены еще в начале ХХ века, когда Российская Империя развивала Донбасс и Приднепровье. В этих же регионах активно росла экономика Советского Союза. Ведь куда проще строить на имеющемся фундаменте, чем заливать новый где-нибудь за Уралом.

Впрочем, географическое положение сыграло свою роль и для исключительно советских инициатив. Например, СССР пытался реализовать три энергетических экспансии в Европу, плацдармом для которых была Украина. Успели реализовать две: нефтяную и газовую. Построили систему магистральных нефте- и газопроводов. Планировалась третья – электроэнергетическая. "В те годы УССР потребляла 30 тыс. МВт*ч электроэнергии, в то время как мощностей было на 55 тыс. МВт*ч, – рассказывает Плачков. – А планировали построить еще на 50 тыс. МВт*ч". Но сегодня проекты Крымской и Чигиринской АЭС, Одесской и Харьковской АТЭЦ – лишь история.

Не удалось уберечь радиоэлектронику, продукция которой использовалась в оборонно-промышленном комплексе. Отдельные заводы можно было спасти, но лидеры молодого государства оказались не готовы допустить туда иностранных инвесторов. В начале 1990-х в Киев приезжали японцы, которые хотели выпускать бытовую технику и электронику на базе одного из столичных заводов, производивших системы управления для ракет. Их поразил цех, полностью обшитый листами нержавеющей стали, внутри которого поддерживалась почти стерильная чистота. Однако потенциальным инвесторам отказали под предлогом важности завода для оборонки. Спустя насколько лет его линии были остановлены, нержавейка отправлена на втормет.

Жизнь без денег

Первые пять лет независимости роль национальной валюты играли купоно-карбованцы, которые ввели в январе 1992 года. Первое время они ходили параллельно с советскими рублями, так как при развале СССР Украина наравне с другими экс-республиками вошла в "рублевую зону" –валютный союз, в котором советские рубли использовали для межгосударственных расчетов. Резкий выход из этого "клуба" в 1992 году помешал предприятиям завершить расчеты с контрагентами из других республик и стал еще одним ударом для экономики. Мы не завершили расчеты и оказались должны всем.

 

Было трудно решить проблему гиперинфляции и девальвации – единственным источником пополнения оборотных средств госпредприятий была эмиссия. "Таких экономических понятий, как денежно-кредитная или антиинфляционная политика в государстве не было. Когда у шахтеров или аграриев заканчивались деньги, то нужно было печатать. Это приводило к тысячной, десятитысячной инфляции", - вспоминает Роман Шпек.

В условиях ежедневного изменения цен и курса нацвалюты выходом стало использование бартерных схем. Проще других было компаниям потребительского сектора. К примеру, донецкий "Норд" расплачивался с поставщиками сырья холодильниками. Там техника расходилась на зарплаты рабочим.

Но были исключения. "Красные директора" советских гигантов смогли сохранить свои заводы и влияние в эпоху перемен. Самый успешный из них – гендиректор "Южмаша" Леонид Кучма –стал премьером и дважды – Президентом Украины. Другие становились министрами или нардепами.

Еще одна прослойка "счастливчиков" – выходцы из комсомола, технических НИИ и криминалитета. Они зарабатывали на разработке бартерных схем, адресных поставках электроэнергии и ширпотреба, экспорте готовой продукции. Так накапливались первые состояния, зарождались финансово-промышленные группы вроде донецкой корпорации "Атон" или харьковской "Станк".

Отраслевой перепад

Начало 1990-х прошло по-разному для разных сфер экономики. К примеру, банковская система лишь зарождалась, хотя первые частные банки появились еще в конце 1980-х. Но мощный импульс к развитию финансовая система получила после создания на базе республиканских отделений советских госбанков "большой пятерки": Ощадбанк, Проминвестбанк, Укрэксимбанк, Укрсоцбанк и агробанк "Украина".

Одна из наиболее заметных реформ того периода произошла в энергетике. В 1995 году были ликвидированы 8 производственных энергетических объединений (ПЭО), на которых держалась структура управления энергетикой Украины. Взамен создали систему, состоящую из 6 генерирующих (ТЭС, ГЭС) и 27 энергоснабжающих предприятий.

А вот для сельского хозяйства начало 1990-х обернулось полным провалом из-за медленного реформирования системы колхозов и совхозов. Сократились валовый сбор сельскохозяйственных культур, поголовье крупного рогатого скота и свиней. Как результат, резко уменьшилось производство мяса и молока. Реформирование аграрного рынка началось только летом 1995 года.

Стартовые позиции горно-металлургического комплекса были намного лучше, чем у других отраслей. В Украине было практически все необходимое сырье, доступные энергоресурсы, дешевая рабочая сила. При этом у готовой продукции было достаточно высокое качество. Однако производство тоже сокращалось. "Не было причин для внутреннего кризиса в металлургии. Но был кризис в потребляющих отраслях", – акцентирует Сергей Грищенко.

Хаос, в который погружалась экономика страны, вынуждал руководителей государственных предприятий все чаще посматривать на внешние рынки. Особенно после того, как кабмину удалось отбиться от претензий ЕС и США, которые пытались распространить на Украину санкции, действовавшие против СССР по отдельным видам продукции – в том числе по металлургии, химии и другим отраслям.

На практике организация поставок на внешние рынки оказалась непростой задачей. По воспоминаниям металлургического эксперта Владимира Пиковского в 1992 году все экспортные операции в Украине оформляли 6 человек, в том числе один из них занимался металлопрокатом. Это были сотрудники представительства Министерства внешнеэкономических связей СССР. Со временем появились государственные внешнеэкономические предприятия: объединение "Укримпекс", "Укрвнешпром", "Славутич-сталь", "Славутич-руда". Они за комиссию искали заказчиков для украинских производителей.

Учитывая то, что при демонтаже плановой экономики был нарушен механизм распределения продукции между потребителями, эту нишу стали осваивать объединения предприятий. Следует отметить, что первые примеры таких объединений появлялись еще в СССР, в том числе и на региональном уровне. Так, в 1990 году огнеупорные заводы Донецкой области вместе с главным управлением экономики Донецкой обладминистрации учредили внешнеторговую ассоциацию "Керамет".  В руководство ассоциации вошли специалисты, ранее работавшие в профильном объединении "Укрогнеупор" и знавшие все тонкости отрасли. Создание таких объединений позволяло не только упростить порядок принятия решений и самостоятельно вести дела, но и более оперативно реагировать на быстроизменяющиеся обстоятельства.

Многие предприятия, получив свободу в принятии решений по организации бизнеса, полученную от экспортных операций валюту направляли на развитие, в т.ч. на диверсификацию бизнеса. "Керамет", ставший к тому времени акционерным обществом, участвовал в создании "Икар Банка", учредил транспортную компанию "Интерсервис" и другие дочерние предприятия. Активными участниками ваучерной приватизации, стартовавшей в 1995 году, стали еще две "дочки" - инвесткомпании "Проминвест Керамет" и "Керамет Инвест".

Керамет

То, что первыми экспортерами стали госкомпании, объяснялось просто: единственным заказчиком и контрагентом производителей еще совсем недавно был Госплан СССР. Поэтому на первых этапах у руководителей предприятий не было достаточных знаний и опыта. Со временем, поработав через государственных трейдеров, они  стали создавать собственные отделы внешнеэкономических связей, учреждали фирмы и совместные предприятия для поставок на экспорт. Некоторые выходцы из Союза создавали иностранные трейдерские компании. Так, например, начинали торговать украинским металлом будущие совладельцы "Запорожстали" Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер.

Следует признать, что первые продажи велись по заниженным ценам. Разница между стоимостью на украинском заводе и, например, на европейском рынке, могла достигать $100 на тонне металлопроката. Причинами тому были как незнание механизмов рыночного ценообразования, так и желание отдельных руководителей получить личный заработок. Первым покупателем, как правило, становилась "родственная" компания, которая затем перепродавала украинскую сталь реальным потребителям. Это, кстати, уберегло наши предприятия, в частности металлургов, от санкций. Ведь в итоге их товар имел ту же цену, что и у конкурентов. А разница в цене оседала на счетах, открытых в оффшорах, на имя "красных директоров" или приближенных к ним "новых украинцев".

Постепенно трансформировалась структура собственности. К середине 1990-х, имущество большинства промышленных предприятий коллективы взяли в аренду. Где этого не произошло, появились частные структуры, занимавшиеся внешним управлением. "Большая приватизация" была еще впереди.

Реклама:
Подпишитесь на наши уведомления!