Електоральний зомбі-апокаліпсис

Понеділок, 6 лютого 2012, 11:01
Якщо ви мені скажете, що ці люди не голосують і, взагалі, насилу можуть вважатися громадянами, то я просто запитаю: "А хто їх намагався туди привести?" До недавніх пір їх ніхто на виборах бачити і не бажав. У них є позиція, ось тільки одна проблема. Для них похід на виборчу дільницю схожий на відвідування торгово-розважального центру (рос.)
Спеціальний кореспондент "Економічної правди"

Об атомизации и самоудалении наших сограждан от важных для общества событий написано и переписано предостаточно. Думаю, во многих кабинетах даже радовались растущим аудиториям социальных сетей, digital-апатии и оценивали расширяющиеся горизонты возможностей мониторинга информации. Ошибкой было лишь одно – никто не воспринимал происходящее как социальный процесс.

Даже принимая ту мысль, что усиливающееся отрицание общественно-политической реальности синонимично недовольству, наверняка мало кто, думал, что эти процессы могут развивать подобно кейсам, описанным в книгах по манипулированию общественным сознанием, политологии, социальной философии и даже истории.  Вероятно, уход в digital воспринимался в образе этакой ”теплой ванны” с толстым слоем пены и желтыми резиновыми... уточками, погрузившись в которую общество будет продолжать безвольно пускать пузыри.

Для самоустранившегося же молчаливого большинства, закрытие ”хаба забытья” (именно так следует именовать ex.ua) стало таким же неожиданным и непредсказуемым событием, каким мог бы стать для всех нас зомби-апокалипсис, когда мир разрушается, а по улице бродят живые мертвецы. Да-да, зомби-апокалипсис.

Но бурные дискуссии, накал страстей, DDOS-атаки – все это лишь вскрыло еще один раскол общества, в котором мы еще не могли себе признаться. Украина располосована теперь не только на западную и восточную часть, предпринимателей и наемных работников, работяг и офисный планктон, биомассу и олигархов. В ней появились две новые составные части: онлайн и оффлайн.

Для digital-электората партии и движения – замшелый анахронизм. Листовки и партийные газеты – неудобные для восприятия носители. Акции протеста на улицах – необъяснимая трата времени без прогнозируемых последствий. Для них возможность самостоятельно выбирать контент  важнее, чем то, что есть на самом деле. Это и есть свобода и действительность. Точнее, цитируя классика, ”симулякр, который вообще не имеет никакого отношения к реальности, и сфокусирован на самом себе”.

Примерно то же самое можно сказать о содержании программ, выступлений и идеологий. Демократия? Честность? Моральность? Социальная защита? Права? Нет. К черту, это все! Смотреть онлайн! Свобода, равенство, контент! И если бы Эжен Делакруа, поддавшись современным веяниям,  взялся за римейк ”Свободы, ведущей народ на баррикады”, то наверняка бы прописал тэг ”сиськи” и дорисовал в правом нижнем углу кнопку ”поделиться”.

Если вы мне скажете, что эти люди не голосуют и, вообще, с трудом могут считаться гражданами, то я просто спрошу: ”А кто их пытался туда привести?” До недавних пор их никто на выборах видеть и не желал. У них есть позиция, только вот одна проблема. Для них поход на избирательный участок сродни посещению торгово-развлекательного центра. И избирательный участок просто должен выйти победителем из схватки со скидками до -90%.

Вы скажете, что это ужасно, безответственно, вопиюще. Но это правда. И примеры затерянных городков в западныхдемократиях, где подолгу не могут избрать мэра по причине тотальной неявки не является такой уж выдумкой и ересью. Все это дела не такого уж далекого будущего.

Политические же партии уже сейчас должны вовсю перенимать маркетинговые приемы брендов и компаний, работающих на потребительском рынке и борющихся за лояльность потребителей в ”первом экране”. Ибо политические партии и гражданские движения такой же обычный товар, как зубная паста или упаковка прокладок.