Вторник, 10 сентября 2013, 16:07 -
Фото dt.ua
Украина не вступает в Европейский Союз, а только заключает договор об ассоциации, и не заявляет о делегировании любой части своего суверенитета ни в Москву, ни в Брюссель. Украина может иметь одновременно зону свободной торговли с РФ и ЕС, а также образовывать в будущем новые зоны свободной торговли.

ОТ АВТОРА. Данный материал специально написан на русском языке, чтобы его могла прочитать в оригинале российская аудитория.

Заявления Сергея Глазьева о возможном дефолте в Украине является безосновательным и политически вредным.

Есть некоторые экономические постулаты, рассуждения о которых может обострить как экономическую ситуацию в целом, так и в отдельных сегментах хозяйства. Это должен знать и понимать академик РАН и иностранный член Национальной академии наук Украины по специальности теория экономического развития Сергей Глазьев.

Для достижения, как выражается господин Глазьев, "баланса" Украине не надо ни от чего отказываться. Надо просто стремиться к подписанию соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом и развивать стратегическое партнерство с Россией.

Реклама:

Президент Виктор Янукович очень правильно и четко заявил: Украина не должна противопоставлять сотрудничество на европейском направлении и отношения с евразийским сообществом. Российская Федерация – стратегический партнер Украины, но главный вектор развития для нашей страны – европейский.

Относительно сбалансирования платежного баланса, о котором говорит господин Глазьев.

Хотелось бы пожелать более внимательно отслеживать экономическую ситуацию и состояние платежного баланса у себя дома. Она оставляет желать лучшего, и это еще мягко сказано.

Сергей Глазьев. Фото telegrafist.org

Как министр экономики Украины (в 2007-2010 годах), который не бежал с "поля битвы" во время кризиса 2008-2009 годов, и вместе с правительством делал все для его предотвращения, могу сказать следующее – НИКАКОГО ДЕФОЛТА В УКРАИНЕ НЕ БУДЕТ, И УГЛУБЛЕНИЯ КРИЗИСА ТОЖЕ. Как бы этого кто-то не хотел.

Во-первых, согласно сообщению Национального Банка Украины, сальдо сведенного платежного баланса с начала года остается положительным. За семь месяцев 2013 года в Украину поступило на 1,9 млрд долл США больше иностранной валюте, чем вышло из нее. В то время как за соответствующий период 2012 года дефицит составлял 0,3 млрд долл США.

Таким образом, утверждение, что в Украине существует недостаток иностранной валюты, не соответствует действительности.

Во-вторых, несмотря на все трудности, связанные с глобальным экономическим кризисом, и как следствие, неблагоприятной конъюнктурой международных рынков по наиболее значимым товарным группам традиционного украинского экспорта, в Украине в этом году ситуация с торговым балансом наилучшая за последние три года.

Внешнеторговое сальдо в этом году если и будет отрицательным, то дефицит будет существенно ниже предыдущего года, когда оно был минус 8,9 млрд долл США.

В-третьих, платежный баланс во многом является синтетическим показателем, отражающим многие процессы, происходящие в экономике. Так, положительное сальдо платежного баланса во многом определено чистым притоком прямых иностранных инвестиций. В июле они были наибольшими с начала текущего года, и составили 905 млн долл США, а с начала года – 2,8 млрд долл США.

Платіжний баланс України, агрегований вигляд, млн дол

І кв. ІІ кв. ІІІ кв. ІV кв. І кв.
2012 р. 2012 р. 2012 р. 2012 р. 2013 р.
Рахунок поточних операцій -2 053 -3 790 -4 045 -4 873 -2 183
Баланс  товарів  та послуг -2 568 -4 215 -3 240 -4 749 -2 287
- експорт товарів  та послуг 20 757 22 705 23 579 22 727 20 299
- імпорт товарів та послуг -23 325 -26 920 -26 819 -27 476 -22 586
Баланс товарів -3 867 -5 577 -5 215 -5 833 -3 146
- експорт товарів 16 387 17 752 17 605 18 068 16 006
- імпорт товарів -20 254 -23 329 -22 820 -23 901 -19 152
Баланс послуг 1 299 1 362 1 975 1 084 859
- експорт послуг 4 370 4 953 5 974 4 659 4 293
- імпорт послуг -3 071 -3 591 -3 999 -3 575 -3 434
Доходи (сальдо) -168 -380 -1 582 -835 -444
Поточні трансферти (сальдо) 683 805 777 711 548
Рахунок операцій з капіталом і фінансових операцій 1 321 3 541 3 722 4 780 3 178
Рахунок операцій з капіталом 38 3 -15 12 36
Фінансовий рахунок 1 283 3 538 3 737 4 768 3 142
- прямі інвестиції 1 663 1 091 2 002 1 871 832
- портфельні інвестиції 222 -369 2 890 1 939 2 853
- інші інвестиції -1 750 1 686 -1 754 -3 759 -64
Резервні активи 1 148 1 130 599 4 717 -479
Помилки та упущення 732 249 323 93 -995

Рост прямых иностранных инвестиций, очевидно, отражает веру инвесторов в способность властей обеспечить стабильность украинской экономики.

В-четвертых, не состояние платежного баланса определяет условия внешней торговли, а условия внешней торговли определяют состояние платежного баланса страны. С учетом крайне неблагоприятной внешней конъюнктуры для основных товаров украинского экспорта (стагнация в зоне евро, нулевой экономический рост в России, усиление позиций национальных производителей на азиатских рынках) стоит однозначно признать - положительное сальдо сведенного платежного баланса Украины свидетельствует о том, что повысились конкурентоспособность украинской продукции, производительность и эффективность работы отечественных экспортеров.

В свою очередь, рост производительности труда и эффективности работы флагманов экономики Украины ведет к увеличению прибыльности ведущих предприятий страны, повышению их инвестиционного потенциала, способствует росту зарплат работников предприятий-экспортеров, созданию новых рабочих мест.

В-пятых, в период кризиса все государства использует протекционистские меры, направленные на поддержку национальных товаропроизводителей, чем сдерживают импорт. Это, в свою очередь, улучшает состояние платежного баланса.

Важно, что Украине удалось в данном вопросе найти разумное соотношение рыночных и административных мер. С одной стороны, ряд мероприятий, направленных на поддержку отечественных производителей, не только позволили им отвоевать долю внутреннего рынка, но и способствовали уменьшению импорта. То есть, они поддержали состояние платежного баланса и уменьшили спрос на инвалюту, тем самым укрепив предпосылки стабильности гривны.

С другой стороны, эти мероприятия носят точечный и ограниченный во времени характер (например, возможная отмена спецпошлин на автомобили иностранного производства после подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС), и не создают украинским предприятиям чрезмерно "тепличных условий", заставляя их активно конкурировать с зарубежными производителями в борьбе за внутренний рынок.

 

И, наконец, последовательный курс руководства страны на евроинтеграцию стал неожиданностью для некоторых российских апологетов. Такая позиция Президента страны значительно усилила его позиции в Европе, показала стремление к европейскому единению не на словах, а на деле.

Украина не вступает в Европейский Союз, а только заключает договор об ассоциации, и не заявляет о делегировании любой части своего суверенитета ни в Москву, ни в Брюссель.

По мере приближения даты подписания Соглашения об ассоциации и ЗСТ с Европейским Союзом, такие действия со стороны России и других стран будут только усиливаться. Как известно, с каждой из данных стран Украина имеет Договор о зоне свободной торговли, как и о ЗСТ с СНГ в целом. Но, как видим, это только декларации.

Уже пора понять, что Украина может иметь одновременно зону свободной торговли с Российской Федерацией и Европейским Союзом, а также образовывать в будущем новые зоны свободной торговли. Российской Федерации в настоящее время ничего не мешает начинать полноценные переговоры о формировании ЗСТ с Европейским Союзом так же, как это делает Украина.

В свою очередь, Украина должна приложить максимум усилий для вступления в ВТО Беларуси и Казахстана. Украина может быть заинтересована только в полномасштабной имплементации в систему отношений Таможенного союза договорно-правовой базы ВТО.

Президенты России и Украины: Владимир Путин и Виктор Янукович. Фото РИА "Новости"

Анализ возможных торгово-экономических последствий интеграции с ТС показывает, что для Украины преимущества в экспорте состоят только из списка отмененных изъятий из режимов свободной торговли. Вместе с тем, упрощение таможенного режима, например в рамках ЗСТ с ЕС, позволит Украине не только расширить рынки сбыта собственной экспорта, но и нарастить импорт инвестиционных товаров, использование которых в производстве является предпосылкой стабильного долгосрочного роста экономики.

Ассоциация между Украиной и Европейским союзом и его государствами- членами, четко определяет две ее основные цели - углубление политической ассоциации и постепенная экономическая интеграция. Достижение цели постепенной экономической интеграции Украины в ЕС, это - усиление экономических и торговых отношений, которые будут вести к постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, в том числе благодаря созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Четкая и приоритетная ориентация Украины на Европейский Союз должна рассматриваться как основа стратегии экономического и социального развития нашего государства на следующие десять лет и более отдаленную перспективу. Подписав Соглашение с ЕС, Украина станет частью европейского политического пространства.

Первый этап ассоциации Украины с Европейским Союзом - формирование полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ). ЗСТ Украины с ЕС - это тоже не дело одного дня, она будет создаваться постепенно в течение переходного периода в максимум 10 лет, начиная с даты вступления в силу Соглашения об ассоциации.

 Фото Ukrainian Foto

ПРО АВТОРА

Богдан Данилишин

Экс-министр экономики Украины (2007—2010). Доктор экономических наук (1997), профессор (2003), член-корреспондент НАН Украины (2004), академик НАН Украины (2009). 

Реклама:
Подпишитесь на наши уведомления!