Україна та антиреформи

П'ятниця, 12 листопада 2010, 11:04
Як Україна готується до Євро-2012 - це теж антиреформа. ФПГ будують аеропорти, стадіони та готелі, але дороги залишаються розбитими. І Україна, швидше, зникне з карти планети, але так і не прийме закон про концесії доріг. (Рос.)
Андрій Черніков, журналіст


Інновації в дії

Украина и реформы - вещи, друг с другом не связанные. Время от времени я провожу опрос коллег, друзей и тех господ, что при власти: вспомните хотя бы одну реформу в Украине, которая началась и успешно закончилась.

Никто не смог вспомнить ничего подобного. Но вот уже почти 20 лет Украину с разных сторон и подталкивают к проведению реформ, и заставляют их проводить, и двумя руками сдерживают. И, как это не странно, один из сдерживающий факторов - и во внешнем мире, и внутри страны.

Вот краткая история "реформ".

Леонид Кравчук, первый президент, был реформатором? Нет. Он был коммунистом, который получил в управление бывшую советскую республику. Когда все вокруг рушилось, реформ быть не могло в принципе. И Кравчук понятия не имел, что делать.

Леонид Кучма, второй президент, тоже не был реформатором. Первый свой срок он строил вертикаль власти под себя (чем, стоит отметить, стабилизировал ситуацию в стрене), второй срок - отбивался от обвинений в коррупции. Ему тоже было не до реформ.

Виктор Ющенко, третий президент, мог бы провести реформы, но поленился. Ничего, абсолютно ничего не было реформировано во время его правления - ни в сфере политики, ни в сфере экономики.

Виктор Янукович, четвертый президент, единственный из глав государства, кто пытается реформировать страну - во-первых, он вернул себе полномочия Кучмы, восстанавливает жесткую вертикаль власти под себя, во-вторых, подминает экономическую систему страны путем ужесточения фискальной политики и создания комфортных условий олигархии.

Ни один из президентов не был заинтересован в реформах, которые дадут толчок к развитию Украины - политическому, а главное - экономическому.

Парадоксально, но внешний мир - страны, союзы и крупные финансовые организации - призывает, настаивает, поощряет реформы, но ничего поделать не может, так как с одной стороны реформы в этой части мира кажутся невозможными, с другой - не выгодными этому миру.

Россия в Украине отстаивает свои интересы. Руководство РФ хочет украинскую газотранспортную систему, продавать газ, нефть, покупать украинские предприятия, оказывать влияние на руководство страны, но в реформах в традиционном понимании этого слова интереса нет. Ей бы самой реформироваться.

США говорят о реформах много. Но американские президенты посещают Киев за месяц до окончания своих полномочий в рамках тура по тем странам, где бывать было не обязательно. Американцев интересует демократия.

Но не вводить же войска в Украину? Не вешать же публично Януковича? При этом Штаты оказывают влияние на Украину и через другие организации.

МВФ, который был задуман более полувека назад для поддержания стабильности национальных валют, кредитует страны и диктует им, что делать. Причем никто никогда не знает наверняка, что, кроме выполнения некоторых макроэкономических рекомендаций, требует МВФ. Но все догадываются, что Фонд решает не только экономические, а еще и политические задачи.

Европейский союз - торговый партнер Украины. Из всех перечисленных выше, он, как мне кажется, хотел бы реформ для Украины больше всех. Но реформы, которые ЕС предлагает, в Украине принимаются к сведению и успешно игнорируются. Речь идет и о правах человека, и о экономической свободе внутри Украины.

Долгие переговоры о зоне свободной торговле между ЕС и Украиной показывают, что обе стороны - большие протекционисты своих интересов. В понимании ЕС реформы - это свободный допуск европейских товаров и услуг на рынок Украины, а Украина при нынешнем руководстве хотело бы того же, но разница в качестве товаров, качестве ведения бизнеса и качестве государственного регулирования тут несравнимы.

Поэтому ЕС и Украина стоят на границе и бодаются. Но Украина, которая якобы не передумала стать полноправным членом ЕС, так ничего для интеграции с Европой, по большому счету, не сделала. Главное для Украины - не обидеть своего олигарха и свои монополии.

На Украину давят со всех сторон. Но давление внутри страны не менее сильное. Все хотят удовлетворить свои интересы - украинский большой бизнес, имперская Россия, амбициозные США, докучливый МВФ, назидательный ЕС... И очень часто все они хотят разного.

Наша страна находится в жесткой финансовой зависимости от внешнего мира. За материальную поддержку ей приходится многим поступаться. Сильное сопротивление вмешательству из вне поддерживает иллюзию реформ, иллюзию желания эти реформы начать и довести до конца.

И вот в таком состоянии Украина и живет. Она до сих пор лавирует между всеми заинтересованными сторонами, но ходит по кругу. Реформ не было, нет и не похоже, что они будут, потому что Украина сама еще не решила, что же ей нужно.

Зато руководство знает, что оно хочет - и это не реформы в интересах 46-миллионой страны. Было бы иначе - мы об этом знали бы.

Но что мы точно знаем, так это об антиреформах.

Налоговый кодекс - это антиреформа, так как документ готовился не для развития, в частности, предпринимательства и занятости, а для скорейшего восполнения бюджетного дефицита.

Это, безусловно, важно, однако усилением налогового прессинга ничего добиться нельзя. "Азаровщина" - это худшая реформа, которая только может быть. И она уже привела к тому, что бизнес, особенно мелкий и средний дружно пошел в тень. Он уже одной ногой в тени.

Отмена политреформы - это антиреформа. Да, изменения Конституции в 2004 году не принесли результатов, наоборот, ситуация ухудшилась. Но украинцев забыли спросить, что они думают об отмене реформы, то ест об узурпации власти.

Изменения в системе правосудия - это антиреформа. Высший совет юстиции - яркое доказательство тому, что система справедливости в это стране не нужна, а нужна управляемая в узких интересах система принятия нужных решений.

Рефинансирование нескольких рухнувших во время кризиса банков за счет налогоплательщиков - это антиреформа, потому что таким образом финансовая система страны здоровее и надежнее не станет.

Руководство страны ничего не делает для усовершенствования системы гарантирования банковских вкладов, но щедро дает деньги владельцам пострадавших банков. О вкладчиках и речи нет. И разговоры о том, что необходимо кредитовать "реальный сектор" так и остаются разговорами. Кредит под 30% годовых - это безумие, а не реформа.

Наращивание внешнего и внутреннего долга - это антиреформа. Нынешнее правительство обвиняло предыдущее в том, что по кредитам МВФ будут расплачиваться наши дети, но, придя к власти, Кабмин одалживает все больше и больше.

То, как Украина готовится к Евро - 2012 - это тоже атниреформа. Крупные ФПГ строят аэропорты, стадионы и гостиницы, но дороги остаются разбитыми. Их ремонтируют, размазывая асфальт тонким слоем.

Ни о каком качестве и надежности вложений в дороги говорить не приходится. И Украина, скорее, исчезнет с карты планеты, но так и не примет закон о концессиях дорог.

Тут должен быть какой-то вывод, но он слишком очевиден.