Усі бачать все, або Що насправді видно у ProZorro

Середа, 1 серпня 2018, 10:30
Прозорість системи закупівель іноді лякає учасників, оскільки не всі розуміють, яка інформація доступна іншим користувачам. Нижче — кілька важливих позицій. (рос)
керівник бізнес-напряму EVO (майданчик Zakupki.Prom.ua та онлайн-сервіс "Вчасно")


Інновації в дії

Прозрачность стала одним из главных принципов, на которых два года назад была построена работа электронной системы закупок.

Максимальная открытость и честная конкуренция в ProZorro позволили государству экономить деньги, а бизнесу — выгодно продавать.

Только за 2018 год (данные по конкурентным закупкам) было совершено более 120 тыс. электронных закупок, ожидаемая стоимость которых превышает 145 млрд грн.

Бизнес заключил контрактов с государством на более чем 130 млрд грн.

Однако прозрачность системы иногда пугает участников, поскольку не все понимают, какая именно информация в ProZorro доступна другим пользователям.

Например, поставщик не решился задать уточняющий вопрос заказчику, неправильно оформил документацию, и его предложение отклонили. Он боялся, что организатор тендера увидит, от кого вопрос, и это повлияет на результат.

Нередки случаи, когда участник не успел подать предложение, потому что ждал до последнего, чтобы к нему раньше времени не получили доступ конкуренты и заказчик. В результате часть документации не успела загрузиться в систему.

Таких ошибок можно легко избежать, если четко знать, какая информация видна в системе. Заказчики не видят, с какой площадки подано предложение. Не все заказчики и поставщики знают об этом, особенно новички.

Некоторые считают, что больше шансов имеют участники, подавшие предложение с площадки, где была объявлена закупка. Это не так. Вся информация о закупках хранится только в центральной базе данных — ЦБД — ProZorro, к которой подключены все аккредитованные площадки.

Для заказчиков данные о том, с какой площадки подано предложение, недоступны. Соответственно, никакой взаимосвязи между площадкой, на которой работает участник, и выбором победителя нет.

Поданные документы недоступны для заказчика до конца срока приема предложений. Эта информация также хранится в ЦБД ProZorro. То есть поставщики подают свои предложения на площадках, а те отправляют их в ЦБД.

До окончания приема предложений никто, кроме автора предложения, не видит документы. Участник, который их загрузил, при необходимости может редактировать документы, и этой возможностью не стоит пренебрегать.

Рекомендуется проверить, все ли файлы были загружены в систему, а также обратить внимание на качество сканированных документов, чтобы в них не было пропущенных страниц. В противном случае это может привести к отклонению предложения в связи с отсутствием нужной информации.

В евроторгах — открытых торгах с публикацией на английском языке — заказчику недоступна ценовая часть предложения до аукциона. В таких закупках можно условно разделить подаваемое участником предложение на две части: квалификационную и финансовую.

Нередко в ценовую часть предложений поставщики подгружают банковскую гарантию или другие документы, считая, что на преквалификации заказчик имеет к ним доступ. Такая ошибка может привести к отклонению предложения.

В евроторгах не предусмотрено открытие финансовой части на этапе преквалификации. Сначала проверяется соответствие участника требованиям и лишь после аукциона ценовое предложение становится доступным заказчику.

Если участник загрузит в ценовое предложение часть квалификационных документов, они будут скрыты до окончания аукциона, и участник рискует быть дисквалифицированным. В таком случае доказать, что предложение отвечает требованиям заказчика, можно будет только через обжалование в АМКУ. Гарантии, что дисквалификация будет признана неправомерной, нет.

В системе не отображается, кто задал вопрос организатору закупки. Некоторые поставщики в открытых торгах не хотят задавать "неудобные" вопросы заказчикам на площадке, чтобы те не увидели, от кого вопрос. Вместо этого они напрямую звонят организаторам тендеров и выясняют все в телефонном режиме.

Их опасения напрасны. Заказчики не видят, от кого приходят вопросы. Кроме того, в случае обжалования или спорной ситуации доказать, что информация была получена по телефону, очень сложно. А на вопрос, заданный на площадке, заказчик обязан отреагировать, и его ответ будет зафиксирован в системе.

Стартовые ставки не раскрываются до начала аукциона. Распространенная ситуация: поставщики ждут до последнего, чтобы загрузить свое ценовое предложение в систему, поскольку не хотят, чтобы его увидели конкуренты.

Однако некоторые не успевают сделать это по техническим причинам, например, из-за перебоев с интернетом. На самом деле при одинаковой цене более выгодная позиция будет у участника, загрузившего документы в систему первым.

Ценовые предложения не раскрываются до начала аукциона, и никто не увидит их раньше времени. Зато после начала аукциона право сделать ставку последним, а значит, обдумать свой ход, будет у того, кто загрузил документы первым.

Если заказчик или поставщик хочет эффективно работать в системе электронных закупок, то поверхностного погружения в тему недостаточно. Практические знания могут стать важным дополнением теоретических, но никак не их заменой. Иначе учиться придется на своих ошибках, а это может стоить и денег, и репутации.