Міфи про мита на авто

Понеділок, 2 липня 2012, 12:21
Роблячи гучні заяви про динамічне зростання імпорту авто в Україну, заявник порівнює показники 2010-2011 років винятково з посткризовим 2009 роком. (Рос.)
Інна Полякова, юрист ЮФ "Андрій Селепей і партнери"

В начале июня новый министр экономики Петр Порошенко объявил, что Межведомственная комиссия внешней торговли решила повысить пошлины на импортные авто.

Именно таким результатом завершилось специальное расследование относительно импорта авто в Украину, которое стартовало летом 2011 года по обращению ассоциации "Укравтопром".

По словам министра, основанием для принятия такого решения является то, что в Украине на протяжении последних трех лет существенно сократилось производство автомобилей, в результате чего было потеряно более 12 тыс рабочих мест, резко возрастает часть продукции импортного производства.

Однако действительно ли национальный производитель так ущемлен?

О надлежащем заявителе.

Ассоциация "Укравтопром" не является непосредственно производителем авто, поэтому подача им заявления противоречит закону.

О национальных авто.

В заявлении нет доказательств, что ООО "ПО "КрАСЗ", ЗАО "ЗАЗ" и ЗАО "Еврокар", от имени которых ассоциация подала заявление, - национальные производители. Авто, собранные из импортных машинокомплектов, трудно назвать национальными.

О том, что товары являются сходными.

Несмотря на критерии подобия, определенные национальным антимонопольным законодательством и соглашением СОТ, ассоциация приравнивает национальные авто к импортным только на основании физических характеристик и соответствия международным стандартам.

При этом ассоциация игнорирует существенные технические, экологические, потребительские характеристики и цены розничной торговли, что не позволяет считать данные товары подобными и конкурирующими.

О резком увеличении продукции иностранного производства.

Делая громкие заявления о динамичном возрастании импорта авто в Украину, заявитель сравнивает показатели 2010-2011 годов исключительно с посткризисным 2009 годом, при этом игнорируя тот факт, что импорт авто в 2009 году упал на 73-83% в исследуемых категориях авто по сравнению с докризисным 2008 годом.

О сокращении производства национальных автомобилей.

Такой же обманчивый подсчет заявитель использовал и для отображения процента потребления национальных авто на внутреннем рынке. Ассоциация не учитывает, что по статистике упала динамика экспорта национальных авто, чем и могло быть вызвано сокращение производства национальных автомобилей.

Фото autocentre.ua

О беззащитности национального производителя.

На протяжении 15 лет отечественное машиностроение всегда пользовалось значительной поддержкой со стороны государства.

Это подтверждается законами "О стимулировании производства автомобилей в Украине" и "О развитии автомобильной промышленности". Производители получали субсидии и налоговые льготы в виде операционной помощи.

Закон "О списании задолженности ОАО "АвтоЗАЗ" также доказывает протекционистскую политику государства. Кроме того, ЗАО "Еврокар" с 1998 года пользуется преференциальным таможенным и налоговым режимами работы.

Более того, закон "О внесении изменений в некоторые законы с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом", вступивший в силу 7 марта 2009 года, дополнительно установил 13-процентную надбавку к ставкам ввозной пошлины на товары некритического импорта, которая продолжала действовать до 7 сентября 2009 года.

Таким образом, тяжело сказать, кто в этой ситуации незащищен, и чьи интересы защищала комиссия, принимая решение о введении пошлин на импортные авто.