Про значення смайликів для тлумачення політичних процесів

Понеділок, 14 січня 2008, 12:04
Якби наш народ щоразу робив великі очі у відповідь на всі повороти вітчизняної політики, то громадяни України вже мали б найбільші та найтренованіші очі у світі. Хто нині виграє боротьбу за власність, той назавтра забезпечить собі вирішальний ресурс.


Інновації в дії

"Я не считаю, что "всё правильно понимаю". Но я точно знаю, что другие понимают ещё неправильнее!"

(Из поста на форуме)

В нашей хитроумной политике не хватает, для полного кайфа, одной лаконической детали - чего-то вроде смайликов. Это я к тому, что многие документы, речи и новости принимались бы публикой живее, если бы сопровождались умильными, злобными или грустными рожицами. Вроде "заметок на полях", благодаря которым политэкономический официоз сразу достигал бы умов и сердец заинтересованного народа. Простой пример: "Новый глава Фонда госимущества (смайлик – радостная улыбка) разберётся (страшный смайл с топором) с вопросом об уменьшении доли государства в Никопольском ферросплавном заводе в пять раз (очень большие глаза)". И даже самый непосвященный читатель легко догадывается, что правительство уже готово порадовать страну новым назначением на место смотрящего за госимуществом, причем в связи с этой радостью ожидаются юридические, политические и прочие сугубо подковёрные баталии. Исход этих баталий (причём любой) обещает сильно удивить публику. Остальное – несущественные детали вроде проведённой на НЗФ допэмиссии акций, с помощью которой контрольный госпакет легко и непринуждённо превратился в долю миноритарного акционера. Смайлик "ну очень большие глаза" вполне подойдет и в качестве ответа на вопрос: почему имея (вроде как) контрольный пакет, государство (вроде бы) допустило подобную эмиссию? Но это – к слову. Ведь если бы наш народ каждый раз делал большие глаза в ответ на все повороты отечественной политики, у граждан Украины давно бы были самые большие и натренированные в мире глаза…

Поэтому предлагаю вдумчивому читателю расставлять смайлики на свой вкус, страх и риск, что в политике, что в этом скромном тексте, и возвращаюсь к главной политической теме. К приватизации, которая "на входе" - вроде бы сложная экономика, но "на выходе" - простая политика. Причём простая до воя: кто нынче выиграет борьбу за собственность, тот назавтра обеспечит себе решающий ресурс – и послезавтра получит прочную власть. Поскольку президент и бывшее правительство уже сделали в этом направлении всё, что могли (но не всё, чего хотели), в центре нашего внимания будет супер-ньюсмейкер сезона – Кабинет Юлии Тимошенко.

Согласитесь, что для радикального передела собственности, в быту именуемого для удобства приватизацией, одних только юридических, формальных поводов никак не достаточно. То есть провести приватизацию (или реприватизацию – не вижу особой разницы) в желательном направлении можно. Примеров как подобной приватизации, так и её "желательных направлений" хоть отбавляй. Но при этом ведь нет никакой гарантии, что следующая власть смирится с таким раскладом собственности. И за этими примерами тоже далеко ходить не надо. Что же делать тому, кто намерен распределить собственность всерьёз, надолго и… справедливо? Ладно, пусть будет – справедливо, я не против. Так вот, для "всерьёз и надолго" надо получить одобрение общества. Заказ избирателя. Волю народа. "Броню", как говаривал Филипп Филиппович. И правительство Юлии Владимировны логично и последовательно работает в этом направлении.

Работа, собственно, началась ещё во время предвыборной кампании, когда Леди Ю ошарашила – не только противников, но и сторонников – знаменитым обещанием возврата непоправимо сгоревших в Сбербанке СССР вкладов населения. (Вот тут самое место для роскошного смайла…) Вашего автора уже в ту пору "терзали смутные сомненья" в том, что эта инициатива – всего лишь игра ума, сильно утомлённого избирательным процессом, или, скажем, плод пресловутого популизма. Потому что уже тогда имела хождение идея о возврате вкладов за счёт доходов от справедливой приватизации, а заодно – за счёт вывода из тени обильных финансовых потоков. Чтобы население (или какая-то его часть) уразумело наконец, зачем ему приватизация. Ведь и в самом деле – обычному гражданину в принципе всё равно, кто нынче хозяин "свечного заводика" - господин Н. или пан М. Обычный гражданин особой пользы для себя от перестановки этих слагаемых не видит. Другое дело – когда поводом к пересмотру прав собственности становится восстановление справедливости. Пусть эта справедливость пока что исчисляется тысячей гривен на брата. Важен принцип.

И сам себя навеки закопает тот политик, который посмеет оспорить тезис: деньги ограбленному населению должны вернуть те, кто присвоил заводы и фабрики, нажитые непосильным трудом. Логика железная. Своеобразная, спору нет, но – железная. Тут Юлия Владимировна – в который уж раз – чётко выполняет установки президента нашего, Виктора Ющенко. Сказал ведь президент: "богатые поделятся с бедными", ну так вот вам – процесс деления пошел. Какие возражения?

Президент наш, он вообще – голова. Давеча велел правительству бороться с инфляцией. Кто бы мог подумать, что с инфляцией надо бороться, если бы не своевременные указания главы государства? В полномочиях которого, строго между нами, нет ни слова о вмешательстве в экономическую политику правительства, но это – привычные мелочи. Сейчас Закон о Кабмине введут в правильное русло, и история с распоряжением президента о создании комиссии по Нафтогазу покажется сущей ерундой. Как, читатель, вы не знакомы с этой историей? Не может быть – во всех новостных лентах зафиксировано: президент только-только распорядился, а Кабмин отрапортовал о создании указанной комиссии – через 30 минут после судьбоносного распоряжения. Потому, что занимался этим уже две недели. Ну, так главное ведь – вовремя распорядиться, не так ли?.. Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, правительство имеет роскошный повод для любых манёвров на поле собственности. А так же, заметим, неплохие возможности корректировки бюджета и некоторых налоговых норм. В принципе, это можно только приветствовать – если учесть неприятности с инфляцией и угрожающие внешние факторы. Сейчас, несмотря на кадровые подарки и прочие своевременные мысли президента, у правительства Тимошенко практически нет политических оппонентов. Только и исключительно – не допущенная к власти разнообразная и многочисленная "оппозиция". Самое время получить ответ на вопрос: мы будем ломать старую, зашедшую в тупик "стабильности" систему, которая в принципе уже не способна к развитию? Будем ли строить новую? Или – только ломать, пока, простите за вульгаризм, что-то "с этого обламывается"? Я почему спрашиваю – потому, что ведь понятно, что будут пострадавшие. От новых правил, от любых экономических решений, всегда кто-то страдает. Как правило, не абстрактные (или даже конкретные) олигархи, которые по большому счёту никому не интересны, а вполне многочисленные граждане. Которые, к своему огромному счастью, не стоят нынче в очередях под Ощадбанком. Надо бы и им какую-никакую мотивацию создать. Поскольку, пока правительство страстно и настойчиво борется с "кланами", "олигархами" и инфляцией, вся тяжесть ожидаемых перемен давит на среднего бизнесмена Сережу или мелкого предпринимателя Сашу. А уж как она, голубушка, давит на небизнесменов – вообще не передать… (смайл, ясное дело).

Поэтому хотелось бы не только глобальных обещаний справедливого и, без сомнений, светлого будущего, но и чуток конкретики. Например. Вот, скажем, та же инфляция в размере 16,6% (и без округлений, пожалуйста). А вот, смотрите: дорожная карта правительства по её снижению. Какие меры (и почему – именно такие меры) приняты, в чём состоят плюсы и неизбежные минусы этих мер. Какой результат может быть получен к концу квартала? Полугодия? Года? С цифрами и выкладками, можно даже с диаграммами (но в разумных пределах). Потому что один раз задействовав "заказ народа" для ломки старой системы, неизбежно придётся считаться с заказом народа по построению новой. Тогда и необходимость в смайликах для понимания текущей политики отпадёт. Останется одно понимание =)))))))