"Цитрус" до полиции доведет: как iPhone вместо утилизации в Китае "воскрес" в Днепре

"Цитрус" до полиции доведет: как iPhone вместо утилизации в Китае "воскрес" в Днепре

Понедельник, 26 марта 2018, 19:05 -
"Цитрус" оказался в центре скандала из-за конфликта с семьей Графскіх. За считанные дни жалоба Стаса Графского в Фейсбуке на услуги сервисного центра торговой сети дошла до "выяснения отношений" в полиции и нанесла потери имиджу компании.

Что случилось

19 марта в сети быстро разошелся пост в Facebook Стаса Графского, первые строчки которого гласили: "Цитрус" ворует ваши личные данные".

Причиной столь серьезных обвинений стала история сестры Стаса Виктории.

В конце января Виктория утопила свой iPhone 6s и отнесла его в ремонт в сервисный центр магазина "Цитрус". Там сказали, что телефон восстановлению не подлежит.

По программе "Цитрус Безопасность" она могла обменять его на новый, а стоимость гаджета была бы учтена при покупке нового телефона. Так Виктория и поступила.

В сервисном центре ей сказали, что "телефон-утопленник" отправится на утилизацию в Китай.

Спустя два месяца девушке позвонил мужчина с неизвестного номера и поставил перед фактом: её телефон теперь у него. Звонок поступил не из Китая, а из Днепра.

Мужчина просил пароль от iCloud (облачное хранилище компании Apple  ЭП). Получив от девушки отказ, он начал угрожать разослать интимные фото девушки, которые хранились на устройстве, списку её контактов или приехать домой, так как в его распоряжении был также адрес девушки и её паспортные данные.

Таким образом телефон, который по словам сотрудника сервисного центра не подлежал ремонту и должен был отправиться в Китай на утилизацию, оказался во вполне рабочем состоянии и находился в руках человека, который хотел воспользоваться информацией во вред предыдущему обладателю.

По словам неизвестного, личные фотографии его не интересовали  ему нужен был только пароль для того, чтобы получить неограниченный доступ к устройству, а при помощи фотографий он пытался ускорить процесс его получения.

 

Исходя из его слов, купил телефон он не где-нибудь, а в самом "Цитрусе"  только не в официальном магазине, а на складе, куда свозят телефоны по программе "Цитрус Обмен".

Стас сам связался с этим человеком. В разговоре с ним шантажист проговорился, что этот случай не единичный, и подобные продажи телефонов, которые якобы должны быть утилизированы, поставлены на поток.  

После этого разговора Стас подал заявление в полицию против злоумышленников.

 

"Цитрус" пока там проходит в качестве свидетеля. Расследование в процессе",  отметил он в комментарии ЕП.

Параллельно Стас обратился в "Цитрус". Это было уже второе обращение Графских в компанию. При первом, когда в сервисный центр обращалась сама Виктория, ей ответили, что ничем не могут помочь.

Во второй раз Стаса же заверили, что ситуация решена и шантажировать его сестру больше никто не будет. Как отметил Стас ЭП, это его удивило, поскольку никто из сотрудников "Цитруса" не просил ни у сестры, ни у него номер шантажиста.

Обратная реакция

Сначала СЕО компании "Цитрус" Виталий Кузнецов публично прокомментировал сложившуюся ситуацию на странице в Facebook.

От утверждал, что телефон, находившийся в сервисном центре, был несанкционированно изъят его сотрудником. Сотрудник выкупил телефон у "Цитруса" за 500 грн, что, признают в компании, является "нарушением".

"На неработающем телефоне хранилась неудаленная информация прежней владелицы. Нерадивый сотрудник продал телефон на запчасти на радиорынке в Днепре. После этого утопленый телефон был "восстановлен" предпринимателями с рынка и продан неизвестным лицам, которые оказались недобропорядочными гражданами и для снятия блокировки iСloud прибегли к низкоморальным действиям",  отмечает Кузнецов.

СЕО также не отрицает, что подобный случай мог быть не единичным, и люди, которые приносили свои в том числе незастрахованные телефоны, могли быть обмануты. Компания сейчас проводит служебное расследование по этому вопросу.

"У нас есть подозрение, что была какая-то схема. Сговор группы сотрудников",  отметил Кузнецов.

Как вышло так, что телефон, который не смогли починить в Цитрусе, отремонтировали на радиорынке  СЕО ответить не смог.

"Нерадивого" сотрудника, по словам Кузнецова, уволили.

Кузнецов также сообщил, что правоохранительные органы задержали предполагаемых злоумышленников на период следствия.

 

Более того, сначала всю эту историю "Цитрус" связал с недобросовестными действиями конкурентов и решил также подать заявление, но на Стаса.

Как следует из опубликованного в соцсети письма, представители "Цитруса" потребовали у него удалить пост в интернете, так как он унижает честь и достоинство компании, обвиняя ее сотрудников в воровстве, без достаточных доказательств.

Виталий Кузнецов заявил, что юристы компании подготовили претензию в связи с тем, что заподозрили Графского в том, что он является "PR-планом конкурентов".

Позже "Цитрус" убедился, что это не так, и отозвал заявление.

"Я не называю это ошибкой. Тогда у нас был такой подход, а сейчас он поменялся", — пояснил журналистам Кузнецов.

Утром 25 марта Стас сообщил о том, что его аккаунт в Facebook подвергся атаке, а пост, который так мешал репутации Цитруса, был заблокирован как спам.

Также, по словам Стаса, Кузнецов в телефонном разговоре сообщил Стасу, что на него заводится уголовное дело от пойманных ими мошенниками.

"По его словам злоумышленники подают заявление непосредственно на меня и обвиняют меня в угрозах в их сторону. Больше информации не было предоставлено", рассказал Стас ЭП.

Попытки договориться

По словам Стаса, изначально он высказал компании три просьбы.

Первая  разобраться в ситуации, найти людей, в руках которых оказался телефон и наказать их.

С этим справилась Служба безопасности компании. Однако даже не проинформировала потерпевшего о ходе расследования, с документами которого он смог ознакомиться только в ходе конференции.

Вторая  извинений. По словам Стаса, Кузнецов действительно принёс публичные извинения, однако их нивелировали комментарии сотрудников компании, которые продолжали сыпать оскорбления в адрес его сестры.

Третье  моральная компенсация. Изначально компенсация предложена не была. Уже после того, как ситуация приобрела огласку, в "Цитрусе" в качестве компенсации предложили новый iPhone 6s.

При чем, по словам Стаса, это было скорее не предложение моральной компенсации, а предложении сделки: айфон в обмен на удаление поста с претензией и создания нового, с описанием того, что проблема решена.

26 марта Кузнецов дал пресс-конференцию, во время которой напомнил о том, что предложение о компенсации в силе и новый айфон будет ждать сестру Стаса в магазине. Предложение действительно одну неделю. После этого сумму стоимости айфона переведут на счёт Благотворительной биржи Украины.

Семья Стаса не согласна с таким предложением.

"Вся наша семья пострадала. Сначала нам пришлось доказывать, что мы не боты, потом  что мы не в сговоре с конкурентами, потом что не клеветники, и только потом нас признали людьми. IPhone  это не адекватная компенсация",  комментирует жена Стаса.

Компания повсеместно заявляет, что "клиенториентирована", но в том же время СЕО Цитруса блокирует в социальных сетях пользователей, которые задают ему вопросы в комментариях, а магазины убрали в Facebook поле, в котором компанию можно оценить.

На вопрос о том, признает ли Цитрус свою вину, СЕО ответил:
"Я признаю нашу вину в том, что сотрудник мог более тщательно относится к своим обязанностям". Кузнецов согласился сесть за стол переговоров с пострадавшими и обсудить возможные варианты решения этой проблемы с глазу на глаз.

История не закончена

Юристы утверждают, что на данном этапе события могут развиваться по-разному.

"Пока что рано говорить о том, что конкретно может грозить "Цитрусу". Известно только то, что действия сотрудников "Цитруса" привели к тому, что личные данные клиента стали известны третьим лицам. Более того, неизвестный использовал эти данные для шантажа клиента "Цитруса". Так что в действиях компании может быть и состав преступления, и причинение морального вреда, и нарушение прав потребителей",  комментирует ситуацию СЕО юрфирмы Axon Partners Дмитрий Гадомский.

По его словам, для точной квалификации не достает информации, которой владеет только "Цитрус". "Если он эту информацию не предоставит, и не найдет возможности урегилировать спор во внесудебном порядке, то пострадавшая сторона сможет затребовать необходимые данные через суд",  отмечает Гадомский.

"Если девушка говорит правду и располагает доказательствами недобросовестной деятельности компании "Цитрус", она может подать жалобу в Госпотребнадзор, а также через суд требовать возмещения ей ущерба. В данном случае последствия для компании могут быть как репутационные, так и в виде финансовых санкций, поскольку придется возмещать моральный ущерб",  комментирует управляющий партнер адвокатского объединения "Suprema Lex", адвокат Виктор Мороз.

Если же доказательства не соответствуют действительности, то компания "Цитрус", сможет добиться возмещения ущерба по своему иску о защите деловой репутации", отмечает юрист.

"С точки зрения  права собственности на телефон, работники "Цитруса" допустили обман покупателя и завладели имуществом, что может образовывать состав статьи 190 Уголовного кодекса  мошенничество",  отмечает адвокат юрфирмы "Ильяшев и партнёры" Ирина Кузнецова. Ключевой момент, считает она наличие умысла при предоставлении ложной информации о невозможности ремонта телефона

При этом, по её словам, то, что компания частично возместила ущерб по программе "Цитрус. Безопасность" не препятствует ее привлечению к ответственности - стоимость телефона под утилизацию и телефона, который можно отремонтировать, очевидно разная.

"Если работники "Цитруса" сознательно передали телефон с личными данными, то привлечение к ответственности за незаконное распространение конфиденциальной информации вполне возможно. То же касается покупателя, который распространил личные фотографии",  отмечает она.

По мнению адвоката, гражданский иск потребителя к магазину имеет перспективу в любом случае,  поскольку неправомерные действия магазина на лицо. Останется доказать наличие ущерба и причинно-следственную связь  с правонарушением.

Скандал не впервой

В центре скандала на почве взаимоотношений с покупателями "Цитрус" оказывается не впервые.

Так, например, в 2016 году в СМИ была опубликована информация о том, что компания выдумала несуществующего руководителя Meizu.

Тогда, со ссылкой на якобы генерального менеджера региона ЕМЕА компании Meizu Филиппа Ли, "Цитрус" обвинил "Розетку" и "Алло" в том, что они продают в Украине смартфоны, предназначенные для китайского рынка. В Meizu о Филиппе Ли никто не знал.

В начале 2017 года в компании отказывались менять некачественный товар, пока покупательница не написала гневный пост в Facebook.

В начале 2018 года на одном из закрытых форумов для скачивания баз данных учетных записей появилась база клиентов компании "Цитрус". Отмечается, что база доступна для скачивания после регистрации и незначительного пополнения счёта. В "Цитрусе" заявили, что ничего об этом не знают.


powered by lun.ua