Закрытый клуб 40-летних мужчин

Закрытый клуб 40-летних мужчин

Вторник, 23 июля 2013, 20:25 -
Управленцы высшего звена в крупных российских компаниях - это узкая и закрытая прослойка менеджеров, каста небожителей. Они переходят из одной компании в другую и не пускают к штурвалу ни иностранцев, ни женщин.

После тяжелого экономического кризиса 1998 года последовало десятилетие экономического подъема.

Ежегодные темпы роста ВВП в России достигли 10% в 2000 году и в среднем в течении десяти лет составляли 7% в год.

Экономика росла, вместе с ней бурно рос российский бизнес, в стране открывались представительства и "дочки" транснациональных компаний.

В это время владельцы и менеджеры российских компаний улучшили качество корпоративного управления путем внедрения современных практик, пишет Сергей Солнцев из Департамента прикладной экономики Высшей школы экономики.

Реклама:

Повышению качества управления способствовали IPO российских компаний на западных площадках, размещение облигаций и привлечение западных кредитов.

Спрос на топ-менеджеров высокой квалификации рос очень быстро, компании агрессивно нанимали новых управленцев высшего звена, часто с использованием хедхантинга или привлечения иностранной силы.

Новый кризис осенью 2008 года завершил десятилетие экономического роста. ВВП России упал на 7,8% в 2009 году. Предприятия столкнулись со снижением спроса и финансовыми трудностями.

Спрос на топ-менеджеров тоже изменился. Новой задачей стало сокращение расходов и финансовое оздоровление, а в худшем случае - банкротство.

В ВШЭ решили проанализировать изменения на рынке труда топ-менеджеров в России в 2000-х годах. В основе исследования - информация об отставках и назначениях почти шести тысяч менеджеров с конца 1999 года до 2009 года.

Данные - пол, возраст, национальность, образование, опыт работы, сектор экономики, тип компании - были собраны по сообщениям газеты "Ведомости" и с официальных сайтов компаний.

За этот период большая часть менеджеров сменила место работы один раз, 539 менеджеров - два раза, 74 - три раза, 20 - от четырех до шести раз. Компании в различных сферах - сельское хозяйство, энергетика, промышленность и сфера услуг - были разделены на обычные - 68% - и транснациональные - 32%.

Фото iinfo.com.ua

Круговорот русских Mad Men

Выяснилось, что российский рынок труда руководителей высшего звена - замкнутая система, где доминируют профессиональные управленцы.

Типичный топ-менеджер в России - человек с научной степенью в области экономики или техники в возрасте 30-40 лет, который каждые два-три года движется вверх по карьерной лестнице в корпорации.

В период экономического роста российские компании чаще всего привлекали менеджеров со стороны - 55,8% всех назначений. Эта доля выросла с 38,8% в четвертом квартале 1999 года до 65,1% в 2007 году.

Снижение доли внешних кандидатов в 2008-2009 годах до 54% было связано с экономическим кризисом. Спад производства снизил спрос на высшее руководство, поэтому компании предпочитали продвигать уже нанятый персонал.

Есть значительная разница в доле внешних и внутренних назначений: большинство внутренних приходится на сектор газа, цветную металлургию, деревообработку и нефтяную промышленность.

Доли внутреннего продвижения и внешнего рекрутинга

Топ-менеджеры предпочитают внутреннее продвижение в течение первого и второго годов работы на одной позиции. Таким образом, компании должны обеспечить карьерный рост для своих топ-менеджеров каждые один-два года, чтобы удержать их и снизить вероятность увольнения.

Финансовые компании имеют 70,4% назначений со стороны, страховые - 66,6%, рекламные - 62,4%. Эти секторы конкурентные, там работает много фирм.

Приток свежих сил на рынок топ-менеджеров ограничен: продвижения менеджеров из среднего звена составили всего 7% от общего числа назначений. То есть рынок профессиональных топ-менеджеров замкнут, и они мигрируют из одной фирмы в другую.

Кризис позвал знающих

Около 99,6% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, у 65% есть научная степень: у 31% - по точным наукам, у 27% - по экономике, у 7% - в области гуманитарных и социальных наук, у 5% - по праву. 35% топ-менеджеров России имеют две степени и более.

Среди иностранцев больше мужчин-обладателей второй академической степени в области экономики. 61% топ-менеджеров России закончил один из московских вузов, 16,5% - вузы Санкт-Петербурга.

В России 88% топ-менеджеров имели опыт работы в том же секторе, 56% имели такую же позицию, 45% менеджеров работали в той же компании.

 Фото photospress.ru

В годы кризиса доля управленцев верхнего уровня с экономическим и юридическим образованием увеличилась. Компании были вынуждены изменить свою политику, чтобы сократить издержки и реструктурировать бизнес.

Если разделить компетенции на две группы - общие знания для всех компаний и конкретные навыки в отдельной отрасли - выяснится, что в кризис компаниям понадобились руководители со знанием отрасли.

Доля менеджеров с двумя степенями снизилась с 43% в 2008 году до 18% в 2009 году, а доля топ-менеджеров с опытом работы в той же отрасли увеличилась.

В управленцы женщин не берут

Доля женщин-руководителей составила только 15,6%, среди директоров - 7,2%. Российские компании менее склонны привлекать женщин к управлению по сравнению с транснациональными корпорациями - 14,7% и 18,5% соответственно.

Доля женщин выросла в 2000-2007 годах и выровнялась в 2008-2009 годах.

Этот рост можно объяснить увеличением спроса на менеджеров высшего уровня в период экономического бума в России, которое вызвало дефицит квалифицированных менеджеров-мужчин. Кризис в 2008-2009 годах снизил спрос на всех топ-менеджеров, включая женщин-руководителей.

Доля женщин-топ-менеджеров в России

Самым высоким процент женщин-руководителей был в рекрутинге, рекламе, страховании, бухгалтерском учете, консалтинге и праве. В сельском хозяйстве, добыче углеводородов, угледобыче, машиностроении, энергетике, металлургии - самый низкий процент женщин-руководителей.

Женщин чаще всего продвигают внутри компании, чтобы избежать "стеклянного потолка" - барьера из-за гендерных стереотипов. Женщины на 4-6 процентных пунктов имеют большую вероятность продвижения, чем мужчины-менеджеры.

Женщины-руководители в среднем моложе мужчин, отчасти из-за более раннего возраста выхода на пенсию.

Возрастная структура мужского и женского топ-менеджмента в России

Иностранцев выписывать не принято

Доля иностранных менеджеров в транснациональных компаниях была в четыре раза больше - 36%, чем в российских - 7,4%. Это связано с тем, что у первых есть возможность переводить сотрудников из одного офиса в другой.

Было зафиксировано значительное снижение доли иностранных менеджеров в крупных корпорациях во второй половине 2000-х годов - с 37,6% в 2005 году до 25,7% в 2009 году. Это снижение можно объяснить растущим числом русских управленцев с требуемой квалификацией.

Доля женщин среди менеджеров-иностранцев составляет лишь 7% из-за двойных барьеров: "стеклянного потолка" и сложностей с переездом.

Секторы экономики с самым большим процентом иностранных менеджеров: учет и консалтинг - 30%, топливные сектор - 27%, юридические услуги - 22%.

Это небольшие изменения для эпохи экономического кризиса. Дело в том, что крупным холдингам для избежания увольнений выдали кредиты. Неэффективные команды управленцев уцелели и остались сидеть на своих местах.

Реклама:
Подпишитесь на наши уведомления!