Купуй українське?

Понеділок, 18 лютого 2013, 17:01
За кордон з нашої родючої землі щорічно втікає 2,5 млрд дол за автомобілі, погіршуючи і без того жалюгідний зовнішньоторговельний баланс. Потрібно змусити покупця платити гривні за український товар. (Рос.)
Олександр Черевко, журналіст

На такой благодатной земле, как в Украине, по словам Николая Азарова, даже мандарины должны родить! А уж об автомобилях и говорить нечего.

Ведь если мандарины нужно сначала хотя бы посадить, то автозаводы - вот они, простаивают без заказов.

Всего-то и надобно, что заставить потребителя "купити українське", ведь мощности для производства 600 тыс автомобилей наличествуют.

Тут, правда, возникает несколько проблем.

Первая касается именно "купити".

Объемы продаж, как и налоговые поступления, в предыдущие годы обеспечивали автомобили именно из доступного сегмента, но в январе 2013 года рынок новых легковых автомобилей опять "просел" на 18%. У людей нет денег на "хотелки".

Вот и примеряет желтую майку лидера в нынешней экономической ситуации китайский Geely, продающий свой СК по "китайской цене" - 8 тыс долл.

А вот родной ЗАЗ, которому не нужно доставлять машины морем, предлагает свой товар дороже. Стоит ли удивляться, что в январе он потерял 30% рынка?

По поводу "українське". Итоги продаж на украинском рынке для украинских же производителей машин крайне неутешительны. ЗАЗ записал в свой актив 17 469 автомобилей, "Шкода" - 13 021, "Богдан" - 2 069.

КрАСЗ путается в показаниях, так как часть машин собирал, а часть завозил полностью укомплектованными. Из-за чего имел проблемы с партнерами из Поднебесной и едва не лишился контракта на сборку автомобилей. Суть в том, что рынок уменьшился вообще, и для нашего производителя в том числе.

Может, работать на экспорт? Главным рынком для ЗАЗ и "Богдана" остается Россия. Вот где фейерверк, стремительный рост и превышение докризисного показателя продаж.

За 2012 год в России продано 2 759 тыс новых легковых автомобилей. Кстати, население РФ лишь в три раза больше украинского, а вот годовые продажи разнятся в одиннадцать раз!

В России наиболее востребованными остаются недорогие авто класса ВАЗ-2115 либо "Лада Гранта". В этот же сегмент пришли и мировые автогранды, понастроившие своих автозаводов. Суммарная доля рынка для таких машин - 36,8% или 1 млн автомобилей.

Однако у попадающих в тот же класс ЗАЗа и "Богдана" дела и на таком растущем рынке идут не ахти. Продажи падают. И дело не только и не столько в утилизационном сборе, как говорят наши автопроизводители.

Сегодня продавцы украинских машин привлекают в автосалоны покупателей небывалыми скидками - до 20 тыс грн, но продажи все равно не растут.

Поставим себя на место рядового россиянина, тоже считающего деньги.

Фото kaspersky.com

Ведь он может за 260 тыс купить ВАЗ-2115, а если хочет чего-то более модного, то купит "Калину", цена - от 307 тыс руб.

Если же он захочет "иномарку", то альтернативой продукции "АвтоВАЗа" ЗАЗ, скорее всего, не станет. "Шанс" предлагается за 263 тыс, "Чери-бонус, аналог ЗАЗ "Форца", - за 333 тыс, а ЗАЗ "Вида" - вообще от 379 тыс руб.

Кроме цены, продавать машины мешает и политическая составляющая: украинцы собрались в Европу и не хотят платить за газ…

Если честно, то украинский ассортимент удовлетворяет лишь невзыскательные вкусы. В больших городах тянутся к брендовым товарам, а непритязательная публика из российской глубинки боится перебоев с поставкой запчастей.

Итак, правительство Украины имеет дело с очень трудной задачей.

За рубеж с нашей плодородной земли ежегодно уплывает 2,5 млрд долл за автомобили, ухудшая и без того плачевный внешнеторговый баланс. С другой стороны - пустующие мощности для производства вроде бы тех же "колес", десятки тысяч рабочих, выходящих на смену два раза в неделю.

Требуется заставить покупателя платить гривны за украинский товар. По словам Азарова, вопрос повышения пошлин слишком скользкий и ведет к торговой войне не только с ВТО, но и с Россией. Остается показать украинцу пряник, мимо которого он пройти просто не сможет. И он есть.

В недрах Кабмина зреет программа поддержки отечественного производителя. Судя по отрывочным сведениям, речь может идти о введении утилизационной премии за замену старого автомобиля на новый отечественного производства.

Рассматривается и вопрос предоставления дополнительных льгот по уплате налогов. Версию, что монета зависнет в воздухе - ЗАЗ и" Богдан" поставят на конвейер новый дешевый автомобиль - всерьез рассуждать не будем.

Такая программа могла бы иметь перспективу и результат. Одна беда: в казне на нее нет денег. Однако, судя по данным источников автора, работа в этом направлении продолжается: говорят о возможности проведения некоего взаимозачета между государством и производителями.

Беда в другом. Схожая программа в России дала эффект лишь на два-три года, а потом от традиционных моделей покупатель все равно отвернулся. Подобное неминуемо случится и у нас, а передышка и поддержка дадут лишь временный эффект. Стоит ли вообще тратиться?

Другое дело, что "Богдан" пытается выставить на продажу свой автозавод в Черкассах. Завод действительно современный и мог бы пригодиться, к примеру, корейским производителям, испытывающим дефицит с мощностями.

Однако корейцев пока не устраивает наш климат. Не тот, естественно, что за окном. Вот и получается, как в песне Высоцкого: "Ищу я выход из ворот, но нет его, есть только вход, и то не тот".

Фото УП