Перевалка мимо кассы

Среда, 10 июля 2013, 11:37
Из-за плохого бизнес-климата в украинских портах отечественные импортеры все чаще ввозят товары через иностранные порты. Цена вопроса - 10 млн долл в год.
Александр Хромов, аналитик Informall B. G.


Инновации в действии

Кроме потерь контейнерных грузопотоков украинскими портами в пользу портов соседних стран есть еще одна часть потерь.

Речь идет об импорте с использованием перетарки из контейнеров в автотранспорт в портах Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран для дальнейшей доставки получателям в Украине.

Как видно из первого графика, эта часть импорта на протяжении первого полугодия демонстрировала медленный рост с небольшим снижением объемов летом.

Ощутимое падение в ноябре и резкий взлет в декабре можно объяснить октябрьской сменой руководства в таможенных службах западной Украины.

Из-за этого грузы долго простаивали в ожидании оформления, что привело к декабрьскому скачку.

Также данный скачок можно объяснить желанием компаний-импортеров ввезти как можно больше грузов ввиду озвученных государством намерений повысить импортные тарифы в отношении основных товарных групп.

Динамика импортных грузопотоков, попавших в Украину с использованием перетарки из контейнеров в автотранспорт в портах Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран, единиц

Сравнение объемов импортных грузопотоков, вошедших в Украину с использованием перетарки из контейнеров в автотранспорт в портах указанных стран, показывает, что объем первого квартала 2013 года более чем в 1,5 раза превышает объем первого квартала 2012 года.

Это подчеркивает установившуюся негативную тенденцию к перенаправлению грузопотоков компаниями-импортерами в обход украинских портов.

В 2012 году, по оценке Informall, объем грузопотоков с использованием перетарки в портах Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран составил 36 500 TEU или 10,2% от общего объема груженых импортных контейнеров, обработанных украинскими портами.

При сохранении динамики роста объема таких грузов к концу 2013 года порты страны потеряют около 55 тыс TEU, что при нынешнем прогнозе повышения общего объема обработки контейнеров украинскими портами составит 16,7%.

Квартальное сравнение импортных грузов, попавших в Украину с использованием перетарки из контейнеров в автотранспорт в портах Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран, единиц

Общий объем контейнерных грузов, потерянных в 2012 году украинскими портами, включая грузы непосредственно в контейнерах и перегруженные из контейнеров в автотранспорт, составил около 51 370 TEU или 9,73% от объема груженых контейнеров, обработанных украинскими портами.

При этом доля импортного грузопотока - 45 154 TEU, экспортного - 6 216 TEU.

Если бы этот объем товаров прошел через порт "Ильичевск", который в 2012 году обработал 230 599 TEU, то его результат составил бы 281 969 TEU. В итоге порт показал бы рост на 8,73% вместо снижения на 11,08%. В целом в Украине рост составил бы 4,44% вместо снижения на 2,44%.

Если такая динамика сохранится, то к концу 2013 года украинские порты потеряют около 64 500 TEU или 12,04% от общего объема обработки контейнеров.

Рост теряемых объемов контейнерных грузов на 2,31% от прогноза на 2013 год говорит об увеличении теряемых объемов общего грузопотока. Учитывая уровень аккордной ставки погрузочно-разгрузочных работ и общий объем потерянных грузов, в 2012 году украинские терминалы недополучили 10,2 млн долл.

При сохранении наметившейся негативной тенденции объем недополученного дохода украинскими контейнерными терминалами повысится до 12,8 млн долл.