Панахида по банках

Середа, 10 червня 2009, 12:07
Сьогодні ми маємо здебільшого не банки, а лише оболонки, бо всі нутрощі просто вийняті.
Леонід Щукін, кандидат економічних наук, Seemus-media

Банковской системы, которую мы знали, и которая много лет была живительным источником и надежной опорой отечественного среднего класса, больше нет. Как это ни прискорбно осознавать, но это факт.

Сейчас мы видим лишь отдельные конвульсивные попытки Кабмина и НБУ создать в общественном мнении иллюзию продолжающейся и якобы эффективной борьбы с финансовым кризисом.

Судите сами. Вопрос о рекапитализации банков был очевиден еще в конце 2008 года. Однако до сих пор слышится только болтовня.

В то же время, активное функционирование коллекторов, депозитных бирж и существование практики съема денежных средств за откаты указывает на активные боевые действия между вкладчиками, банками и заемщиками, причем с переменным успехом.

А якобы аннулирование Нацбанком моратория на снятие депозитов, по сути, оказалось большим "мыльным" информационным пузырем. Все это - следствие потери доверия к банкам и банковской системе в целом.

Заигрались? Скорее доигрались! Доверие и есть ключ к существованию любого банка. Утеря доверия - это его клиническая смерть.

В мире существует исчерпывающий перечень мероприятий по спасению банков. Он унифицирован и состоит из таких пунктов.

1. Организационно-финансовые мероприятия: рефинансирование, а в отдельных случаях - корпоративная и государственная рекапитализация.

2. Нормативно-правовые мероприятия: принятие законов относительно установления жесткого регулирования финансового сектора.

3. Информационно-коммуникационные мероприятия: проведение жесткой информационной политики и создание благоприятного общественного мнения.

Проводимые мероприятия по первому и второму пунктам можно смело назвать провальными. Оценивая третий пункт, складывается впечатление, что банки не нужны никому, даже самим банкирам.

Вместо того чтобы доходчиво объяснить людям, что происходит и чего ждать, банкиры во главе с чиновниками НБУ либо "отстреливаются" неадекватными комментариями, либо вообще молчат.

А ведь все начиналось постепенно, как нарастающий снежный ком. Захандрившую тогда банковскую систему можно было бы начать эффективно лечить, поставив ей правильный диагноз.

Разработанных сценариев из создавшейся в октябре-ноябре ситуации было четыре.

Первый предусматривал определяющую роль Ассоциации украинских банков (АУБ) в преодолении финансового кризиса.

Именно АУБ должна была стать координационным, информационным и политическим центром принятия решений по выводу банковской системы из штопора.  Да вот незадача: само существование такого профессионального объединения у нас в стране имеет особенности.

Вместо того чтобы быть реальной силой по отстаиванию банковских интересов перед регулятором, органами власти, прессой и обществом в целом, это объединение превратилось в бумажную формальность.

Из той информации, которая есть на сайте АУБ, вообще не понятно, чем она занимается, кроме организации всевозможных круглых столов.

Проблема в том, что изначально при ее создании не были предусмотрены и законодательно закреплены механизмы влияния на общественные институты. Отсюда и полная ее бесполезность.

На самом деле, осенью 2008 года АУБ должна была взять на себя всю полноту информационной власти, заручившись организационно-финансовой поддержкой первых двадцати банков страны.

После возникновения "проблемы Проминвестбанка" необходимо было оперативно выстроить жесткую защитную информационную политику. Иными словами, следовало всего лишь наладить грамотные отношения с прессой и начать с их помощью вещать позитивные месседжи.

И банкиры знали об этом, но, к сожалению, даже наша банковская система олицетворяет внутренний менталитет: "моя хата скраю". Практически все топ-менеджеры в частных беседах выказывали полное безразличие и уверенность в том, что все пройдет само собой.

Второй сценарий предусматривал создание некого теневого собрания банкиров-олигархов, которые, понимая всю серьезность ситуации, начали бы сообща проводить понятную информационную, организационную и нормативно-инициативную политику.

Вероятно, такие шаги были предприняты, и косвенное подтверждение этому - подписание в декабре 2008 года семью банками меморандума, который предусматривал выработку совместных действий. Что же в итоге? Опять сработал принцип абсолютного "пофигизма".

Третий сценарий был единственно возможным в начале весны 2009 года, когда перманентно революционный премьер-министр устроила информационную атаку на НБУ. Именно регулятор как "корень зла" тогда мог и должен был стать флагманом выхода из финансового кризиса.

Помимо тех мер, которые Нацбанк "героически" предпринимал, нужно было оптимизировать структуру коммуникационных подразделений внутри регулятора: создать пресс-центр, а также координационный центр по выработке единой информационной политики, задействовав в нем представителей крупнейших игроков банковского бизнеса.

В полномочия этого центра должны были бы входить даже такие вопросы, как политика размещения рекламных роликов о банках в СМИ. Ведь наверняка все нормальные люди прекрасно понимают абсурдность той рекламы, которая сейчас идет по национальным телеканалам.

Следовало создать call-центр, который обеспечил бы обратную связь с населением, ужесточить контроль над банками для недопущения смертей людей, которые не могли снять деньги с депозитов.

Однако этого, к сожалению, тоже не произошло. Все разговоры о якобы незнании и непонимании важности этого вопроса не выдерживают никакой критики, а значит, это были целенаправленные действия, направленные на разрушение банковской системы.

А вот четвертый сценарий как раз оказался "нашим" - сценарий абсолютного бездействия. Когда стало понятно, что все идет ко дну, началось плавное выведение денег и активов из банковской системы, что подтвердили временные администраторы проблемных учреждений.

Сегодня мы имеем в большинстве своем не банки, а лишь оболочки, ибо все внутренности просто вынуты. Косвенное доказательство этого - заявления НБУ о том, что кроме "избранных" банков никто денег не получит. Выкручивайтесь, мол, сами.

Создается впечатление, что единственная цель такой политики - глобальный передел банковского рынка. Выживут сильнейшие, рекапитализированные и, возможно, дочерние иностранные учреждения.

В отношении последних вместо государственной рекапитализации предпримут что-то другое, например, финансирование западными материнскими структурами, которые либо поддержат свои "дочки", либо обескровят их. Все остальные - однозначно на кладбище! А вместе с ними - и вкладчиков.

Вот только как же с аксиомой, что банковская система - это кровеносная система национальной экономики? Значит, и Украину - к праотцам?

К сожалению, отечественная банковская система стала заложником той политической борьбы, которая у нас ведется еще с 2004 года. И в этой борьбе для ее участников - все средства хороши. Если цель - ослабить оппонента, значит, нужно уничтожить его бизнес. И не важно, пострадают ли рядовые граждане. Все подчинено именно этому.

В баталии вовлечена даже государственная машина - она перманентно участвует в различных политических и экономических репрессиях.

Неоправданны и непростительны, но логически понятны действия власти и ее цербера - НБУ. Однако возникает вопрос к банкирам: почему, видя всю серьезность ситуации, вы продолжаете игнорировать разумные советы по выходу из кризиса? В чем "фишка"?

Вы хотите уйти из созданного вами бизнеса, оставив его государству, или продолжать барахтаться в море бездарного государственного и корпоративного управления в условиях тотального отсутствия доверия со стороны основного источника финансовых ресурсов - населения?

Мы разработали и не раз предлагали банкам механизм их возрождения. Однако, на наш взгляд, реально начать процесс восстановления доверия граждан к банковской системе Украины можно только после "перезагрузки" всей существующей системы.