Объединять налоговую и таможню нужно как можно быстрее

Четверг, 17 января 2013, 13:43
Создав Министерство доходов и сборов, Украина не изобрела велосипед. Подобные структуры действуют во многих странах мира, и в большинстве случаев они более эффективны, чем отдельные ведомства.
Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины


Инновации в действии

Решение объединить налоговую и таможню под одной крышей - Министерства доходов и сборов презентовано обществу как способ улучшить качество обслуживания плательщиков налогов.

Однако чтобы добиться этого, мало просто объединить две структуры в одну вертикаль. Надо еще и правильно организовать процессы управления таким министерством, а также построить качественную систему работы с его клиентами - всеми, кто платит налоги и сборы.

Надо сказать, что создав Министерство доходов и сборов, Украина не изобрела велосипед. Подобные структуры действуют во многих странах мира, и в большинстве случаев они более эффективны, чем отдельные ведомства.

Условия, в которых в странах Европы принимались решения о создании объединенных структур, были такими же, как и в Украине.

Увеличение конкуренции, снижение прибыли и рост количества плательщиков привели к увеличению налоговых махинаций, а общее увеличение количества плательщиков налогов - к ухудшению качества их обслуживания.

Правда, подобные проблемы были характерны для наших соседей в 1970-1990-х годах. В Украине же желание преодолеть их появилось только сейчас. Учитывая кризисные явления в экономике, медлить нельзя, но и торопиться нужно с умом.

Проанализировав практику создания подобных структур, мы увидели принципы, на которых должно осуществляться подобное объединение, чтобы впоследствии созданное не превратилось в неуправляемого монстра, которого боятся граждане.

Для этого необходимо, чтобы в основу объединения фискальных органов были заложены три принципа.

1. Повышения качества обслуживания плательщиков налогов - физлиц и юрлиц.

2. Превращение из структуры, ориентированной на процесс взимания налогов, в структуру, ориентированную на разные целевые группы плательщиков.

3. Сокращение административных и временных затрат на их взимание.

Пока у нас нет оснований сомневаться в соответствии этих целей целям Миндоходов. Во всяком случае, такие уверения мы получили в МДСУ.

Однако мы бы хотели обратить внимание на некоторые аспекты подобного объединения и попробовать на базе анализа уже существующих структур такого типа проанализировать, каким будет Миндоходов по-украински.

Наиболее похожей была ситуация в Канаде: большое количество сотрудников и региональных офисов, различия в законодательном регулировании порядка начисления и взимания налоговых и таможенных платежей, а также различия в полномочиях офицеров таможенной и налоговой служб.

Міністр доходів і зборів України Олександр Клименко. Фото lesovod.org.ua

Чтобы создать единую структуру и сформировать единую систему приема платежей, канадскому министерству понадобилось около семи лет.

При этом в Канаде Миндоходов отвечает только за наполнение бюджета, а формированием фискальной политики занимается Минфин.

Впрочем, при наличии соответствующей стратегии можно провести объединение в короткие сроки.

Например, в Дании объединение центральных служб в составе единого министерства длилось всего шесть месяцев.

Этому способствовало создание интегрированной IT-системы, которая объединила все уровни налогообложения в едином программном обеспечении.

Предложенное в Украине решение наделить Миндоходов правом участия в формировании политики государственных доходов, на наш взгляд, также позволит ускорить создание единой структуры.

А законодательная инициатива МДС повысит оперативность внесения изменений в налоговый и таможенный кодексы и поможет лучше наполнять бюджет страны.

Вместе с тем, опыт других стран указывает на важность использования следующих составляющих процесса реформирования.

1. Привлечение команд менеджеров и аудиторов для разработки комплексной стратегии реформирования и внесения изменений в законодательство.

2. Проведение развернутых консультаций менеджмента нового министерства с различными целевыми группами налогоплательщиков для определения оптимального перечня унифицированных услуг МДСУ.

3. Создание единого окна для обслуживания плательщиков налогов.

4. Присвоение индивидуального бизнес-номера всем плательщикам.

Если подобные подходы будут использованы и в Украине, то создание Министерства доходов и сборов приведет к дерегуляции бизнеса, уменьшению количества процедур и времени, затрачиваемого на администрирование налогов.

Кроме того, объединение ресурсов налоговой и таможенной служб позволит повысить уровень обслуживания налогоплательщиков за счет ориентации на целевые группы плательщиков, как это было сделано в Нидерландах.

Это позволит предупреждать случаи налогового мошенничества, а значит, повысит фискальную эффективность налоговой и таможенной систем.