Трамп проти Amazon: яке майбутнє в електронної комерції?

Вівторок, 16 жовтня 2018, 16:54
Президент США критикує Amazon за те, що вона забирає робочі місця у традиційного бізнесу, але цю тенденцію уже не зупинити. (рос)
керівник консалтингової компанії Karyzhsky Communications


Просто про податки

Крупнейший онлайн-ритейлер Amazon покоряет сердца и кошельки американских покупателей своей простотой и удобствами.

Президент США Дональд Трамп критикует Amazon за то, что она забирает рабочие места у традиционного бизнеса, а компания Microsoft внедряет в традиционную торговлю технологию дополненной реальности.

За кем же будет стоять рынок и какое будущее у электронной коммерции?

В наше время все заметнее возрастающее влияние технологических компаний на рынок и экономику. Инновационные компании создают новый порядок в бизнесе, в котором самым ценным ресурсом больше не является традиционное сырье.

Компания Amazon появилась на рынке в 1995 году как книжный магазин, но вскоре ей удалось изменить то, как люди делают свои покупки. Следом за Apple компания перешагнула отметку капитализации 1 трлн долл. Amazon играет большую роль в электронной торговле, занимая в ней в июле 2018 года 49%.

Такой успех связан с тем, что все больше людей выбирают для приобретения товаров экраны своих смартфонов вместо изнурительных походов по магазинам.

Выбор покупателей объясняется просто. Онлайн-ритейлеры предоставляют клиенту огромный выбор товаров, низкие цены, быструю доставку, возможность делать покупки в любое время и в любом месте, персонализированный подход.

Традиционный бизнес начинает уступать онлайн-магазинам. Выходит, что за обогащением онлайн-ритейлера и облегчением осуществления покупок стоит потеря прибыли традиционного бизнеса? Именно это и пытается донести президент США Дональд Трамп, критикуя технические компании.

"Amazon вредит розничным торговцам, которые платят налоги. Американские города и штаты пострадают — много рабочих мест будет утеряно", — пишет Трамп в своем сообщении в Твиттере. Вот что он имеет ввиду.

Выставляя себя защитником традиционного бизнеса, Трамп обвиняет Amazon в выведении розничных торговцев из бизнеса, а также в неуплате налогов. Очевидно, что Amazon уплачивает налоги, но в американском налоговом кодексе есть лазейка, на которую традиционный бизнес жалуется давно.

Эти нормы позволяют Amazon и другим онлайн-магазинам не включать НДС в стоимость своих товаров для покупателей из штата, где их компании не представлены. Из такого несправедливого пробела в законодательстве извлекают пользу онлайн-ритейлеры, у которых нет офисов или их очень мало.

Следовательно, и налогов они платят меньше, чем традиционный бизнес.

Некоторые эксперты верят, что администрация Трампа сумеет запустить против Amazon и остальных онлайн-ритейлеров антитрестовую процедуру. Однако эти действия, скорее всего, просто замедлят тенденцию, но не остановят ее.

Конечно же, все негативно настроенные к Трампу СМИ аргументируют критику президента личной неприязнью к Джеффри Безосу, основателю Amazon. Однако мы можем понять причины президентской критики.

Кроме того, стало известно, что компания Microsoft заинтересовалась идеей магазинов без кассиров. Компания не планирует разрабатывать торговую сеть. Скорее всего, она разработает технологию робомагазина для ритейлеров.

Microsoft может стать для ритейлеров важным союзником в борьбе с вторгающейся в офлайн-торговлю Amazon. Для самой Microsoft это станет еще одним фронтом конкурентного противостояния с компанией Безоcа.

Смогут ли онлайн-ритейлеры полностью вытеснить традиционных ритейлеров? Скорее, электронная коммерция будет развиваться параллельно с традиционной коммерцией. Однако обычной розничной торговле придется пересматривать понятия ведения бизнеса, учитывая развивающийся рынок онлайн-бизнеса.

Примером является успешная сеть магазинов Trader Joe's. Вместо предоставления полок для чужих товаров сеть сама закупает продукцию у поставщиков по всему миру, снижая конечную розничную цену. Сеть подбирает ассортимент, как бы говоря: "Мы знаем, что вам лучше всего купить". Вся продукция ее магазинов — самая свежая, включая мясо и рыбу.

Конечно, у электронной коммерции меньше рисков, чем у обычных магазинов, но при этом есть свои недостатки. На электронных сайтах продукцию нельзя увидеть вживую, убедиться в свежести продуктов, померять одежду, убедиться в качестве. Очень часто выставленных на сайте товаров у онлайн-ритейлеров нет.

Поэтому электронная и традиционная коммерция будут не только параллельно существовать, но и объединяться. Технологическим решением для их слияния может стать технология дополненной реальности — augmented reality.

Вполне вероятно, что через несколько лет в магазинах на посетителей будут надевать очки дополненной реальности, в которых они смогут выбрать бутылку вина где-нибудь в Провансе, физически находясь в своем городе.

Пример дополненной реальности уже сейчас — это Microsoft. Она работает над компьютерной системой, которая отслеживает покупателей, отмечает, что те кладут в свои корзины и тележки, после чего подсчитывает цену купленного.

Успех электронной коммерции в том, что она развивается и при неблагоприятном бизнес-климате. Зачастую онлайн-ритейлеры занимают узкую нишу. Принцип такой: "Сделай продукт, без которого не обойдется миллион человек каждый день". Если украинские стартапы будут его применять, они достигнут успехов.