Долговой кризис на рынке газа и тепла: как остановить лавину неплатежей

Понедельник, 5 апреля 2021, 14:00 -
Конец отопительного сезона знаменует начало подготовки к следующей зиме: самое время, чтобы решить старую проблему долгов теплокоммунэнерго, теплоэлектроцентралей и поставщиков газа.

На днях НАК "Нафтогаз Украины" заявил, что долги контрагентов компании за природный газ приближаются к критической отметке в 100 млрд грн. - сумме, которую можно приравнять к десятой части госбюджета на 2021 год. В совместном проекте ФРНГ и "Украинской правды" анализируем, какова природа этих долгов и какие есть пути решения проблемы.

Откуда у тепло- и газоснабжающих компаний такие огромные долги?

Долги тепловиков и поставщиков газа исторически существовали всегда, но с 2015 года проблема начала ощущаться особенно остро. Если посмотреть на динамику нарастания задолженности, то увидим, что в течение практически пяти лет она увеличилась вдвое: с около 45 млрд гривен до названных "Нафтогазом" 93,3 млрд.

 

Для различных контрагентов природа возникновения задолженности несколько отличается. Общим является то, что лишь меньшая часть этого долга существует из-за нежелания компаний платить, остальная возникла из-за неэффективного государственного регулирования, когда правительство и регуляторы пытались удержать заниженные коммунальные тарифы для населения.

Поставщики тепла (как видно на графике, их долг является самым крупным - почти 60 млрд гривен) годами получали от НКРЕКУ нерыночно низкий тариф, который не отвечал реальной цене газа. В подавляющем большинстве они физически не могли оплачивать голубое топливо. Долговую яму "углубили" недобросовестные теплокоммунэнерго, которые решили вообще ничего не платить, ссылаясь на нехватку средств.

Другая ситуация у теплоэлектроцентралей - их сумма долга хоть и не самая большая, однако именно эти обязательства имеют свой источник для погашения. ТЭЦ в процессе производства тепла генерируют также и электроэнергию. Им это практически ничего не стоит, ведь электричество считается побочным продуктом производства тепла. При том, что электроэнергия продается по рыночным условиям, ТЭЦ-то решают не оплачивать газ. Правда, теплоэлектроцентрали также имеют своего должника - ГП "Энергорынок", который к лету 2019 был обязан выкупать сгенерированную электроэнергию, но не рассчитывался за нее.

Также от неэффективных регуляторных решений пострадали поставщики газа. Как известно, та часть населения, которая не имеет счетчиков газа, оплачивает свои счета по нормам потребления. И, как удалось неоднократно доказать в суде поставщикам, эти нормы были заниженными: часть населения использовала больше газа, чем ей насчитывалось.

Там, где счетчики уже есть, существует другая проблема - широко известные "температурные коэффициенты", которые влияют на учет газа. Из-за физических свойств голубого топлива, зимой счетчики фиксируют меньший объем газа, чем реально передается по сетям, а летом - больший. Спор в начислениях привел к судебным спорам, и поставщики доказали, что реальный объем газа отличался от начислений. Эти деньги поставщики газа пытались стребовать с населения, но в реальности это - ответственность государства.

Как и в кейсе с тепловиками, некоторые поставщики газа также решили, что если проблемы все равно есть, то платить они не будут.

Если о долгах известно давно, то почему с ними ничего не делают?

Действительно, о проблеме все знают, но вспоминают о ней традиционно перед началом отопительного сезона, когда уже поздно что-то делать. "Нафтогаз" из года в год продолжает добросовестно поставлять газ, ведь вынужден это делать из-за возложения на него специальных обязанностей на рынке газа (так называемое PSO - Public Service Obligation). Если в течение зимы где-то возникает сверхкритическая ситуация, которая исключает поставки газа, то правительство или местные власти в авральном режиме берутся за "тушения пожаров".

Естественно, что больше всего от такого положения дел страдает сам государственный "Нафтогаз":

"Нафтогаз уже уплатил государству все налоги за реализацию этого газа - ренту, НДС, налог на прибыль. Мы также платим проценты по кредитам, которые привлекали, чтобы добыть или импортировать это топливо. Однако компания до сих пор не получила оплату за газ от теплокоммунэнерго и поставщиков газа. Большинство из этих долгов не оплачены уже более года, их невозможно объяснить пандемией", - объясняет директор по связям с государственными регуляторными органами и заинтересованными сторонами Группы "Нафтогаз" Алена Осмоловская.

Но нарастание газовых долгов имеет прямое следствие также и для конечных потребителей, ведь те тепловики, на которых висит большой нереструктурированный долг, не имеют доступа ни к каким источникам инвестиций. Нет средств - нет вложений в инфраструктуру. А это означает рост количества аварий в сетях и ухудшение качества услуг. И население, будучи достаточно дисциплинированным плательщиком, продолжает оплачивать высокие счета за коммуналку.

Можно сказать, что проблема газовых долгов - это прямая проблема бюджета. Ухудшаются финансовые результаты государственного Нафтогаза и способность компании обеспечивать доходы госбюджета, ограничивается финансирование добычи и закупки газа на следующую зиму.

Как вылечить этот сегмент газового рынка?

Альтернативы всего три: закрыть глаза (что сейчас и происходило), просто списать весь долг (такие решения уже были в истории, этим мы "обязаны" правительству Николая Азарова) или реструктуризировать задолженность. Эксперты советуют учесть именно третий вариант:

"Во времена "предшественников" государство покрывало разницу между экономически необоснованными тарифами и стоимостью газа, но на сегодня в бюджете государства на это нет ни копейки", - сказал заместитель Министра развития общин и территорий Украины 2015-2019 гг. Эдуард Кругляк.

По его словам, в Верховной Раде уже есть несколько законопроектов, призванных решить проблему. Есть и новая инициатива от "Нафтогаза" и Минрегиона.

"Они разработали новый закон, который поможет урегулировать задолженность теплокоммунэнерго, поставщиков газа и ТЭЦ перед НАК "Нафтогаз Украины". Этот проект одобрили и Минрегион, и другие министерства. Сейчас мяч на стороне профильного комитета, чтобы согласовали этот проект закона и вынесли на рассмотрение Верховой Рады", - отмечает Кругляк.

А Алена Осмоловская напоминает, что поиск решения о реструктуризации долгов взяли на себя все участники февральского меморандума по урегулированию проблемных вопросов в поставках тепла и горячей воды украинцам.

"Нафтогаз Украины разработал целый пакет предложений по решению долгового кризиса, как этого требовало поручения Премьер-министра в конце февраля. Их реализация требует совместной работы и парламента и правительства и местных органов власти. В результате этой работы мы сможем разблокировать подготовку теплокоммунэнерго к следующему отопительному сезону и высвободить значительные средства, которые государственный "Нафтогаз" вынужден заблокировать на счетах. В результате верификации мы также получим четкую сумму, которую частные компании-посредники должны будут уплатить государственному "Нафтогазу" за потребленное топливо", - отметила Осмоловская.

Если парламентарии одобрят этот путь решения проблемы, то дальше долговая проблема решится в несколько этапов, которые должны быть реализованы к следующему отопительному сезону:

  1. Аудит и разделение долга - имеющиеся данные о структуре долгов пока имеются лишь со слов самих тепловиков и поставщиков. Исследовать задолженность должны специальные территориальные комиссии, специалисты Минифина, Минэнерго, НКРЕКУ и Минрегионстроя. Нужно дать ответ на вопрос: что именно является следствием неэффективного регулирования, а что - нежеланием платить?
  2. Реструктуризация части долга, возникшего по вине самих контрагентов "Нафтогаза" - сразу после этого у компаний появится доступ к кредитным средствам и возможность лучше подготовиться к отопительному сезону.
  3. Поиск и утверждение механизмов, согласно которым будет проведен взаимозачет остальных долгов. Очевидно, что оплачивать долги, которые возникли из-за неэффективного регулирования тарифов, живыми средствами невозможно, ведь источников покрытия для них не существует. Однако, если взглянуть на успешный опыт урегулирования исторической налоговой задолженности "Укрнафты", то эти наработки можно воплотить и в отношениях с тепловиками и поставщиками газа.

Напомним, что меморандумом об урегулировании проблем тепло- и водоснабжения конечным сроком принятия соответствующего решения предусматривается 1 мая текущего года. Также это - дата, когда заканчивается действие ПСО "Нафтогаза" для тепловиков. И теперь вопрос только за тем, захочет ли парламент дать зеленый свет решению долговой проблемы.

Нафтогаз также призывает учесть опыт 2011 года, когда государство безусловно списало этим предприятиям долги на сумму 24 млрд грн, что никоим образом не улучшило ни качества услуг этих компаний, ни их платежной дисциплины.