Не перевозбуждайтесь от вступления России в ВТО

Не перевозбуждайтесь от вступления России в ВТО

Да, членство в ВТО откроет новые возможности для российских компаний, дав им стимул для наращивания экспорта. Однако наибольшие выгоды получит бизнес, который поставляет свои товары в Россию по наиболее конкурентным ценам.
Четверг, 23 августа 2012, 20:39
Мэтью Филипс, заместитель главного редактора Bloomberg Businessweek, США

А ну, быстро все в Россию!

После 19-ти лет переговоров, занявших почти весь постсоветский период, русские, наконец, вступают во Всемирную торговую организацию.

Это значит, что Россия уже не является единственным членом "большой двадцатки", не входящим в состав ВТО. Все, цель достигнута.

В результате российские торговые барьеры начнут падать, а вместе с ними - и цены на большинство импортных товаров, доступных российским покупателям.

Реклама:

Возникает соблазн сравнить Россию с Китаем, который вступил в ВТО в 2001 году и получил огромный источник доходов от мировой торговли, что стало для него и для его экономики, ориентированной на экспорт, началом золотой эпохи.

Однако в России ситуация другая. Россия заинтересована не столько в увеличении экспорта, сколько в стимулировании своей экономики за счет роста потребительских расходов, более высоких доходов и повышения эффективности.

У России огромное активное сальдо торгового баланса - около 115 млрд долл, и все это благодаря нефти и природному газу.

Да, членство в ВТО откроет новые возможности для российских компаний, дав им стимул для наращивания экспорта. Однако наибольшие выгоды получит бизнес, который поставляет свои товары в Россию по наиболее конкурентным ценам.

В конечном итоге, Россия со своей экономикой в 2 трлн долл за счет наращивания торговли сможет ежегодно прибавлять к ВВП по 11% дополнительно или по 162 млрд долл, показывает исследование Мирового банка.

Это будет означать 7-процентное годовое увеличение доходов средней семьи. Для иностранных экспортеров это приятная новость, ведь они смогут продавать товары богатеющим - вроде бы - потребителям в РФ по более низким ценам.

В 2011 году США поставили в Россию товаров на 8,3 млрд долл. А если сюда добавить услуги в таких отраслях, как финансы, туризм и здравоохранение, то США в 2011 году заработали в России около 11 млрд долл.

Как сообщает научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона Андерс Аслунд, эта сумма за следующие пять лет может удвоиться.

Фото businessweek.com

Аслунд считает, что у России усиливается и без того неплохой аппетит на американские товары - мясо и машинное оборудование, а это может вылиться в мощный рост доходов для таких фирм как Tyson Foods, Boeing и General Electric.

Однако все это зависит от того, отменит или нет американский Конгресс продукт законотворчества времен холодной войны под названием "поправка Джексона-Вэника", из-за которой Россия лишена нормальных торговых отношений с США.

Скорее всего, все произойдет не раньше ноября, когда в США пройдут выборы. Возможно, отменят ее в двухмесячный период между выборами и инаугурацией, а до тех пор американские компании будут облагаться в России более высокими пошлинами, чем европейские и азиатские производители.

"Безусловно, это даст им фору, но это будет временным явлением", - говорит научный сотрудник Совета по международным отношениям Чарльз Купчан.

Купчан осторожничает, отвечая на вопрос о том, насколько серьезное влияние вступление России в ВТО окажет на мировую торговлю. "Думаю, экономические последствия не следует переоценивать. Россия - это не Китай", - говорит он.

Это точно. Ее экономику, как и экономику Китая, подпитывает экспорт, однако в России экспорт, в основном, сырьевой, и в нем отсутствует такая имеющаяся у Китая составляющая, как низкие зарплаты.

Государство там наращивает свое присутствие в самых важных отраслях, особенно в нефтяном и газовом секторах. Однако "у русских не столь быстроногая экономика, чтобы оперативно проводить эти реформы", говорит Купчан.

Иностранные инвестиции могут увеличиться, но заниматься бизнесом в России по-прежнему непросто. Она занимает 120-е место в рейтинге Мирового банка по простоте и легкости ведения бизнеса после Кабо-Верде и перед Коста-Рикой.

Первый "Макдональдз" в Москве, 1990 год. Фото bigmir.net

Международной репутации России вредит и то, что она поддерживает обороняющегося сирийского президента Хафеза Асада, что внутри страны звучат обвинения в подтасовках на выборах, и что недавно российские власти посадили в тюрьму за политический протест панк-группу Pussy Riot.

С другой стороны, Россия начинает отнюдь не с нуля. Она добилась значительного прогресса за последнее десятилетие, демонстрируя все большую экономическую открытость. "В России рыночная экономика существует на протяжении последних восьми-девяти лет", - говорит Аслунд.

Соединенные штаты в 2002 году предоставили России статус страны с рыночной экономикой, а это значит, что она играет по правилам спроса и предложения, чего пока не делает Китай - по крайней мере, по мнению США и ЕС.

Российской промышленности предстоит еще многое сделать. По словам Аслунда, сектор с самыми высокими пошлинами на импорт - это грузовые автомобили малой грузоподъемности. Там импортные пошлины снизятся с 25% до 15%.

Однако в целом Россия уже медленно понижает пошлины на иностранную продукцию. Как говорит Аслунд, средние размеры российских пошлин на все виды товаров будут составлять 10%.

Это все равно дает преимущество российским компаниям. Хотя когда эти пошлины начнут постепенно снижаться, российской промышленности придется решать: развиваться или умереть.

Во многих отраслях, например, в автомобильной промышленности, этот процесс уже идет. "Самые уязвимые секторы уже умерли", - резюмирует Аслунд.

Оригинал публикации: Don't Get Too Excited About Russia's WTO Deal

Перевод на русский: ИноСМИ

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: