Будет ли дерегуляция в лицензировании

Будет ли дерегуляция в лицензировании

Нужно оставить минимальное количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, и усилить ответственность за нарушения.
Понедельник, 23 февраля 2015, 16:41
Алена Омельченко, юрист ЮФ "Ильяшев и партнеры"

Введение в действие недавно принятого закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения условий ведения бизнеса" обеспечит завершение первого этапа упрощения введения бизнеса.

Второй этап может быть начат с утверждения на уровне Кабмина плана действий, состоящего из 176 пунктов.

Он предусматривает задания центральным органам исполнительной власти относительно подготовки нормативно-правовых актов по дерегуляции с четко установленными сроками исполнения в течение 2015 года.

В рамках инициатив Минэкономразвития планируется предусмотреть 77 мер по упрощению лицензионных процедур регулирования хозяйственной деятельности, 15 мер - по усовершенствованию процедур технического регулирования и госнадзора по регулированию хозяйственной деятельности.

Реклама:

Еще шесть мер направлены на упрощение процедур таможенного и налогового регулирования, восемь - на улучшение позиций Украины в рейтинге ведения бизнеса Doing Business и 70 мер - на упрощение условий предпринимательской деятельности в аграрной, строительной и нефтегазовой отраслях.

В плане действий Минэкономразвития по дерегуляции могут быть предложения по отмене лицензирования около 16 видов хозяйственной деятельности.

В частности - по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, туроператорской деятельности; импорту лекарств, таможенно-брокерской деятельности, предоставлению услуг по перевозке багажа, экспорту и импорту лазерных дисков, изготовлению бланков ценных бумаг.

Также может быть отменено лицензирование в торговле племенными ресурсами, проведении генетической экспертизы животных, внедрении, ввозе, вывозе голографических защитных элементов, проведении землеоценочных работ и земельных торгов, торговле жидким топливом из биомассы и биогаза.

Кроме того, рассматривается возможность отмены лицензирования экспорта и импорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Отмена лицензирования этих видов деятельности значительно облегчит ведение бизнеса. Вместе с тем, она не должна быть механической, чтобы не столкнуться с недобросовестной практикой со стороны субъектов хозяйственной деятельности.

Для этого необходимо предусмотреть в законодательстве организационные и квалификационные требования к соответствующей деятельности, обеспечить учет субъектов хозяйствования и возможность останавливать или запрещать такую деятельность в случае нарушения законодательства.

 Фото unian.net

В общем, целесообразно оставить минимальное количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, и обеспечить усиление ответственности за ведение хозяйственной деятельности с нарушением законодательства.

Например, в Украине за торговлю агрохимией без лицензии предусмотрена лишь административная ответственность должностного лица - штраф.

На практике наложить санкции на юридическое лицо за ведение такой деятельности без лицензии в виде внушительного штрафа, приостановления или запрещения занятия такой деятельностью не является реальным.

Таким образом, не всегда наличие лицензионной деятельности является панацеей для обеспечения безопасности людей и природы. Достижение этой цели возможно путем усовершенствования механизма правоприменения административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Хозяйственным кодексом.

Принятый парламентом закон о дерегуляции, по расчетам Минэкономразвития, может дать эффект в размере 40-60 млрд грн до 2020 года, упростив ведение бизнеса путем ликвидации 16 способов государственного регулирования, гармонизации законодательства с нормами ЕС, уменьшения административной нагрузки на бизнес и снижения коррупционных рисков в процедурах.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: