Рост налогов и 13 дней ежегодно на их администрирование

Рост налогов и 13 дней ежегодно на их администрирование

PROMOTED. Стимулирует ли такая система бизнес к развитию и выходу из тени?
Вторник, 6 октября 2020, 13:00
доцент Университета государственной фискальной службы Украины

Для наполнения бюджета и мотивации бизнеса к развитию ведущие страны мира применяют различные подходы к формированию налогов и сборов.

Похоже, что Украина на этом фоне серьезно проигрывает, поскольку не использует своих возможностей и не учитывает имеющиеся риски.

Согласно отчету, обнародованному Price Waterhouse Coopers (PWC) "Налогообложение 2020" (исследование проводилось под эгидой Всемирного банка и Международного валютного фонда), Украина занимает лишь 65 место среди 190 стран мира по удобству уплаты налогов. В течение года мы потеряли 11 позиций в этом рейтинге, существенно  - на 51 позицию - уступаем Грузии и на 3 позиции отстаем от России.

По мнению мировых экспертов, Украина все больше проигрывает другим государствам, поскольку те активно внедряют новейшие технологии и сокращают время на администрирование налогов.

Несмотря на декларативные заявления правительства Украина не спешит упрощать процедуры уплаты налогов. Эксперты посчитали, что налоговый учет отнимает у отечественных предпринимателей почти 328 часов ежегодно - это вдвое больше, чем в развитых странах.

Мы отстаем по продолжительности учета НДС (176 место из 190). Другой существенный фактор, который тормозит наше развитие, касается роста фискальной нагрузки на предпринимателей. Для понимания ситуации сравним модели налоговых систем разных стран.

США

В США действует несколько основных налогов: на доходы физических лиц и корпораций, на социальное обеспечение (взнос), на имущество юридических лиц, на наследуемое или подаренное имущество (местный налог), акцизы. В отличие от большинства европейских государств здесь отсутствует налог на добавленную стоимость.

Наибольшие поступления в федеральный бюджет формируются за счет налога на доходы физлиц. Считается, что американские налоги - одни из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет около 28% ВВП по сравнению со средним показателем на уровне 38% в других странах.

Гибкая система налогообложения позволяет не только успешно наполнять бюджет, но и стимулировать экономические процессы. Скажем, в законодательстве США предусмотрены налоговые льготы на доходы юридических лиц. Также здесь действует разветвленная система налоговых кредитов для бизнеса.

Среди других "фишек" американской фискальной системы действуют льготы на инвестирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, существенные (до 50% стоимости соответствующих видов оборудования) налоговые скидки для предприятий за использование альтернативных видов энергии и тому подобное.

Наконец, в США действует налоговое правило: чем больше вы зарабатываете, тем больше платите. Здесь нет уравниловки - сверхприбыли облагаются налогом по ставке до 90%.

Германия

Налоговая система Германии существенно отличается от американской. Она предусматривает более строгое прогрессивное налогообложение, жесткую систему налогообложения чрезмерных прибылей, систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор).

Спецификой налоговой системы Германии является то, что физические и юридические лица несут одинаковую и достаточно высокую налоговую нагрузку.

Здесь также есть налоговые льготы, хотя их меньше, чем в США. Главным источником доходов федерального бюджета является НДС - его доля составляет 30%. Кроме того, немцы широко применяют акцизы на отдельные виды товаров и услуг.

Франция

Страна занимает 61 место по уровню удобства организации налоговой системы. В рейтинге она почти рядом с Украиной.

Впрочем, это не мешает французской экономике принадлежать к списку ведущих экономик мира. Налоговая система государства основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Законодательство жестко регламентирует фискальные отношения, в то же время бизнес пользуется широкой системой льгот.

Главным источником госдоходов во Франции являются акцизы и НДС, обеспечивая более 40% налоговых бюджетных поступлений.

Доля НДФЛ в бюджете Франции составляет около 18%, а главной особенностью этого вида налога является то, что его платит не отдельный гражданин, а семья. Прогрессивный налог на прибыль для юридических лиц начисляется по ставке от 10 до 42% (самая распространенная - 34%).

Постсоветские страны

Россия находится на 3 ступени выше Украины в рейтинге "Paying Taxes 2020". Она даже обошла Францию, хотя российскую систему налогообложения вряд ли можно назвать совершеннее французской.

Среди основных проблем в РФ остаются низкий уровень сборов и противоречивость многих налогов.

Самыми удобными из всех постсоветских фискальных систем можно назвать эстонскую и грузинскую. По крайней мере, об этом свидетельствует обнародованный рейтинг. Эстония находится в нем на 12 месте, Грузия - на 14-м.

В частности, в Эстонии, как и в Украине, действуют общегосударственные и местные налоги. Но уникальность балтийской модели заключается в фактическом отсутствии НДФЛ для юридических лиц. Для физических лиц это налог составляет 20% их доходов.

При этом работодатели должны платить довольно высокие социальные налоги за своих работников - 33% от фонда зарплаты. НДС в Эстонии уплачивается по ставке 20%. Именно НДФЛ и НДС почти на две трети формируют национальный бюджет этой небольшой балтийской страны.

Но самое главное, Эстония считается чуть ли не эталоном прозрачности и цифровизации налогообложения на фоне других государств бывшего соцлагеря.

Мир движется к упрощению процедур администрирования

Турция на этом пути в течение года поднялась с 80-й на 26 строчку в обнародованном рейтинге. Она отменила НДС на капитальные инвестиции и, таким образом, лишила бизнес необходимости тратить время на возмещение этого налога.

Венгрия изменила прошлогоднюю 86-ю на 56-ю позицию - тоже благодаря существенному сокращению продолжительности проверки корректировок отчетности по налогу на прибыль.

Португалия, Франция, Польша и Литва ввели отчетность перед налоговыми органами в режиме реального времени. Бизнес в этих странах уже не должен подавать вместе с декларацией огромное количество приложений информации о своих транзакциях.

Казахстан запустил пилотный проект по использованию блокчейн-технологий для администрирования НДС. Такую же возможность рассматривает и Великобритания. В то же время Украина только готовится к диджитализации налоговой системы.

Я вполне согласен с экспертами, которые считают, что не существует прямой связи между размером налогов и успешностью государства. Всякая фискальная модель имеет свои недостатки и преимущества.

Налоговая система Украины отнюдь не уникальна: в ней так же есть несколько уровней налогообложения, государственный и местные бюджеты наполняют поступления от НДС (он составляет 20%), налог на доходы предприятий (18%), НДФЛ (18%), различные акцизы и сборы.

Кстати, более 70% доходов национального бюджета обеспечивают так называемые косвенные налоги - НДС и акцизы. Здесь мы почти не отличаемся от Польши. Хотя экономически эта страна сильнее нас.

Разница лишь в том, что наш механизм налогообложения не учитывает интересы бизнеса, мы имеем раздутую систему фискальных органов и забюрократизированные процедуры администрирование налогов.

Существующий в Украине порядок сбора платежей мировые эксперты называют основным фактором, который препятствует развитию бизнеса. Ведение налогового учета, прохождение проверок и посещение контролирующих органов является тяжелым бременем для предпринимателей.

PWC отмечает, что Украине придется много поработать, чтобы наверстать утраченные позиции.

Что делать?

Налоговой политике не хватает системных реформ. Все изменения, которые внедряются, нацелены на то, чтобы изъять побольше денег у бизнеса, но никак не стимулировать его развитие. Напомню, что мы с коллегами разработали и передали на рассмотрение парламентариев проект комплексной налоговой реформы "От нестабильности к гармонии".

Вот основные тезисы нашего видения трансформации налоговой системы:

  1. Либерализация системы налогообложения за счет изменения ставок. Гибкие налоги должны стимулировать бизнес к развитию.
  1. Введение экономических стимулов для детенизации бизнеса. Работать легально и прозрачно должно быть экономически выгодно.
  1. Проведение безусловной амнистии теневых капиталов. Легализации не подлежат капиталы, которые имеют коррупционное происхождение.
  1. Введение налога на выведенный капитал.
  1. Создание системы прозрачного электронного администрирования бизнеса с минимальным влиянием человеческого фактора. Оптимизация и цифровизация процессов, сокращение времени налоговых процедур за счет упрощения налоговых отчетов и использования единой информационной налоговой системы.
  1. Законодательное поощрение безналичных расчетов и постепенное сужение сферы действия наличного обращения.
  1. Проведение понятной и последовательной государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса.
  1. Защита крупного капитала.
  1. Реформа налоговых органов - создание единой службы на базе Налоговой и Таможенной служб, служб финансового мониторинга, финансового аудита и финансовых расследований. Новый орган должен иметь общую автоматизированную информационно-аналитическую систему и выполнять роль налогового консультанта, а не налогового жандарма.

Ключом к успеху должен стать последовательное и четкое выполнение задекларированных решений.

При любых политических или экономических изменениях предприниматель должен чувствовать, что он защищен от вмешательства в его бизнес со стороны кого бы то ни было.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Подпишитесь на наши уведомления!