Освіта отримує поштовх

П'ятниця, 29 березня 2013, 09:06
Зволікання з впровадженням приватно-державного партнерства в освіті може зробити Україну неконкурентоспроможною навіть серед країн СНД. (Рос.)
Едуард Рубін, директор Харківського комп'ютерно-технологічного коледжу, доцент, директор компанії Telesens Int., заступник голови правління харківської філії Європейської бізнес-асоціації

В конце 2012 года произошло событие, которое осталось в Украине незамеченным.

Оно осталось бы таковым и для меня, если бы я уже довольно долгое время не пытался доказывать всем, что только через привлечение средств и энергии бизнеса к системе подготовки кадров можно спасти нашу систему образования.

И вот, к счастью, оказывается, целые межгосударственные институции мыслят именно в этом направлении.

Событие, о котором я говорю, датировано 23 ноября 2012 года.

Как я выяснил совсем недавно, в этот день на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ был принят "модельный" закон "О подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда" - матричный документ, который теперь ляжет в основу специальных национальных законов.

Пусть никого не обманывает сухое название: на самом деле за ним скрывается осознание удручающего состояния образовательных систем на территории СНГ.

Осознание этого и поиски выхода из ситуации заставили авторов закона львиную часть документа посвятить механизмам сближения образования с потребностями реального сектора экономики через максимальное вовлечение работодателей и прочих заинтересованных лиц в систему подготовки специалистов.

В этом законе дается четкое определение частно-государственного партнерства - ЧГП - в сфере образования.

Там говорится о формах ЧГП, участии работодателей в работе учебных заведений, организации практики учащихся и содействии их трудоустройству, независимой оценке качества образования, формировании многоканальной системы финансирования, о создании налоговых преференций для инвесторов.

Можно по-разному относиться к такой структуре, как МПА СНГ, но не присматриваться к позитивным мировым наработкам мы не можем. И дело не только в том, что украинская ситуация в сфере образования очень похожа на ситуацию, сложившуюся в других постсоветских странах.

Самое главное: если мы безнадежно отстаем в образовании от развитого мира, то теперь рискуем отстать и от стран СНГ, утратив остатки конкурентоспособности.

Фото ipress.ua

Ведь с принятием национальных законов, которые, наконец, сведут интерес бизнеса и образования, неизбежно не только повышение качества подготовки кадров, но и наполнение высшей школы новыми исследовательского задачами.

Эта исследовательская составляющая начнет сближать постсоветское образование с моделью, которая наиболее распространена и признана на Западе.

Уверен, что Украине ни в коем случае нельзя допустить такого отставания от коллег-конкурентов из СНГ, а значит, необходимо срочно принимать собственный закон о частно-государственном партнерстве в сфере образования.

Я уже не говорю о том, что такая форма сотрудничества государства и бизнеса широко применяется во всем цивилизованном мире. В Европе проекты ЧГП в сфере образования активно развиваются примерно с 1980-х годов. Я видел исследования, в которых приводятся весьма впечатляющие цифры.

В Великобритании, например, ежегодный объем инвестиций в образование в рамках подобных проектов измеряется сотнями миллионов фунтов стерлингов.

В целом проекты ЧГП обеспечивают 17% экономии для бюджета страны. А, скажем, в США, где частная инициатива наиболее развита, различные формы партнерства между государством и бизнесом используются уже около 200 лет.

Там считают, что образование наиболее эффективно, когда вовлекает в свою орбиту и частный сектор, и общественные организации, и экспертов, и семью. В результате участие бизнеса в тех или иных муниципальных проектах позволяет местным бюджетам экономить от 20% до 50% средств.

Вот один из примеров неординарного подхода к решению проблемы. В американском штате Гавайи правительство, не имея денег на серьезный одномоментный ремонт школ, передало их здания в собственность частным девелоперским компаниям.

Те за собственный счет провели полную реконструкцию учебных заведений, после чего отдали их в лизинг правительству штата с правом перехода собственности в конце срока аренды.

Во многих развитых странах созданы специальные структуры, координирующие деятельность по развитию ЧГП. В их компетенцию, среди прочего, входит и разработка образовательных профессиональных стандартов, соответствующих требованиям различных отраслей.

Фото charivne.info

В апреле исполнится год с того момента, как я возглавил Харьковский компьютерно-технологический колледж. Мой опыт позволил увидеть ситуацию и снаружи как бизнесмену, и изнутри как руководителю учебного заведения.

Весь этот год я трудился над тем, чтобы привлечь в колледж частные инвестиции. Мы во многом преуспели, но пока инвестор не получит государственных гарантий под свои вложения, наш опыт так и останется одним из немногих.

Мы можем получить статус экспериментального заведения, мы можем обкатать на базе колледжа новую модель взаимоотношений с бизнесом и показать, как должна работать система ЧГП на практике, но расширить этот опыт на всю систему образования может только специальный закон.

Чем скорее он будет принят, тем лучше.