Рекордные сборы Налоговой: когда хвастаться самом деле нечем

Четверг, 14 апреля 2016, 08:00 -
Инфляция и авансы по ренте за добычу газа позволили выполнить госбюджет в первом квартале 2016 года.

Казалось бы, правительство Арсения Яценюка уходит на мажорной ноте.

В первом квартале 2016 года был выполнен бюджет. Это должно свидетельствовать о том, что изменения в Налоговый кодекс, которые заработали с начала года, начали приносить свои плоды.  

Хотя все так радужно выглядит только на первый взгляд. Как оказалось, выполнить госбюджет в январе-марте 2016 года удалось лишь благодаря инфляции и авансам по ренте за добычу газа.

Об этом свидетельствуют цифры, заложенные в оперативном отчете о выполнении общего фонда госбюджета, с которым ознакомилась ЭП.

Недобрали долгов

Исходя из документа, в первом квартале общий фонд госбюджета с учетом заимствований сведен с доходами 178,8 млрд грн, расходами - 173 млрд грн. План по наполнению казны выполнен на 80,3%, финансированию расходной части - 88,3%.

Невыполнение плана по доходам в первую очередь связано с заимствованиями. При плане 114,5 млрд грн недобрали 58,2 млрд грн. Львиная доля этой суммы, 52,6 млрд грн, приходится на внешние займы.

"Не получили 1 млрд американских гарантий и 600 млн евро макрофинансовой помощи от Европейской комиссии. Помощь от ЕК ожидалась в начале года", - сообщил ЭП источник в правительстве.

Основные строки расходов - обслуживание и погашение госдолга, а также финансирование социальных трат.

Основные расходные статьи общего фонда госбюджета в январе-марте 2016 года, млрд грн

Основные расходные статьи общего фонда госбюджета в январе-марте 2016г., млрд грн.
Статья План Факт Отклонение от плана, млрд грн Отклонение от плана, %
ВСЕГО 196,031 181,36 -14,671 -7,5
В том числе:
Платежи на погашение долга, в т.ч. 33,185 24,808 -8,376 -25,2
         - внутреннего 22,289 22,2 -0,089 -0,4
         - внешнего 10,895 2,608 -8,286 -76,1
Защищенные статьи, в т.ч. 137,678 133,543 -4,135 -3
       - оплата труда 24,881 24,829 -0,051 -0,2
       - обслуживание госдолга 27,706 27,6 -0,106 -0,4
       - оплата коммунальных услуг и энергоносителей 1,624 1,622 -0,002 -0,1
       - закупка медикаментов и продуктов питания 1,623 1,623
       - трансферты бюджетам других уровней 48,576 44,6 -3,975 -8,2
Источник: Министерство финансов

Источник: Минфин

Доходы: налоговая бьет рекорды

Всего за первый квартал 2016 года собрано 140,7 млрд грн налогов, что на 35,3 млрд грн превышает сумму сбора за этот же период 2015 года. Индикативы перевыполнены на 13,8%.

"В марте ГФС собрала 60,3 млрд грн. Это рекордная сумма за всю историю службы", - заявил глава ведомства Роман Насиров.

Также он отчитался о результатах сбора по основным налогам. Это было сделано в присущей представителям власти манере: сказать о хорошем и умолчать о проблемном. На первый взгляд, картинка по фискальным поступлениям выглядит вполне пристойно.

Основные статьи ресурсов* общего фонда госбюджета в январе-марте 2016 года, млрд грн

Основные статьи ресурсов (c учетом заимствований) общего фонда госбюджета в январе-марте 2016г., млрд грн
Статья поступлений Роспись Факт Отклонение от плана, млрд грн Отклонение от плана, %
ВСЕГО 222,826 178,858 -43,968 -19,7
В том числе:
Налог на доходы физллиц, в т.ч. 10,018 12,6 2,618 26
         - военный сбор 1,384 2,421 1,036 74,8
Налог на прибыль 12,42 14,523 2,103 16,9
Сбор за специальное пользование лесных ресурсов 0,045 0,066 0,02 46,2
Сбор за пользование водой 0,202 0,134 -0,067 -33,5
Рента за пользование недрами, в т.ч. 8,363 11,73 3,367 40,3
       - добыча полезных ископаемых 0,738 0,624 -0,114 -15,4
       - добыча нефти 1,551 0,577 -0,974 -62,8
       - добыча газа 5,676 10,026 4,349 76,6
       - добыча газового конденсата 0,37 0,5 0,128 34,6
       - янтаря 0,026 0,0004 -0,025 -98,4
Рента за пользование радиочастотным ресурсом 0,386 0,437 0,05 13,2
Рента за транспортировку (трубопроводами, нефти и нефтепродуктов, амиака) 0,254 0,264 0,01 3,8
Акциз с произведенных в Украине товаров 10,575 12,02 1,445 13,7
Акциз с ввезенных в Украину товаров 5,4 6,3 0,955 17,8
НДС с произведенных в Украине товаров (сбор) 35,592
       - поступление в бюджет 12,89 13,382 0,491 3,8
       - возмещение НДС -22,2
НДС с ввезенных в Украину товаров 37,7 39,7 1,996 5,3
Ввозная пошлина 4,081 4,602 0,52 12,7
Вывозная пошлина 0,077 0,041 -0,036 -47
Целевая надбавка к тарифу на газ 0,271
Экологический налог 0,284 0,318 0,034 12
Консульский сбор 0,128 0,149 0,021 16,8
Исполнительный сбор 0,044 0,075 0,03 68,8
Доходы от операций с кредитованием и предоставлением гарантий 0,226 0,264 0,037 16,6
Плата за предоставление административных услуг 0,31 0,257 -0,053 -17,2
Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование 0,695 1,085 0,39 56,1
Неналоговые ресурсы
Поступления от приватизации 0,332 0,024 -0,308 -92,7
Заимствования 114,467 56,244 -58,222 -50,9
           - Внутренние 44,707 39,13 -5,576 -12,5
           - Внешние 69,76 17,113 -52,646 -75,5
Часть чистой прибыли хоз.организаций, которая изымается в бюджет 0,473 0,857 0,383 80,9
Источник: Министерство финансов

* - с учетом заимствований

В январе-марте 2016 года в бюджет поступило 35,6 млрд грн внутреннего НДС, это на полмиллиарда больше плана, и 39,7 млрд грн - импортного (плюс 2 млрд грн сверх индикативов).

"У нас больше нет проблем с возмещением НДС. Возмещение налога происходит в нормальном режиме, очередь в среднем составляет 1,5-2 месяца: очередь, проверки, и плательщики получают тот НДС, который они должны получить", - сказал Насиров.

На 1 апреля фискалы возместили плательщикам 22,2 млрд грн налога.

"Превышение плана по НДС имеет две причины. Первая - традиционная: инфляция. Вторая - отмена льгот НДС для аграриев. Это внесло свою лепту в рост доходов бюджета", - отметил в комментарии ЭП исполнительный директор "Case-Украина" Дмитрий Боярчук.

Ранее в комментарии ЭП глава парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Тарас Кутовой заявил, что крупные агрохолдинги заморозили уплату НДС в ожидании очередной порции изменений по фискальным льготам в аграрном секторе.

Основными плательщиками аграрного НДС, по его словам, с начала 2016 года были малые и средние компании.

В первом квартале в бюджет поступило 14,5 млрд грн налога на прибыль, что на 2,1 млрд грн больше запланированного.

"За 2015 год много госпредприятий показали прибыль и заплатили налог, который превышает в некоторых случаях в десятки раз то, что они показывали и платили в прошлые годы", - объяснил Насиров.

Сбор от ЕСВ составил 30 млрд грн. "При уменьшении ставки почти вдвое поступления взноса уменьшились лишь на 25% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года", - сказал глава ГФС.

По его словам, это результат детенизации зарплат, в том числе благодаря ограничениям НБУ на расчеты с участием физлиц на уровне 50 тыс грн вместо 150 тыс грн.

ЕСВ - основной источник пополнения Пенсионного фонда. По данным источника ЭП, в Минфине опасались, что эффекта от детенизации все же не хватит для того, чтобы убить двух зайцев одним махом: и финансировать пенсии, и уменьшить поддержку ПФ из бюджета.

По информации источника, Минфин прогнозировал, что в 2017 году общий объем дотации из госбюджета в ПФ может увеличиться до 172,2 млрд грн. Из этой суммы на покрытие дефицита ПФ пойдет 28 млрд грн.

Поступления от акцизов с произведенных в Украине товаров увеличились на 1,4 млрд грн, что на 13,7% больше плана. С начала 2016 года в бюджет перечислено 12 млрд грн этого налога.

На рост поступлений повлиял запуск системы электронного администрирования реализации топлива, которая с марта работала в тестовом режиме, а с апреля - в обычном", - объяснил Насиров.

По мнению Боярчука, свою лепту в это перевыполнение также внесла инфляция. Если инфляция будет замедляться, то перевыполнение в перспективе может быть меньшим.

Рента обернулась проблемой

Ситуация с рентой сложилась непростая. Есть перевыполнение плана на 3,4 млрд грн, но заслуга этого превышения - уплата авансом налога на добычу газа.

С рентой за добычу нефти, полезных ископаемых и янтаря - недобор. Причина диспропорции - падение цен на нефть, которое снизило доходы от этого налога.

Ранее в разговоре с ЭП Насиров прогнозировал, что за год бюджет может недополучить 4 млрд грн ренты от добычи нефти.

По словам источника в ГФС, доходы бюджета от ренты изначально были завышены. Они рассчитывались исходя из цены нефти 60 долл/баррель, тогда как на тот момент она уже была ниже 40 долл/баррель, подчеркивает он. 

"Перевыполнение плана по газу вызвано переплатой ренты наперед, протоколами, которые оформляются для взаиморасчетов между контрагентами за газ для населения в привязке к системе субсидий", - объяснил глава правления "Укргаздобычи" Олег Прохоренко.

Что будет дальше?

"Протокольный" ресурс иссякнет, поскольку отопительный сезон закончился. Во втором квартале возможен недобор на ту же сумму. В пределах полугодия рента сбалансируется", - прогнозирует он.

Тут есть еще один нюанс. Изначально при расчете бюджета с 1 апреля закладывалось повышение цены на газ и снижение ренты для УГД с 70% до 50%. Ожидалось, что сбор по ренте даже немного вырастет.

В итоге все пошло наперекосяк: ренту снизили, а цену на голубое топливо не подняли - действие нынешней продлили до 1 мая. Эта ситуация сулит в бюджете недобор.

"8 млрд грн. - такова цена ущерба для бюджета, если цена на газ не будет повышена согласно требованиям МВФ" - сообщил ЭП собеседник в ГФС.

Налогообложение добычи янтаря - компенсатор госбюджета-2016, призванный на 1,4 млрд грн восполнить недобор казны от снижения ЕСВ. Он может не сработать, поскольку добыча янтаря не легализована.

Первый замминистра финансов в 2014-2015 годах Игорь Уманский в интервью ЭП отметил, что, "не поменяв администрирование, не разобравшись с криминальной основой этого бизнеса, не приняв законодательство, получить эти деньги нереально".

Пока "компенсатор" не сработал - собрать удалось 1,6% от плана.

В конце 2015 года Минфин перетасовал налоговые ставки и принял "компенсаторы", призванные на протяжении года балансировать смету.

На тот момент такой подход вызвал немало критических замечаний и вопросов к доходной части. Сегодня цифры о выполнении бюджета за первый квартал - это отражение экономических реалий при неработающих в полную силу фискальных "компенсаторах".