Прибытие: какие дары Falcon 9 несет человечеству из космоса?

Прибытие: какие дары Falcon 9 несет человечеству из космоса?

Вторник, 21 февраля 2017, 09:30 -
entrepreneur.com
То, что 60 лет назад считалось научной фантастикой, теперь стало реальностью.

19 февраля 2017 года, словно на кадрах научно-фантастического фильма, первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 прошла сквозь слоистые облака атмосферы и плавно опустилась на посадочную площадку базы ВВС США на мысе Канаверал (Флорида).

Впечатляющее видео приземления крупнейшей части огромной ракеты, снятое дроном с нового необычного ракурса, помогло в полной мере осознать весь масштаб и грандиозность современных достижений в сфере освоения ближнего космоса.

На видео первая ступень безупречно совершает свою третью посадку на сушу (в этот раз на место старта) и восьмую по счету в истории. Филигранная работа инженеров, если учесть, что до этого первая ступень мчалась из космоса к Земле с высоты 200 км на скорости 2 км/с.

Всего 30 секунд работы двигателей хватило для того, чтобы огромный сигарообразный объект высотой более 41 м, диаметром 3,6 м и весом почти 60 т, из которых 32 т — топливо, мягко приземлился.

То, что 60 лет назад считалось научной фантастикой, теперь стало реальностью.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Ракеты сбрасывают отработанные ступени, потому что каждый отделившийся и упавший в океан кусок железа делает их легче. Чтобы добраться до космоса целиком, нужен двигатель колоссальной мощности, а также огромный объем топлива, чтобы обеспечить взлет, а затем посадку мощного аппарата.

Однако двигатель колоссальной мощности и огромный объем топлива увеличивают вес, а это требует еще более мощных двигателей и еще больше топлива. Получается замкнутый круг.

Поэтому важно, чтобы ракета при подъеме отделяла ступени, но они при этом не тонули в океане. Вместо этого первая ступень приземляется в целости и сохранности, и ее можно использовать снова. А вторая и последующие ступени летят дальше в космос.

 

Что принесет человечеству многоразовая ракета от SpaceX

1. Снижение стоимости вывода груза на орбиту.

По словам президента SpaceX Гвинн Шотвел, повторное использование первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 позволит снизить стоимость запуска на 30% — с 61,2 млн долл до 42,8 млн долл.

При этом валовая прибыль SpaceX с каждого запуска оценивается 40%, стоимость первой ступени — 75% от цены запуска, а цена 395 т топлива для нее — всего 200-300 тыс долл.

Крупнейшим заказчиком SpaceX является глобальный спутниковый телекоммуникационный оператор SES (Люксембург). Его представитель уже заявлял, что компания готова стать первым клиентом запуска на орбиту Falcon 9 с ранее использованной первой ступенью. В таком случае SES хотел бы снизить стоимость запуска до 30 млн долл.

Неизвестно, сошлись ли стороны в цене, но в марте 2017 года состоится очередной запуск спутников SES. По данным techcrunch.com, именно в этот раз SpaceX планирует впервые в истории повторно вывести в космос первую ступень. Скорее всего, будет использована первая ступень, которая уже летала в апреле 2016 года. Она прошла статический огневой тест 31 января 2017 года.

Впрочем, сейчас стоимость услуг SpaceX по выводу грузов на орбиту едва ли не выше средних на мировом рынке. Пока компания не научится повторно использовать первую ступень, она не сможет конкурировать по цене.

2017 год вполне может стать переломным в космонавтике по двум причинам. Во-первых, SpaceX начнет повторно запускать первые ступени. Во-вторых, на лето запланирован первый полет ракеты-носителя тяжелого класса Falcon Heavy. Эта ракета сама по себе предлагает высококонкурентные цены на запуск грузов на орбиту, а с началом повторного применения первых ступеней у нее не окажется конкурентов.

2. Технологии для полета на Марс.

В сентябре 2016 года Илон Маск представил концепцию колонизации Марса. Ключевую роль в этом деле он отводит Межпланетной транспортной системе. Ее ракета-носитель будет многоразового использования. Внешне она представляет собой существенно увеличенную версию первой ступени действующей ракеты-носителя Falcon 9.

Высота ускорителя — 77,5 м, диаметр — 12 м, масса без топлива — 275 т. Масса вмещаемого топлива — 6 700 т, около 7% от общего количества будет использовано для возвращения и посадки на место запуска.

Для успешной посадки и повторного многоразового использования такого аппарата необходимо накопить много опыта.

3. "Космические" инновации частных компаний.

SpaceX внесла новый элемент конкуренции между частными космическими компаниями США. Если раньше они боролись в основном за государственные контракты, то теперь стали соревноваться между собой.

По словам представителей NASA, скорость, с которой появляются коммерческие космические инновации, драматически нарастает, потому что в "космическую гонку" включились бизнес и венчурные инвестиции.

Частные компании Rocket Lab, Firefly, Spire, Planet Labs, Deep Space Industries, Moon Express, SpaceX, Bigelow Aerospace, Blue Origin и другие разрабатывают технологии для освоения космоса. Число таких компаний растет из года в год. Например, тема добычи ископаемых на Луне и астероидах уже не кажется фантастикой, потому что ее всерьез обсуждают крупные игроки со всего мира.

 
PIXABAY.COM

Десять фактов о SpaceX

1. Falcon 9 изначально создавалась с расчетом на повторное использование. Во время первых запусков изучалась возможность возврата обеих ступеней с помощью парашютов, однако эта стратегия себя не оправдала и была изменена в пользу посадки посредством собственных двигателей ступени.

2. Сделано в Америке: все структуры, двигатели, бортовое оборудование и наземные системы разработаны, изготовлены и испытаны в США компанией SpaceX.

3. Первая ракета, которая полностью разработана в 21 веке. От чистого листа до первого запуска прошло 4,5 года (ноябрь 2005 года — июнь 2010 года), стоимость — менее 300 млн долл.

4. Вторая ступень сгорает в атмосфере. Илон Маск не намерен возвращать ее на землю, но для новых моделей ракет планирует разработать все ускорители с расчетом на повторное использование.

5. SpaceX — первая частная компания, которая отправила космический корабль на Международную космическую станцию.

6. Falcon 9 назван в честь "Тысячелетнего сокола" из "Звездных войн". "9" означает количество двигателей, установленных в первой ступени ракеты.

7. Илон Маск самостоятельно учился ракетостроению.

8. После запуска ракеты ее полет полностью автоматизирован. Даже приземление.

9. Илон Маск не планирует делать SpaceX публичной компанией, пока ракета Межпланетной транспортной системы, которая будет возить людей на Марс, не начнет регулярно летать.

10. Конечная цель SpaceX заключается в том, чтобы стоимость полета на Марс составила не более 500 тыс долл на человека.

Авторизуйтесь чтобы писать комментарии
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 46.118.177.---Микола Сонячний23.02.2017 06:50
Якийсь підступ. Заголовок кешується українською, закликаючи читачів, а текст російською. Ні, дякую. Я можу вільно читати п'ятьма мовами, але надаю перевагу українській. Особливо коли адреса сайту закінчується на .ua.
IP: 37.139.181.---Denys Strogetsky22.02.2017 17:53
shustrolive:
Якісь проблеми з логікою. Як повторне використання розірве це замкнуте коло? Повторне використання ступенів ракет - це лише економія коштів, тобто зовсім інший аспект. А "замкнуте коло" як є, так і залишиться.
В тому абзаці викладено, чому ступені потрібно відділяти (теза про замкнуте коло) і неявно мається на увазі що разом з затонулими ступенями марно витрачаються кошти. А тому повторне використання - зробити це закнуте коло не таким витратним.
IP: 37.139.181.---Denys Strogetsky22.02.2017 17:47
Дополнение...
Протон выгодней только для очень тяжелых аппаратов (свыше 7 тонн) потому как в таком случае нужен Expendable F9 (не возвращаемый) (эту нишу закроет полностью, многоразовый FH). А для ПН до 6т у F9 цена ниже чем у Протона (примерно 60 лям против 70-75). Поэтому ILS и планирует выпускать "упрощенные" версии Протонов, потому как за прошлый год на Протон подписали только 1 коммерческий пуск. И то из-за плотного графика SpaceX.
Данные за 2014 год уже достаточно устарели. Даже относительно дорогие ULA и Arianspace сбросили цены, проводят оптимизацию расходов и внедряют гибкое ценообразование.
Если действительно интересуетесь деятельностью SpaceX рекомендую посетить соответствующее сообщество на Reddit. Очень много информации.

З.Ы. Коммент про бездарей касался веб-мастеров за глючную и неудобную систему комментариев.
IP: 37.139.181.---Denys Strogetsky22.02.2017 17:39
Vsevolod Nekrasov:
3. На данный момент при определенном весе полезной нагрузки и конфигурации груза Falcon-9 проигрывает в стоимости запуска ракетам Зенит-2/3SL, Протон, Днепр.
Зенит уже давно не жилец на рынке коммерческих пусков. Посмотрим получится ли у S7 вдохнуть новую жизнь в этот РН. К то му же у Зенита плоховатый % удачных пусков.
Днепр это РН из другой категории (туда же Рокот, индийские РН, Вега европейцев), но даже в этом случае F9 выгодней для запуска нескльких аппаратов на одном F9 по сравнению с несколькими менее подъемными. Недавний пуск 10-ти Iridium тому подтверждение. Изначально они хотели запускать по 2 спутника на РН Днепр. Но выгодней оказалось пустить 10 на одном F9.
IP: 82.193.104.---Bohdan Romanchuk22.02.2017 16:24
Чому стаття мовою окупанта?
Усі коментарі