Приглашаем на первый за время большой войны Банковский форум

Билеты
Сто дней после Гонтаревой

Сто дней после Гонтаревой

Хотел бы предложить для обсуждения список задач, которые необходимо решить совместно с правительством в первые сто дней после увольнения Гонтаревой.
Среда, 22 марта 2017, 12:57
народный депутат

Cкорая отставка главы НБУ неизбежна.

Деятельность Гонтаревой и ее окружения в НБУ в течение почти трех лет стала катастрофой для экономической безопасности Украины.

Почти 80% инфляции и 300% девальвации гривни привели к обнищанию украинского народа и обвалу банковской системы.

Наряду с токсичными банками была ликвидирована большая часть здорового банковского сектора, столкнувшаяся с проблемами ликвидности и давления со стороны руководства НБУ и Банковой.

Реклама:

При этом стали достоянием общественности факты коррупции Гонтаревой и Рожковой (заместитель главы НБУ. — ЭП) при рефинансировании и ликвидации банков. 

Я приложу все усилия, чтобы после отставки она получила по заслугам, и ворох уголовных дел по ее преступной деятельности закончился приговорами судов.

Понимая, что "кейс Гонтаревой" уходит в историю, сейчас чрезвычайно важно консолидировать гражданское и экспертное сообщество, международные финансовые институты, работающие с нами, а также парламент, чтобы новый глава Нацбанка был назначен исключительно на профессиональной основе.

Конкурс должен быть абсолютно прозрачный. В нем должны участвовать только кандидаты с безупречной репутацией, имеющие большой успешный опыт работы в банковском секторе и стратегию реанимации важнейшего института страны.

Перед новым руководителем стоит задача не только обеспечения стабильности гривни и инфляции, но и создание на основе современных инструментов совместно с правительством предпосылок для устойчивого экономического роста.

НБУ должен стать эффективным центральным банком развития экономики, а гривня — конкурентной устойчивой инвестиционной валютой.

Реформа НБУ должна предусматривать повышение уровня доверия со стороны населения и бизнеса через прозрачность и подотчетность при высоком профессионализме в реализации монетарной политики и банковского надзора.

Учитывая, что времени для выработки первоочередных действий у нового руководства НБУ не будет, хотел бы предложить для обсуждения список задач, которые необходимо решить совместно с правительством в первые сто дней после увольнения Гонтаревой.

1. Основным принципом монетарной политики должен стать принцип, который применяют высокоразвитые страны: мультитаргетирование.

"Много целей — много инструментов". При мягком регулировании курса гривни и инфляции обеспечить необходимый размер денежной массы и уровень кредитования экономики. Только сохранение существующих рабочих мест и создание новых может обеспечить указанные выше цели.

2. С учетом монопольной доли государства в банковском секторе (52% активов) начать процесс разделения банков на коммерческие и специализированные.

На базе государственных создать:

1) "Сберегательный" банк, который обеспечит полную защиту вкладов населения. Он не будет кредитовать бизнес, а будет лишь предоставлять ресурсы для правительства и коммерческих банков при одобрении НБУ.

2) "Экспортно-импортный" для финансирования высокотехнологического экспорта и критического импорта в рамках госпрограммы экономического развития.

3) "Банк развития" для финансирования проектов регионального и муниципального развития, инфраструктуры, науки, инноваций.

4) "Земельный" для финансирования агропроизводства, переработки и покупки земли. Приоритетное право должно предоставляться фермерам и кооперативам.

Понимая, что наличие такого большого сегмента госбанков может привести к коррупции и использованию административного ресурса, необходимым условием для их специализации является соответствие требованиям стандарта "Базель-2" и переход к имплементации стандарта "Базель-3".

Кроме того, следует провести переговоры о вхождении в капитал этих банков международных финансовых институций — IFC, EBRD.

Необходимо реализовать кредитование на льготных условиях малого и среднего бизнеса как основу экономического роста, микрокредитование, ипотеку для физлиц на покупку жилья, в первую очередь для участников АТО и переселенцев.

В условиях финансового голода в реальном секторе НБУ обязан прекратить вымывать ликвидность из банков через ОВГЗ и депозитные сертификаты. Для возврата средств населения в сектор (~60 млрд долл) нужно обеспечить гарантию государства на полную сумму депозитов при их размещении в Ощадбанке.

Для привлечения иностранных инвестиций от глобальных компаний необходимо разработать механизм предоставления государственных гарантий по особо важным инфраструктурным, логистическим и региональным программам.

Следует снять все ограничения для иностранных инвесторов по выводу капитала и начать масштабную информационную кампанию в Украине и за ее пределами по возврату доверия к важнейшему институту страны.

Очень важно ускорить адаптацию европейских норм и стандартов, что позволит украинским банкам выйти на мировую арену. Без этого невозможно воспринимать банковскую систему Украины как часть глобального банковского сообщества.

При доверии к руководству НБУ и правительству со стороны внутренних и внешних инвесторов возможно в кратчайшие сроки обеспечить финансовым ресурсом ускоренное развитие страны. Эффективной банковскую систему делают не институты, а доверие к ним.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: