Приглашаем на первый за время большой войны Банковский форум

Билеты
Зачем Кабмину "исключительное право" на правки бюджета

Зачем Кабмину "исключительное право" на правки бюджета

Менять бюджет? Только в определенных случаях и по согласованию с правительством. Такова суть новой порции поправок в Бюджетный кодекс, разработанных Министерством финансов.
Вторник, 17 ноября 2015, 08:46
Галина Калачова, журналист ЭП

Менять бюджет? Только в определенных случаях и по согласованию с правительством.

Такова суть новой порции поправокв Бюджетный Кодекс, разработанных министерством финансов.

У законопроекта благая цель – во исполнение Коалиционного соглашения определить четкие условия внесения изменений в закон о бюджете.  Копия этого законопроекта оказалась в распоряжении ЭП.

В правительстве утверждают, что это давно ожидаемые бюджетные правила. Их подробно обсуждает Еврокомиссия и МВФ якобы поддерживает.

Реклама:

Порядок изменения бюджета прописан в статье 52 Бюджетного Кодекса. Согласно статье, изменения могут вноситься в случае отклонения от оценки макропрогноза и изменения в результате этого доходов и расходов казны.

При этом для рассмотрения поправок в бюджет на заседании профильного парламентского комитета требуется экспертный вывод от Кабмина.

Минфин предлагает расширить и конкретизировать список условий.

Изменения в бюджет можно будет вносить, если по итогам трех кварталов доходы превысят роспись на 15%, или же недопоступления по итогам квартала  составят более 15%.

Еще пара поводов для корректировки сметы – необходимость увеличить объем резервного фонда или же перераспределить средства между специальным и общим фондом бюджета.

Смету можно будет менять, если расходы на обслуживание и погашение госдолга превысят план.

Более подробно с условиями можно ознакомиться в документе.

Что  еще предлагает правительство?

Закрепить за собой "исключительное право" вносить изменения, влияющие на параметры дефицита, госдолга и объема госгарантий.

А это уже пункт о том, чтобы сократить количество правок в смету, ограничив возможности других субъектов законодательной инициативы. В данном случае, речь о депутатах.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Более четкое понимание того, в каких случаях и зачем нужно менять бюджет, законодателям не помешает.

Уже не первый год не зависимо от того, кто при власти, бюджетный процесс напоминает соревнование между "хотелками" от различных групп влияния. Из года в год смета принимается с катастрофическим нарушением всех законных сроков - в декабре-январе.

Норма Налогового Кодекса о том, что правки в "какие-либо элементы налогов и сборов" должны вноситься, как минимум, за полгода до их вступления в силу давно никем не выполянется.

В течение года депутаты регистрируют массу законопроектов о поправках в бюджет. Зачастую они плохо просчитаны и получают негативные выводы от правительства.

"За два бюджетных периода на основании норм БК изменения в бюджет вносились 30 раз. В случае действия норм об исключительном праве количество изменений уменьшилось бы в два раза", – говорится в замечаниях Минфина к проекту закона. 

В министерстве подсчитали, что в 2013-2014 годах депутаты внесли 13 законопроектов, которые предусматривали изменение размера госдолга и объема дефицита.

С другой стороны, подобные правки смотрятся весьма пикантно на фоне взаимоотношений, которые складываются в последнее время между Минфином и парламентариями.

ЭП уже писала о том, что сейчас депутаты соперничают с министерством по очень серьезным направлениям.

Сначала парламентарии разработали свой вариант снижения рентных ставок, который обогнал в парламенте законопроект правительства.

Потом посягнули на еще один "святая святых" Минфина – налоговую реформу. Она напрямую влияет на дефицит бюджета и не может быть принята без сбалансированной под нее сметы.

Бюджет – это сфера ответственности Министерства финансов. В неформальных разговорах сторонники либеральной налоговой реформы поговаривают о том, что бюджет должен быть просчитан на основании их проекта. Но одно дело говорить, другое – заставить Минфин это сделать. 

Подобные поправки в БК добавят Минфину юридических механизмов, позволяющих блокировать прохождение несогласованных с министерством реформаторских документов.

Тем не менее, эти поправки опять-таки нужно будет провести через парламент. Путь рискует оказаться ухабистым.

По-сути это попытка министерства финансов лишить депутатов возможности вносить изменения в бюджет и вряд ли она беспрепятственно пройдет испытание Радой. Навряд ли депутаты проголосуют за право "вето" на любые их инициативы.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: