Не покемонами едиными. Как дополненная реальность меняет искусство

Не покемонами едиными. Как дополненная реальность меняет искусство

Побывать в музее или послушать музыку в студии Gorillaz, не выходя из квартиры, оказаться вместе с Алисой в стране чудес. ЭП исследовала, как AR проникает в искусство.
Пятница, 15 июня 2018, 12:40 -
Journalism Studies

Большинство людей узнали об AR, augmented reality или технологии дополненной реальности, в 2016 году с выходом игры Pokémon Go.

После этого интерес к дополненной реальности начал расти, как популяция покемонов.

AR не ограничилась игровой сферой, проникнув во множество других: мировые бренды "дополняют" свои рекламные кампании, учебные заведения используют технологию для создания интерактивных методик, а хирурги могут накладывать картинку МРТ или рентгеновский снимок на тело пациента для более успешного проведения операции.

Не обошла дополненная реальность стороной и искусство. ЭП собрала самые яркие примеры использования AR в различных ее видах.

Музеи и галереи

С появлением интернета посещаемость музеев упала. Зачем ехать, например, в парижский Лувр, если на официальном сайте музея можно взять виртуальный тур?

Использование дополненной реальности вдохнуло новую жизнь в музеи, увеличив их аудиторию, а посетители получили новый опыт.

Например, Американский музей естественной истории создал приложение, оживляющее экспонаты. Наведя смартфон на объект, посетитель увидит короткое видео и текстовое описание экспоната.

"Людям кажется, что музеи неклассные", — такими словами начинается промо-ролик Национального музея в Кракове. К концу этот тезис опровергается.

"Дополнив" картины историями, Краковский музей привлек десятки тысяч посетителей.

Добавлением AR в традиционные музеи история не заканчивается. Некоторые современные художники изначально добавляют ее в свои творения.

Так, мексиканская художница и скульптор Юнуэн Эспарца создает предметы искусства одновременно в двух реальностях: обычной и дополненной, помогая интерпретировать их по-разному.

Музыка

И исполнителей, и зрителей немного раздражают люди, которые весь концерт записывают на телефон. Выход из этой ситуации нашел Eminem. Рэпер придумал, как превратить смартфоны поклонников из нервирующей детали в часть представления. Он устроил в дополненной реальности кровавое шоу.

"Мы решили, что если телефоны будут использоваться на концерте, и люди собираются поднимать их в воздух, почему бы нам не использовать это и не изменить способ восприятия шоу", — прокомментировал менеджер исполнителя Пол Розенберг.

Дополненную реальность используют и другие артисты, хоть и менее масштабно.

Например, Gorillaz выпустили AR-приложение, с помощью которого пользователи попадают в виртуальную студию группы и слушают плейлисты музыкантов.

Всевозможные технологии, в том числе виртуальную и дополненную реальности и видео 360, использовала и певица Bjork в проекте Bjork Digital.

 

По словам певицы, это помогло ей создать нечто очень личное, помогая зрителям и слушателям лучше понять ее эмоции: от душевной боли до гнева.

Некоторые СМИ назвали перфоманс Bjork виртуальной реальностью. Саме же певица на своей странице в Facebook написала: "Это была не виртуальная реальность, а более дополненная реальность — бесшовная проекция виртуального мира в реальный".

Литература

В ближайшем будущем книгу с помощью дополненной реальности можно будет поместить в поле зрения, чтобы читать на ходу или во время пробежки, а пока AR делает литературу более интерактивной.

Дополненную реальность применяют в энциклопедиях и детской художественной литературе. Она не только позволяет дать больше наглядных знаний, но и развлекает, что важно в работе с детьми. Пример — энциклопедия о строении Земли, в которой планеты "оживают".

Другой пример — энциклопедия из Канады, которая предлагает не просто увидеть трехмерные модели доисторических животных, но и свободно управлять ими. Можно даже сфотографироваться с динозаврами и отправить фото друзьям.

Детские книги с дополненной реальностью пользуются популярностью в мире уже несколько лет. В Украине многие впервые столкнулись с ними после выхода "Алисы в стране чудес", которую группа Art Nation создала совместно с художницей-иллюстратором Евгенией Гапчинской.

 
AIN.UA

Книга распространялась через торговую сеть АТБ по программе лояльности. К такому решению пришли не сразу. По словам создателя группы Art Nation Эдуарда Ахрамовича, перед этим все крупные украинские издательства отказались реализовывать идею. Они были уверены, что дополненная реальность "не пойдет".

Читай также
Новая разработка от Apple: как iPhone будет дополнять вашу реальность

"До начала продаж этой книги о дополненной реальности знали немногие: гики, игроки в Pokemon Go, возможно, 1% населения. Это была не семейная аудитория — люди, которые книги не покупают. Было важно познакомить с этой технологией взрослую, консервативную аудиторию", — отметил Ахрамович.

В первые две недели после запуска приложение вышло на первое место по закачкам в украинских сегментах Apple Store и Google Play, а это значит, что его скачали все покупатели.

Поскольку дополненная реальность "зашла" украинским читателям, в ближайшее время можно ждать бума книг с AR на украинском рынке.

Однако нельзя утверждать, что дополненную реальность можно использовать только в детской или научной литературе. Пример удачного использования AR в художественной литературе демонстрирует французская писательница Камилла Шерер.

Кино

В некоторой степени эффект дополненной реальности создают технологии 3D и IMAX: при помощи специальных очков плоская картинка дополняется третьим измерением.

Предполагается, что со временем в дополненной реальности станут доступны справочные материалы, например, профили с именами актеров, их биография и фильмография. Также в AR будут доступны субтитры.

С помощью специальных очков или другого приспособления фильмы можно будет смотреть во время пробежки, ходьбы или в транспорте.

Как могут выглядеть фильмы с дополненной реальностью, показал разработчик Абишек Сингх. Он воссоздал знаменитую сцену из "Звонка", где призрак девушки в белом платье выбирается из экрана телевизора.

В видеоролике виртуальная копия персонажа также начинает "преследовать" владельца телефона, появляясь в разных частях комнаты.

Что дальше

Технологические гиганты — Apple, Facebook, Google, Microsoft, Samsung — инвестируют в эту сферу огромные деньги.

За последние 12 месяцев AR/VR/XR-стартапы собрали рекордные 3,6 млрд долл от венчурных капиталистов и корпораций. Более трех четвертей миллиарда долларов было инвестировано только в первые три месяца 2018 года.

Аналитики Digi Capital прогнозируют рост выручки отрасли дополненной и виртуальной реальности до 150 млрд долл в год к 2020 году. При этом AR-устройства займут львиную долю этого рынка — около 120 млрд долл.

Интерес пользователей и разработчиков к технологии растет. Наибольшего скачка стоит ожидать, когда технологии позволят создать условные "рэйбены" дополненной реальности или даже AR-линзы. Пока же остается следить за тем, как технология проникает во все сферы жизни.


powered by lun.ua