Шлях "камікадзе": злети і падіння Яценюка

Вівторок, 12 квітня 2016, 13:40 -
ЕП нагадує, чим запам'ятався 18-й прем'єр-міністр України і чому він не впорався. (Рос.)

Отставка Арсения Яценюка, о которой он сообщил вечером 10 апреля, не стала ни для кого неожиданностью.

Разговоры о смене премьер-министра продолжаются уже несколько месяцев.

Это должно было произойти еще в середине декабря, но всех убеждали, что нельзя терять темп реформ, что перемены в правительстве и тем более новые парламентские выборы "заморозят" ситуацию минимум на три месяца.

Надо отдать должное Яценюку - он продержался в кресле премьера дольше, чем это было возможно в такой ситуации.

Его "отправляли в отставку" не менее трех раз, и в каждом таком случае скептики оказывались неправыми. Впрочем, и на Банковой, и на Грушевского понимали, что это лишь отсрочка приговора.

В итоге вместо снятия с должности за неуспеваемость президент позволил премьеру уйти с гордо поднятой головой. Под аккомпанемент "договорняков" и очередного дележа министерских портфелей, в котором "Народный фронт" может претендовать на немалую квоту.

На посту главы Кабмина Яценюк смог продержаться более двух лет. В февраля 2014 года, когда формировалось первое постреволюционное правительство, он заявил, что это будет Кабмин "политических камикадзе". Самым "живучим" в этой команде "смертников" оказался именно Яценюк.

ЭП решила напомнить, какими поступками запомнился 18-й премьер-министр Украины и где он был "камикадзе", а где - не очень.

Полный МВФ

Яценюк часто говорил, что в кризисные годы Украина может рассчитывать не на инвесторов, а на международные финансовые организации, в первую очередь - на Международный валютный фонд.

Открытая МВФ в марте 2015 года четырехлетняя программа EFF для Украины общим объемом 12,348 млрд SDR (около 17 млрд долл) первоначально предполагала проведение ежеквартального обзора программы, выделение Киеву в 2015 году четырех траншей, в 2016 году - еще четырех.

Фонд выдает Украине кредит только при выполнении правительством ряда условий, направленных на улучшение микроэкономических показателей.

"В 2015 году мы не ждем частных инвесторов. 2015 год - это инвестиции международных финансовых организаций. Они первопроходцы и гаранты выполнения реформ для частных инвесторов", - заявлял Яценюк.

С главой МВФ Кристин Лагард. Фото yatsenyuk.org.ua

Из-за политического кризиса, который начался в феврале, после того, как Верховная Рада не смогла отправить в отставку правительство Яценюка, выплата траншей от МВФ прекратилась.

К настоящему времени страна получила лишь первый транш на 5 млрд долл и второй - на 1,7 млрд долл.

Приватизация

В Украине почти две тысячи государственных предприятий. Большинство из них - головная боль для правительства из-за их убыточности.

Проевропейские политики и эксперты не раз заявляли, что такое количество ГП государству ни к чему. Достаточно оставить самые крупные и стратегически важные, а остальные - продать.

В связи с этим дать зеленый свет приватизации части ГП было одной из основных задач Яценюка и его правительства.

О том, что страну ждет масштабная приватизация, Яценюк объявил еще летом 2014 года. Однако приватизация постоянно тормозилась - как по вине Кабмина, так и по вине Верховной Рады: за нее не проголосовали ни в 2014 году, ни в 2015 году.

Шаг к энергетической независимости

Одна из целей Яценюка - энергонезависимость Украины. По словам премьера, чтобы добиться этого, нужно десять лет.

Отказ от газовых поставок из России - основная задача, которую ставил перед собой премьер еще в 2014 году. Благодаря реверсным поставкам газа из Словакии, Польши и Венгрии Украина впервые смогла перезимовать без закупок российского газа.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время церемонии открытия газопровода Вояны-Ужгород. Фото Reuters

В 2015 году Украина удвоила импорт газа из Европы по сравнению с 2014 годом до 10,3 млрд куб м, сократив его закупку из России в 2,3 раза до 6,1 млрд куб м с 14,5 млрд куб м годом ранее, что является историческим минимумом.

При этом запланированные на 2016 год 11-13 млрд куб м Украина надеется купить снова через Европу.

Кроме этого, правительство начало выделять деньги на программу энергоэффективности, призванную сократить потребление газа. Например, на 2016 год запланированы расходы на 894 млн грн.

Повышение тарифов

Истинным поступком "камикадзе" считается повышение цен на коммунальные тарифы в несколько раз, за которое мало кто из простых граждан готов сказать Арсению Яценюку "спасибо".

Тем не менее, повышение цен на коммунальные тарифы было осуществлено не только ради получения кредитов от Международного валютного фонда.

Еще два года назад тарифы на газ в Украине были самыми низкими в Европе. Даже ниже, чем в России.

Низкие тарифы, и тарифы, не обеспечивающие себестоимость услуг, которые покрываются за счет государства, "убивали" энергетическую отрасль. Нерыночная цена на газ была причиной постоянных долгов и отсутствия инвестиций.

К тому же, низкие тарифы не стимулируют к экономному потреблению газа и электроэнергии. Заниженная цена развращает потребителей. Население думает, что газ дешевый, значит, его можно не экономить. А чем больше газа Украина расходует, тем сильнее зависит от импортного газа, за который надо платить валютой.

Одни только рыночные тарифы не спасут страну от газовой зависимости, но это шаг в правильном направлении. Рост тарифов происходит поэтапно и на данный момент не является окончательным.

Чтобы избежать социального взрыва, правительство предусмотрело субсидии - прямую финансовую помощь от государства.

Стена

3 сентября 2014 года на заседании Кабмина Яценюк заявил, что власти Украины начинают строить на границе с Россией защитное сооружение "Стена". Сам премьер называл проект "Европейским валом".

При помощи "Стены" планировалось остановить нелегальную миграцию, контрабанду, проникновение диверсионных групп, перемещение оружия и радиоактивных материалов.

Предполагалось, что вдоль границы с РФ будет натянута сетка "рабица" с земляными валами вокруг нее. Также планировалось, что проект будет реализован за три года и будет стоить 8,4 млрд грн. Спустя какое-то время цена проекта была снижена в два раза.

Всего на строительство стены было потрачено 235 млн грн в 2014 году и 400 млн грн - в 2015 году.

Фото uatoday.tv

Согласно последним заявлениям главы Государственной пограничной службы Виктора Назаренко, сейчас проект трансформируют. Вместо боевых заграждений планируется создание "интеллектуальной границы" с элементами задач боевой охраны.

Смысл в том, что это будет не просто земляной вал и забор, который по словам пограничников можно легко обойти, а граница с системами наблюдения, выявления и поражения целей.

Несмотря на заявления о прекращении строительства, которые периодически мелькают в СМИ, работа над объектом продолжается.

Дело Мартыненко

В то время как премьер рассказывал о борьбе с коррупцией, депутаты из "Народного фронта", близкие к Яценюку, "сидели" на коррупционных схемах.

Соратник премьера Николай Мартыненко 22 декабря со скандалом лишился своего мандата.

Как сообщил народный депутат из фракции БПП Сергей Лещенко, швейцарские правоохранители уже почти два года расследуют дело против Мартыненко по подозрению во взяточничестве и отмывании денег. В Чехии в отношении Мартыненко ведется расследование по тому же эпизоду, что и в Швейцарии.

Если правоохранителям удастся доказать вину политика, ему грозит тюремное заключение сроком на пять лет.

После ряда публикаций и обвинений 20 ноября Мартыненко заявил, что слагает мандат и отказывается от депутатского иммунитета.

Фото УНИАН

Собеседники "Украинской правды" в энергетической отрасли говорили о Мартыненко как о "сером кардинале" власти, который влияет на работу важнейших государственных предприятий в стране. В их числе участники рынка и чиновники называли "Энергоатом", "Укргазвидобування", "Укртрансгаз", Одесский припортовый завод.

Медленный ход реформ

От Яценюка ожидали проведения серии важных и фундаментальных реформ, которые позволили бы стране развиваться.

Хотя Кабмин под руководством Яценюка сделал немало хорошего, большинство необходимых реформаторских законов выходили словно "из-под палки".

При этом нельзя сказать, что отсутствие важных реформ - это полностью вина Яценюка и правительства. Тормозить реформаторский процесс ему помогал и парламент, не голосуя за действительно важные законопроекты.

Все это привело к тому, что в феврале 2016 года, во время отчета правительства, парламент признал его деятельность за год неудовлетворительной, однако не смог отправить Яценюка с командой в отставку.

В результате страна стала свидетелем очередного политического кризиса.