Тарифы повысят, качество услуг – нет!

Понеділок, 16 серпня 2010 —
Чиновники убеждают нас, что цена на газ для предприятий ТКЭ в Украине повышается в том числе и с целью улучшения качества услуг, которые эти предприятия предоставляют населению. В течение года Украина наблюдает тенденцию роста тарифов на производство и транспортировку тепловой энергии, которая используется в дальнейшем для предоставления жилищно-коммунальных услуг по отоплению и горячему водообеспечению. Но действительно ли это даст возможность предприятиям теплоэнергетики улучшить качество услуг, предоставляемых населению?
С целью изучения этого вопроса эксперты Всеукраинской Ассоциации частных инвесторов жилищно-коммунального хозяйства обратились к предприятиям, предоставляющим услуги по теплоообеспечению и ГВС с просьбой предоставить для анализа расчеты затрат, которые входят в тариф на услуги теплообеспечения и горячего водоснабжения с учетом изменений на государственном уровне отдельных статей затрат. Проанализировав информацию, полученную от предприятий, эксперты Ассоциации отследили динамику роста тарифа на тепловую энергию в течение года на примере одного условно взятого областного предприятия ТКЭ. Себестоимость услуги для населения по расчетам предприятия по состоянию на 01.12.2010 года составит 309,53 грн/Гкал. В 2009 году себестоимость 1 Гкал тепловой энергии составляла 225,14 грн., то есть увеличилась на 37%. Также предприятием рассчитан тариф на теплообеспечение для населения. По прогнозам предприятия на 01.12.2010 года, этот тариф составит 9,33 грн/м.кв., а по состоянию на 01.12.2009 года раз меры тарифов составляли 6,83 грн/м.кв. Итого, тариф увеличится на 2,5 грн. (37%). В то же время, по заявлениям чиновников МинЖКХ, Министерство не допустит повышения тарифов для населения на услуги ЖКХ больше чем на 20%. По информации, поступающей в Ассоциацию из областей, на местах в негласном порядке представители территориальных отделений государственной инспекции по контролю за ценами предупреждают руководителей предприятий ТКЭ о том, что уровень тарифа при подаче новых расчетов в инспекцию для получения заключения о расчетах экономически обоснованных плановых затрат, связанных с производством, транспортировкой и обеспечении тепловой энергии, не должен превышать 20-25%. В противном случае предприятия не получат заключения инспекции по приведенным затратам. Итак, средний процент роста затрат и уровня тарифа в предоставленных предприятиями расчетах только по статьям затрат, цены на которые регулирует государство, составит 35-40%, а власть, возможно, боясь социального взрыва, не готова к такому повышению. Путем манипулирования вновь созданным подконтрольным органом - Национальной комиссией регулирования рынка коммунальных услуг Украины – государственная власть будет удерживать уровень тарифа в нужном ей диапазоне. Таким образом, разрыв между фактическими и ограниченными государством затратами предприятий ТКЭ составит не менее 20%. Из всего вышесказанного напрашивается логический вопрос: где предприятия возьмут оставшиеся 20% на покрытие уровня своих затрат? Неужели эта разница будет покрываться из дефицитного государственного бюджета? По мнению экспертов Ассоциации, такое развитие ситуации, с учетом накопившихся в государстве проблем, требующих вливаний государственных денег, маловероятно. Следовательно, у предприятий полностью отсутствует возможность покрывать даже жизненно необходимые затраты, не говоря уже о выделении финансового ресурса на реконструкцию, модернизацию и обновление основных средств. А значит, на фоне повышения тарифов предприятиям не может быть и речи об улучшении качества предоставляемых услуг населению, в которых нас убеждают государственные чиновники. Статьей 19 Закона Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины» установлено, что функции государственного регулирования в сфере теплообеспечения до окончания процесса формирования Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг Украины выполняет НКРЭ. Но, в то же время, законодателем не были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения предприятий с НКРЭ в этот переходной период. Таким образом, предприятия при отсутствии документов, с учетом происшедших изменений в законодательстве регламентирующих порядок формирования тарифов, проверку расчетов, на основании которых сформированы тарифы, процедуру утверждения тарифов, находятся в правовом вакууме. Руководство предприятий мечется между НКРЭ, государственной инспекцией по контролю за ценами и органами местного самоуправления в поисках механизма, способного решить проблему по своевременному утверждению тарифа с учетом происшедших изменений стоимости энергоносителей. Отсутствие нормативно-правовой базы приводит к тому, что на данный момент у предприятий ТКЭ нет источника покрытия затрат, образовавшихся после повышения цен на энергоносители. По мнению экспертов Ассоциации, данный нормативно-правовой провал является наглядным примером несогласованности действий законодательной и исполнительной властей в осуществлении реформирования в сфере ЖКХ. Такие разногласия в работе государственных органов не только не способствуют улучшению ситуации в сфере ЖКХ, но и, наоборот, замедляют темпы реформирования отрасли. Более детальную информацию читайте на сайте www.vapi.kiev.ua Пресс-служба Ассоциации Тел. (044) 599 10 81, (097) 375 57 09 e-mail: vapi.press@gmail.com
Реклама: