О бойкоте российских товаров

О бойкоте российских товаров

Какофония бойкота породила волну недобросовестной конкуренции. Медленно, но уверенно с рынков вытесняется украинская продукция.
Воскресенье, 7 декабря 2014, 07:26
Даниил Нестеров, ЭП

Как понять, где патриотизм, а где мы сами играем на руку России?

Давайте поговорим о не совсем политкорректных материях.

В начале октября Киеврада большинством голосов решила ввести в торговых точках столицы обязательную маркировку ценников российской продукции.

Более того, для товаров из России требуются отдельные полки, чтобы отделить их от товаров другого происхождения.

Реклама:

Депутат Киеврады от партии "Свобода" Руслан Андрийко, представляя проект такого решения, высказал известную в украинском обществе мысль.

Покупая российские товары, отметил он, украинцы финансируют бюджет РФ, который щедро тратит налоги на войну в Украине.

Все правильно. Даже если власти нашей страны официально не признают факта войны с РФ, война существует, и Россия на нее тратит деньги.

Значит, очень вовремя и принудительное снижение мировых цен на нефть, и санкции против российских компаний, и блокировка экспорта их продукции.

Однако на практике возникают нюансы - то, что товарищ Сталин называл "перегибами на местах". Выясняется, что патриотизм иногда бьет по Украине.

Что мы можем сказать о "российских" компаниях, работающих в Украине? На первый взгляд, их продукция - "российская", потому что прибыль уходит российским акционерам. Значит, товары этих предприятий нужно бойкотировать, потому что они поддерживают сепаратистов и кремлевскую агрессию.

Однако компания компании рознь. Возьмем, к примеру, МТС. Ее сотовые вышки стоят по всей Украине, ее услугами пользуется едва ли не половина жителей страны. Может, ее следует обанкротить? Ведь МТС - это "рука Москвы". Ничего страшного, если полстраны останется без связи.

Вот совсем абсурдный пример. Российская компания "Вимм-биль-данн" принадлежит американской PepsiCo и владеет предприятиями в Украине. Бойкот продукции "Вимм-биль-данн" наносит ущерб и американцам.

Самое главное: давайте перестанем пить "Пепси-колу", чтобы сделать хуже российскому "Вимм-биль-данну". Пусть нам привозят "Пепси", сделанный, скажем, в Эстонии или Словакии. Почему нет? Это патриотично.

Таких примеров бездна. Внешне правильный лозунг превращается в простреливание собственной ноги.

Главный товар российского импорта - газ - Украина по-прежнему покупает. Вот же где парадокс. Почему мы не призываем использовать меньше российского газа? Это эмоции, а вот некое подобие фактов.

Бойкот начинался как добровольный акт протеста украинцев. Его первыми жертвами в конце 2013 года оказались предприятия членов "Партии регионов" и лиц, входящих в круг влияния Виктора Януковича. Затем, после начала открытой российской агрессии, бойкоту подверглась и российская продукция.

Фото ntv.ru

По этой причине товары начали "маскироваться": то менять упаковку, то торговую марку. Очевидно, что ущерб от акций "патриотизма" стал очень болезненным. Одно дело, когда это касалось товара, ввозимого из РФ. Однако бойкот ударил и по российским компаниям, имеющим производственные мощности внутри страны.

Если в ноябре 2013 года крупные торговые сети маркировали товары из Европы, чтобы подчеркнуть приверженность евроинтеграции, от которой отказался Янукович, то затем маркировка перекинулась на российские товары. Это, безусловно, говорило о протесте против российской оккупации.

Чтобы оценить масштабы бойкота, а это представляет большой интерес для трезвой экономической оценки, нужны объективные данные. Увы, торговцы не предоставляют никаких цифр, которые бы показали, какой эффект произвело игнорирование российских товаров.

Косвенно масштабы явления позволяет оценить исследование компании TNS, которая методом опроса исследовала феномен бойкота товаров из РФ.

Оказалось, что 71,1% граждан Украины, покупая товар, как минимум, читают упаковку, чтобы узнать, где произведены товары. Правда, это не значит, что они их не покупают. 51,8% опрошенных горячо поддерживают бойкот, хотя и это не значит, что они в нем принимают активное участие.

Лишь 39,8% не берут с полок абсолютно ничего сделанного в России, даже если очень в этом нуждаются. Они ищут альтернативу и в большинстве случаев находят - если не считать убогое транспортное средство под названием "Жигули".

К сожалению, в исследовании нет данных о товарах "российских" предприятий в Украине. Возможно, их бойкотируют меньше, однако эффект тоже неслабый.

По другим оценкам, больше всех от бойкота пострадали две отрасли России. Пищевая промышленность недобрала в Украине 100 млн долл. Легкая промышленность упала на катастрофические 70%. Значит, бойкот работает.

Разумеется, прибыль от продажи товаров, импортируемых из России, в значительной степени перетекает в Россию, и там с нее платятся налоги. В Украине остаются лишь деньги, потраченные на транспортировку, и пошлины.

Фото postpaper.com.ua


По данным Госстата, в Украине от российского пищевого импорта остается 5,4% стоимости товаров. Следовательно, 95% поступает за границу. Значит, бойкот сделанных в России товаров таки обоснован экономически.

Однако распределение прибыли от продажи в Украине товаров, сделанных на украинских предприятиях, но принадлежащих иностранным инвесторам, в том числе российским, совершенно иное.

Более 76% их стоимости тратится на покупку сырья и комплектующих, из которых 15,4% расходуется на импортные составляющие, остальное - на украинские. Зарплаты украинских рабочих составляют 10,5% от цены товаров. Прибыль от продажи пищевых продуктов - это 6,8% до налогообложения.

Следовательно, любой иностранный собственник украинского предприятия в состоянии вывезти на родину около 6%, а 80% оседает в Украине.

Выбор понятен. Нужно ли блокировать "их" 6% ради того, чтобы убить "наши" 80%? Если вопрос ставить так, то разве что сумасшедший станет продвигать бойкот МТС или "Пепси-колы". Хотя таких, в силу общей нервозности, немало.

Говоря экономическим языком, импорт вне зависимости от происхождения вымывает из страны валюту и основную прибыль, а все, что производится в Украине, является составляющей национального ВВП.

Сокращение производства ведет к сокращению ВВП, сворачиванию деловой активности, снижению зарплат и росту безработицы.

Давайте мыслить дальше. Например, мы добились остановки "российских" предприятий в Украине. Возникла брешь в потреблении, которую лучше всего было бы закрыть не импортом, даже из ЕС, а собственным производством.

К примеру, клиентов МТС захотят забрать "Киевстар" и life:), но выдержат ли их сети нагрузку, и кто будет производить "Пепси-колу"?

Фото reporter.pl.ua 

Тут мы упираемся в традиционные "бока" Украины. Мы не можем похвастать бумом производства. Внутренний капитал для бизнеса очень дорог.

Процентные ставки по кредитам для нефинансового сектора достигают 25% годовых в гривне или еще выше. В то же время стоимость денег в США составляет 4%, в ЕС - чуть более 3%. Отсюда следует вывод, что по эффективности сохранение вложений "врага" в своей экономике куда выгоднее, чем бойкот товаров "оккупанта" и последующее финансирование "дыр".

Однако это неполиткорректно и непатриотично. Говорить о таких вещах не принято, иначе можно прослыть предателем. Тут важно отметить одну деталь.

Сейчас в стране почти нет весомых компаний из ключевых отраслей экономики со 100-процентным российским капиталом. Россияне присутствуют здесь в кооперации с компаниями либо из третьих страх, либо из Украины.

Как ни крути, какофония бойкота породила волну недобросовестной конкуренции. Медленно, но уверенно с рынков вытесняется украинская продукция. Однако если бойкот чистого российского импорта объясним, то бойкот собственного производства - сродни упомянутому выстрелу в собственную ногу.

Фото на головній: reporter.pl.ua

Фото gazeta.ru

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: