УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ТЯЖЕЛОЕ БРЕМЯ ИЛИ РОЯЛЬ В КУСТАХ

Середа, 15 вересня 2010
На сегодняшний день в Украине работает более 200 угле¬добывающих предприятий. Большая часть из них находятся в государ¬¬ственной собственности и являются убыточными...


Ідеї, які змінюють міста

Текущее состояние
На сегодняшний день в Украине работает более 200 угле¬добывающих предприятий. Большая часть из них находятся в государ¬¬ственной собственности и являются убыточными.
За годы независимости Украины неоднократно принимались программы реформирования отрасли:
1992г. – "Программа развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов до 2005 года";
1996г. – Указ Президента Украины "О структурной перестройке угольной промышленности";
1997г. – Государственная программа закрытия неперспективных шахт;
2001г. – Программа «Украинский уголь», направленная на рост добычи угля (до 110,3 млн.т), увеличение производительности труда и уменьшение себестоимости при одновременном сокращении количества работающих шахт до 153 единиц.
2003г. – Порядок господдержки угледобывающих предприятий за счет средств госбюджета (дотации должны были позволить снизить себестоимость и повысить производительности труда).
Уже в следующем 2004 году стало ясно, что поставленные ранее планы невыполнимы. Добыча угля оказалась ниже предусмотренной на 30%, себестоимость и цена поднялись на 87,6% и 80% соответственно, а убытки возросли в три раза.
2005г. – «Концепция развития угольной промышленности». Планировалось повышение объемов добычи (в 2010 г. - до 90,9 млн. т, в 2015 г. - до 96,5 млн. т, в 2030 г. - до 112 млн. т); активизация приватизации угольных предприятий, урегулирование вопросов обеспечения энергетической безопасности, охраны труда и рационального использования недр; усовершенствование управления отраслью и другие меры.
2008г. - "Концепция реформирования угольной промышленности", базирующаяся на принципах принятых ранее документов, в том числе и концепции 2005 г. В ней еще раз сделан упор на приватизацию шахт, осуществить которую оказалось ранее невозможно главным образом из-за отсутствия законодательного решения проблемных вопросов, связанных с принципами передачи убыточных шахт в частные руки
Если в целом оценить деятельность государства по реорганизации отрасли, то можно смело заявить, что оно лишь частично справилось с задачей закрытия «неперспективных шахт». При этом процесс ликвидации сопровождался обострениями в социальной сфере и ухудшением экологической ситуации в регионах.
Нерешенным вопросом долгое время оставался порядок ценообразования на продукцию угледобывающих предприятий. Очень кратко и ярко по этому поводу выразился Ефим Звягильский в одном из своих интервью: «В Украине формирование цен на угольную продукцию законодательно не урегулировано, а подзаконные акты, как отмечалось в решении СНБО (август 2008 г.), часто лишь ухудшают ситуацию. Так случилось, когда по рекомендациям Меморандума взаимопонимания между Кабинетом Министров и предприятиями горно-металлургического комплекса (ноябрь 2008 г.) цены на угольную продукцию стали устанавливать исходя из уровня цены квадратной заготовки украинского производства на внешнем рынке. Абсурдность такого подхода очевидна. (Его можно сравнить с установлением цены на товарную пшеницу исходя из цены бубликов!)». В настоящее время ситуация на рынке энергетического угля продолжает оставаться сложной. Министерство обязало энергогенерирующие компании (основной потребитель) закупать сырье исключительно у госпредприятий, при этом установленные цены не покрывают себестоимости затрат по добыче угле для шахт.
Сложной проблемой отрасли является сокращение численности квалифицированного персонала. В период 2007-2009гг. отток составил 17 тыс. человек. Повысился средний возраст работников: на подземных работах пенсионеры составляют 46,2%, а на поверхности - 30,8%. Причина понятна - молодежь не желает пополнять шахтерские ряды.

Угольная промышленность продолжает оставаться дотационной, причем субсидирование отрасли растет с каждым годом. В 2009 году сумма дотаций составила более 10,5 млрд. грн. При этом на модернизацию и замену оборудования, открытие новых лав на государственных шахтах потрачено лишь 700 млн.грн. поскольку основная часть средств потрачена на выплату зарплат персоналу. Это притом, что в настоящее время около 70% оборудования отечественных угледобывающих компаний отработало свой срок службы и требует замены. В Украине 80% шахт являются аварийными и нуждаются в немедленной модернизации.
В 2009 году в стране добыто в 2,25 раза меньше угля, чем 20 лет назад (1989г. – 170,2 млн.т). Добыча энергетического угля в 2009 году составила 46,7 млн.т, из них только 29,3 млн.т (62,7%) предприятиями Минуглепрома. Коксующегося угля добыто 25,5 млн.т, из них 9,1 млн.т (35,7%) госпредприятиями. Вцелом по данным Министерства угольной промышленности в 2009 году около 53,1% (38,4 млн.т) от всего добытого в стране угля было осуществлено предприятиями, которые курирует профильное министерство.
Второе место сохраняет компания ДТЭК: входящие в ее состав шахты «Комсомолец Донбасса» и «Павлоградуголь» в прошлом году добыли 17,6 млн.т угля или 24,4% от общей добычи в стране. ДТЭК создана в 2005 году для управления энергетическими активами группы “Систем Кэпитал Менеджмент” Рината Ахметова. Корпорации делегированы функции по стратегическому управлению предприятиями группы, составляющими вертикально интегрированную цепочку по добыче и обогащению угля, производству и реализации электроэнергии.
Замыкает тройку лидеров по объему добычи шахта «Красноармейская-Западная №1», подконтрольная концерну «Энерго» Виктора Нусенкиса. Шахта является крупнейшим угледобывающим предприятием в Украине. В настоящий момент ее производственные мощности позволяют добывать более 6 млн.т коксующегося угля в год. В 2009 году добыча составила 5,5 млн.т или 7,6% в общем объеме добычи. Концерн проводит постоянную работу по модернизации и развитию предприятия.

Перспективы отрасли
В Минуглепроме активно занимаются поиском финансирования для модернизации отрасли: между министерством и российским банком ВТБ в данный момент проводятся переговоры на выделение долгосрочного кредита в $150 млн. Средства будут потрачены на закупку нового оборудования и открытия новых лав на государственных шахтах. Также к концу года вероятно заключение договора с «Китайским народным банком развития» по предоставлению значительных инвестиций для реформировании отрасли сроком от 5 до 25 лет.
Финансирование на государственные предприятия привлекается и другими путями.
Первопроходцем на пути нестандартной кооперации между частными и госкомпаниями выступил ДТЭК. В июле 2010 года холдинг подписал инвестиционные договора по финансированию 500 млн.грн. в государственные предприятия “Ровенькиантрацит” и “Свердловантрацит”. Такое партнерство выгодно обеим сторонам: ДТЭК получил доступ к добываемым на шахте углям антрацитовых марок для обеспечения потребностей своих энергогенерирующих предприятий, а полученные инвестиции государственные компании используют для технического переоснащения. В планах «Свердловантрацита» и «Ровенькиантрацита» с помощью освоения полученных средств увеличить общую годовую добычу угля на 3 млн.т до 2014 года.
И все-таки этого финансирования будет явно недостаточно для возобновления активного роста в отрасли. Выход – приватизация.
С начала 90-х годов в Украине приватизированы или находятся в долгосрочной аренде 17 угольных предприятий. По сравнению с государственными у них лучшее финансовое состояние, выше средние заработные платы. На таких предприятиях гораздо быстрее обновляются и модернизируются производственные мощности и открываются новые лавы.

Украина уже имеет опыт продажи своих активов и нерезидентам: объектами приватизации тогда выступали предприятия металлургической отрасли и машиностроения. В сложившейся мировой экономической ситуации наиболее вероятным претендентом на покупку горнодобывающих активов Украины может выступить Китай. Ключевым фактором здесь является рост активности Китая по обеспечению своей металлургической отрасли сырьем. В минувшем году КНР потратил на приобретение активов в сырьевой сфере, в т.ч. в секторе руды и угля, рекордные $32 млрд.

Правда есть и объективные сложности: агрессивная государственная протекционистская политика в отношении своих компаний, падение цен на уголь в связи с мировым экономическим кризисом крайне негативно повлияли на инвестиционную привлекательность отечественных предприятий и продать их сейчас по «докризисной» цене не удастся – это факт.

На Западе в условиях развитого фондового рынка хорошим индикатором для определения стоимости компании является биржевая цена акций. Разумеется, окончательная стоимость приобретения зависит от размеров продаваемого пакета акций и определяется в процессе переговоров. Для Украины такой подход будет сложно применить: на фондовом рынке торгуются акции лишь двух угледобывающих компаний шахты «Красноармейская-Западная №1» и шахты «Комсомолец Донбасса», которые уже находятся в руках частных собственников. При этом анализ результатов торгов по данным компаниям позволяет создать представление о возможной стоимости схожих (в отраслевом плане) предприятий.
Рассмотрим динамику биржевой стоимости акций шахты «Красноармейская-Западная №1», как наиболее ликвидных на фондовом рынке среди угольных предприятияй.

В докризисный период стоимость акций шахты «Красноармейская-Западная №1» достигала 15,00 грн. за акцию. С конца января 2008 года негативное влияние кризиса на мировых финансовых рынках привело к резкому снижению стоимости акций более чем в 24 раза до 0,62 грн. в марте 2009г. В преддверие восстановления экономики фондовый рынок показал активный рост, в связи с чем акции компании подросли в первом квартале 2010г. до 8,19 грн/акц. Второй квартал 2010 года принес в ряды инвесторов неуверенность в быстром восстановлении мировой экономики – и фондовый рынок стал снижаться: акции шахты упали на 37,1%% до 5,10 грн/акц.
Итак, если переносить рыночную динамику стоимости акций на потенциальную стоимость приватизируемых угольных предприятий следует отметить, что в данный момент компании отрасли еще далеки от своих цен образца 2007 года (биржевые цены акций шахт в три раза ниже докризисных значений). Из-за этого продажа госпредприятий менее выгодна с точки зрения наполнения бюджета страны, чем ранее. При этом сокращение числа государственных шахт позволит значительно разгрузить расходную часть госбюджета и снизит его дефицит. С другой стороны, на фоне общего восстановления мировой экономики для потенциального инвестора именно сейчас складывается благоприятное время для покупки активов.

При этом не стоит забывать, что угольная отрасль – одна из стратегических для Украины благодаря тому, что уголь собственного производства составляет львиную долю в объемах поставок на отечественные энергогенерирующие и коксохимические предприятия. Поэтому благополучие угольщиков – это составная часть и энергетической безопасности Украины, и экспортного потенциала металлургов (экспорт металлургической продукции обеспечивает до 40% общей валютной выручки в стране). Как неразумная приватизация, так и отсутствие финансирования на модернизацию предприятий могут негативно сказаться на экономике всего государства.