Таможенный лимит до 22 евро за посылку: убить "тень" или похоронить конкуренцию

Таможенный лимит до 22 евро за посылку: убить "тень" или похоронить конкуренцию

Вторник, 6 декабря 2016, 12:00 -
baranovichi.by
Крупнейшие в Украине поставщики электроники хотят обложить налогами все посылки стоимостью свыше 22 евро. Сейчас лимит составляет 150 евро. ЭП разбиралась, куда могут завести такие инициативы.

Крупнейшие в Украине поставщики электроники хотят обложить налогами все поступающие в страну посылки стоимостью свыше 22 евро. Сейчас лимит составляет 150 евро.

Такие меры, считают они, должны "перекрыть канал теневого импорта товарных партий и будут стимулировать добросовестных импортеров". Лоббистская структура поставщиков — АПИТУ — уже предложила Министерству финансов соответствующий законопроект.

Поставщики электроники, не входящие в состав АПИТУ, законопроект окрестили картельным сговором с целью монополизации рынка.

По их мнению, снижение безналогового лимита приведет к дальнейшей тенизации импорта, монополизации рынка и росту цен на заграничные товары.

Налог на покупателей

Ассоциация предприятий информационных технологий (АПИТУ) лоббирует интересы 72 крупнейших производителей, импортеров и дистрибьюторов потребительской электроники. Их товары занимают 90% рынка Украины.

Идею налогообложения посылок стоимостью свыше 22 евро АПИТУ начала продвигать с весны 2016 года. Тогда ассоциация написала премьеру письмо с просьбой ужесточить условия импорта, в частности, установить лимит в 22 евро. "Из-за теневого импорта госбюджет ежегодно не получает 3,6 млрд грн налогов", — говорилось в письме.

Спустя пять месяцев в объяснительной записке к законопроекту цифра выросла на миллиард с лишним. Теперь в АПИТУ утверждают, что потери куда больше — 4,7 млрд грн. Всю вину за это в организации возлагают на частных предпринимателей. Они якобы заказывают за границей партию товара, дробят ее, чтобы попасть в лимит 150 евро и не заплатить налоги, а в Украине продают через свои интернет-магазины.

Обложить налогами посылки дороже 22 евро нужно еще и для того, чтобы приблизить законодательство Украины к законодательству Евросоюза, утверждают в ассоциации.

Хотя в интернет-магазине "Цитрус", который входит в АПИТУ, не скрывают, что цель у законопроекта совсем другая. Директор по маркетингу компании Владимир Шолошенко на своей странице в Facebook написал, что цель документа заключается в "попытке ввести налогообложение для иностранных интернет-магазинов через покупателей".

 

"Сейчас, если вы заказали товар с Aliexpress или Аmazon стоимостью до 150 евро, на границе за вашу посылку вам не нужно платить пошлину. Предлагают снизить порог со 150 евро до 22 евро, как в большинстве европейских стран. Этот шаг уравняет в расходах китайский и украинский бизнес", — утверждает Шолошенко.

Обманчивые мотивы

Задекларированные АПИТУ цели — побороть теневой импорт, наполнить бюджет и приблизить национальное законодательство к европейскому — для кого-то могут выглядеть убедительно, если их не анализировать.

Во-первых, теневой импорт невозможно победить даже в том случае, если обложить налогом все посылки. По словам юристов, проблема в физической невозможности ввезти в Украину мелкую партию товара легально.

Чтобы ввезти товар из-за границы, предприниматель должен совершить ряд действий.

1. Заключить внешнеэкономический контракт с зарубежным поставщиком.

2. Через банк купить валюту на торгах под этот контракт и конкретную поставку товара.

3. Перечислить валюту со своего предпринимательского валютного счета зарубежному поставщику.

4. В течение 90 дней ввезти, растаможить товар и снять эту операцию с валютного контроля.

5. Если через 90 дней бизнесмен не вернул назад деньги или товар, он получит валютную пеню — 3% в день.

Это было сделано для предотвращения бесконтрольного выведения валюты, но это также не позволяет легально ввозить мелкие партии товара. Продавцам не выгодно заключать контракты на мелкие партии.

Во-вторых, наполнить бюджет на 4,7 млрд грн после принятия законопроекта тоже вряд ли получится. Эксперт по e-commerce Ян Ружичка говорит, что цифра выглядит привлекательно, особенно для ГФС, но она не обоснована. "Автор не показывает алгоритм расчета", — отмечает эксперт. Пять месяцев назад эта цифра составляла 3,6 млрд грн.

В-третьих, приближение национального законодательства к законодательству ЕС и вовсе выглядит спекуляцией. В Евросоюзе облагаются налогами посылки стоимостью 22 евро, но только те, которые пришли из третьих стран. Внутри ЕС посылки вообще не облагаются налогами. При этом ЕС — это 28 государств, 21% мирового производства, крупнейшая экономика мира, 500 млн человек.

Причины завышенных цен

"Идеи АПИТУ основываются на том принципе, что условия ведения бизнеса для всех должны быть одинаковыми", — пишет в публичной дискуссии в Facebook гендиректор АПИТУ.

"АПИТУ хочет решать, кому и что можно ввозить, — отвечает ему основатель Rozetka Владислав Чечеткин, выступающий против законопроекта. — Это уже было. Называлось ассоциация импортеров. В результате цена на товары в Украине в два и более раз выше цены в соседних странах. А так да, для всех одинаковые".

 

Его поддерживает президент Unitrade Group Владимир Колодюк.

"Подайте от АПИТУ законопроект об отмене никому не нужной сертификации и об исчерпании авторских прав. Как во всем мире. И тогда вам может кто-то и поверит. А пока это лишь отстаивание интересов кучки дистрибьюторов и вендоров с целью наживы путем монополизации рынка", — пишет Колодюк.

 

Действующий в Украине национальный принцип исчерпания авторских прав и система сертификации — две главные причины завышенных цен на импортные товары. Этими недостатками национального законодательства успешно пользуются не только члены АПИТУ, но поставщики, не связанные с электроникой.

Диктат мировых брендов

Национальный принцип исчерпания авторских прав реализован в виде нормативного документа. Он называется Перечень объектов права интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр. Перечень ведет департамент организации таможенного контроля Государственной фискальной службы.

В перечне любой желающий найдет упоминание таких брендов, как Сisco, Apple, Samsung, Epson, Contex, Hennessy, Nivea, Martini и других. Внести название бренда в перечень может только его владелец или законный представитель. К примеру, бренд Apple внесли в перечень несколько представителей украинского офиса международной юрфирмы Baker&McKenzie.

Чтобы внести бренд в перечень, представитель бренда заполняет заявление о содействии защите имущественных прав на объект интеллектуальной собственности. В нем представитель бренда прямо указывает (пункт 5.2), каким компаниям разрешает импортировать товар. Более того, он по желанию (пункт 7*) может указать, какие компании, на его взгляд, импортируют этот же товар контрафактно — без его "одобрения".

Вся эта информация вносится в Единую автоматизированную информационную систему таможенной службы ГФС. Весь импорт попадает в страну после проверки по базе ЕАИС.

Таким образом, владелец бренда "отсеивает" независимых поставщиков, которые могут завезти в Украину товар напрямую из ЕС, США, Китая по значительно более низким ценам. Владелец бренда наделяет "своих" поставщиков монопольным положением и говорит им, по какой цене продавать товар в Украине.

Так делают Samsung, LG, Sony и десятки других брендов с мировым именем. Поэтому украинские покупатели видят совершенно одинаковые цены на один и тот же товар в десятках интернет-магазинов. Ценовая конкуренция отсутствует.

Показателен пример с техникой Apple. Технику Apple в Украине имеют право поставлять две компании — Asbis и ERC. Только эти две компании решают, кто в Украине будет продавать "яблочные" гаджеты, а кто — нет. Ценовая политика также всецело в их компетенции.

Все это называется национальным принципом исчерпания авторских прав. Он действует в Украине и России, и он не действует в Европейском союзе, США и Казахстане.

Особенности национальной сертификации

Сертификация импортных товаров — еще одна причина завышенных цен. Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, но не спешит признавать европейские сертификаты. Каждый товар, привезенный в страну, подлежит сертификации — тестированию на предмет соответствия национальным стандартам.

Все iPone, iPad, MacBook, телевизоры, чайники, коньяки, вермуты, средства контрацепции скрупулезно, за деньги импортеров, тестируют десятки государственных и частных структур. Как правило, все товары соответствуют суровым национальным стандартам.

По словам Колодюка, сертификация в Украине имеет особенность: если одна компания получила сертификат на товар, другие компании не могут им воспользоваться. Они должны получить собственный сертификат.

"Перед этим сертификационный орган попросит разрешения у правообладателя на испытание прибора. При этом нам заранее говорят, что на Apple, Sony и Samsung сертификат вам не дадим", — говорит Колодюк.

Украинцы справятся сами

Получается, что законопроект АПИТУ о снижении безналогового порога для посылок до 22 евро лоббируется в интересах мировых корпораций и небольшого числа украинских импортеров и ритейлеров.

Розничные сети пытаются навязать стране свои услуги, хотя они нужны потребителям все меньше и меньше. Украинцы научились покупать на Аliexpress, Amazone и eBay.

Реклама:
powered by lun.ua
Авторизуйтесь чтобы писать комментарии
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 94.154.221.---Leonid Kovalyov20.12.2016 16:12
AmazonE?
IP: 188.163.29.---Евгений Векерик19.12.2016 09:20
Петиція № 31085
На сайті офіційних звернень до Президента України
IP: 193.110.163.---Alexandra Mysak-Gryschenko16.12.2016 15:29
Ініціатори не хочуть запропонувати боротьбу з сірими схемами і показати всі митні декларації на ввезену ними продукцію?
IP: 93.74.59.---RX10.12.2016 23:55
Чеего все упёрлись в телефоны и гаджеты? А цены на шматьё у нас какие? Это ещё пои том ,что большая половина реплики и безродные бренды. В дикие 90е фирменные джинсы lee , wrangler на Крещатике в фирменном магазине стоили 60 баксов так они и стоят за бугром, в интернет магазинах США можно и за 40 баксов купить оригинал levis. Это не топовые модели, но фирма. С обувью та же история. Злосчастный Спортмастер задрал цегы как элитныц бутик тренировочные штаны 50у.е. обычный спортивный костюм больше 100у,е, кросовки непонятного происхождения стоят дороже чем в оригинальном интернет магазине. Где мы живём??
IP: 212.80.43.---Богдан Кондратюк09.12.2016 11:53
Так чому власник Розетки чи інші інмпортери не створить Петицію і не розкрутись в ЗМІ та Соц мережах..тему про відміну закону про "принципом исчерпания авторских прав" Я думаю 90% українців це підтримують! головне почати щось робити а не просто казати що погано ащо хорошо
Усі коментарі