"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Табачные войны

Табачные войны

Четверг, 2 апреля 2015, 14:00 -
Защита интеллектуальной собственности начинает приносить неплохой заработок отечественным юристам. Обычно претензии адресованы местным производителям, которые решили сыграть на звучном имени.

За бренды в Украине обычно воюют производители ликеро-водочной продукции и ритейлеры.

Табачники вели себя тихо вплоть до последнего времени.

Однако во время кризиса и они норовят подставить друг другу подножку.

Швейцарский производитель Philip Morris Brands S.a.r.l решил через суд запретить своему американскому конкуренту British American Tobacco (Brands) Іnc. использовать в Украине торговую марку сигарет Pall Mall.

Реклама:

Об этом ЭП стало известно из недавнего судебного определения киевского хозсуда.

Из-за черточки на упаковке

Philip Morris потребовал в иске от Госслужбы интеллектуальной собственности аннулировать свидетельство регистрации бренда своего конкурента.

Чтобы разобраться, кто прав, суд в марте назначил судебную экспертизу на предмет схожести брендов конкурентов. Примечательно, что у Philip Morris нет своего Pall Mall, зато есть сигареты Parliament.

В суде представитель ответчика заявил, что Pall Mall хорошо известны потребителю и вызывают ассоциацию с British American Tobacco.

Однако представитель Philip Morris возразил. Он считает что потребители сигарет Pall Mall не просто вводятся в заблуждение относительно производителя товара, но и неправильно связывают товар конкурента с сигаретами их марки.

В суде Philip Morris ссылается на то, что у нее есть международная регистрация торговых марок одного из графических элементов упаковки Parliament. Она называет его Slash Device - это светлая диагональная эллипсообразная линия.

Эту линию Philip Morris разглядела на упаковке Pall Mall и поэтому посчитала необходимым запретить весь бренд конкурента.

Представители обеих компаний, с которыми связалась ЭП, решили не комментировать спор - хотя бы до завершения экспертизы брендов.

Опрошенные редакцией другие участники рынка и юристы удивлены. Ранее международные табачники, которых на украинском рынке четыре - еще есть Imperial Tobacco и Japan Tobacco, старались не выяснять свои отношения в местных судах относительно использования брендов.

Элемент войны?

Юристы подозревают, что Philip Morris затевает небольшую войну.

"Похоже, Philip Morris хочет подставить подножку конкуренту и заставить его переформатировать пачки с продающимся товаром", - говорит управляющий партнер ЮК "Юскутум" Артем Афян. По его мнению, на такой шаг компания могла пойти из-за кризиса: рынок падает, и на нем надо выживать.

Кроме того, добавляет он, компания может попытаться взыскать ущерб за период, когда сигареты Pall Mall продавались в рознице.

"Есть вероятность, что Philip Morris решила монополизировать некий простой элемент дизайна. Она последовательно регистрирует ряд торговых марок, которые показывают ее эволюцию", - отмечает руководитель практики интеллектуальной собственности AstapovLawyers Илларион Томаров.

Странно, что Phillip Morris так заинтересовала судьба Pall Mall в Украине. По данным AC Nielsen, сигареты под этим брендом входят лишь в тридцатку наиболее популярных марок в стране.

Зато Parliament, который компания пытается защитить, замыкает топ-15 брендов. Причем он самый дорогой из них - около 24 грн. Pall Mall же стоит всего 15-16 грн.

Партнер компании экспертного бюро по вопросам интеллектуальной собственности IPExperts Наталья Мещерякова имеет еще одно предположение.

"Учитывая, что в подобных делах суды достаточно часто применяют меру обеспечения иска в виде запрета ответчику передавать права на знак, можно предположить, что целью истца является блокирование такой сделки".

Иными словами, Phillip Morris, возможно, зная о продаже бренда конкурента, пытается этот процесс растянуть на как можно долгий срок.

Шансов мало

Как считают юристы, выиграть дело у швейцарской компании будет трудно.

"Спорная косая полоска, которая находится после слов "Pall Mall", на упаковке занимает менее 5% площади всей комбинированной торговой марки и явно не выделяется как самостоятельный элемент", - говорит Томаров.

По его словам, торговые марки, на которые ссылается Philip Morris, никаких словесных элементов и оригинальной формы не имеют, только один из них темно-синий, а остальные - черно-белые. "Ответ судебной экспертизы в части сходства легко предугадать - он будет отрицательным", - считает он.

Мещерякова тоже считает, что у швейцарцев мало шансов. Томаров и Афян отмечают, что заядлые курильщики неохотно меняют марку сигарет и хорошо знают, как выглядят их сигареты. Они их вряд ли перепутают.

Громкие споры

В последние годы в Украине участились судебные разбирательства касательно схожести торговых марок с известными брендами в разных отраслях.

Защита интеллектуальной собственности начинает приносить неплохой заработок отечественным юристам. Обычно претензии адресованы местным производителям, которые решили сыграть на звучном имени.

ЭП составила список самых громких судебных разбирательств за последние два года, в которых крупные бренды пытаются устранить свои копии в Украине.

Компания-истец

Суть конфликта

Статус дела

Diageo Scotland Limited (Единбург), дочерняя компания Diageo Plc. - крупнейшего мирового производителя алкогольных напитков класса премиум. Известна брендами виски Johnnie Walker, J & B, White Horse и Crown Royal, водки Smirnoff, ликера Baileys, джина Gordon's, пива Guinness

Требует аннулировать патент Симферопольского вино-коньячный завода (Днепропетровск) на логотип на алкогольные напитки Captain Jack Gold и Captain Jack Black. Его якобы можно спутать с торговой маркой Captain Morgan. На брендах изображен пиратский капитан

В марте 2015 года проходят первые заседания по делу

Крупнейшая в мире американская нефтяная корпорация Exxon Mobil, штат Техас

Пытается запретить в Украине торговый знак "ПеГас", под которым работает сеть АЗС украинской компании НИСА

В январе 2015 года назначена судебная экспертиза относительно схожести крылатых коней на брендах

Московская кондитерская фабрика "Красный октябрь"

Хочет запретить использовать торговую марку для конфет "Красная шапочка", которая зарегистрирована на украинскую компанию "АВК"

В феврале 2015 года суд первой инстанции решил досрочно приостановить регистрацию бренда "Красная шапочка" украинской компании

Крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart Stores, Арканзас, США

В январе 2014 года потребовала от Госслужбы интеллектуальной собственности аннулировать свидетельство на торговую марку Wal-Mart в Украине, которую еще в 2004 году оформила на себя Fozzy Group Владимира Костельмана

Американский гигант отозвал иск, так как украинский владелец бренда отказался от него. Теперь им владеет Wal-Mart

Российская компания "Маша и медведь", создавшая одноименный мультипликационный сериал

Компания зафиксировала в Украине более 150 нарушений прав на использование изображений своих персонажей. В 2013-2014 годах она подала иски к розничным сетям "Фуршет" и АТБ, которые использовали изображения героев при производстве кукол и кукурузных палочек, к "Метро кеш энд керри", где продавалась детская посуда с изображением героев мультфильма, а также к ряду других предпринимателей

По некоторым делам заключены мировые соглашения. Другие иски находятся в различных судебных инстанциях. У нанятых в Украине юристов образовался целый музей из Маш-улик в разных формах

Американская компания Tiffany & Co, Нью-Йорк

Потребовала от Госслужбы интеллектуальной собственности аннулировать свидетельство на бренд Tiffany, выданный в 2012 году офшорной фирме Royalton Overseas Ltd, Британские Виргинские острова. В Украине под этим брендом в интернет-магазинах продавалось постельное белье

В марте 2014 года киевский хозяйственный суд решил аннулировать бренд Royalton - Tiffany

Немецкая издательская группа Bauer German Premium GmbH

Потребовала от Госслужбы интеллектуальной собственности аннулировать ТМ Joy, принадлежавшую мобильному оператору "Астелит", life:), поскольку издает одноименный журнал. В Украине в 2006 году его запустила компания Hubert Burda Media. В январе 2013 года право на его выпуск получила Bauer Media Group, в которую входит Bauer German Premium GmbH

Осенью 2014 года life:) проиграла все суды вплоть до третей инстанции, но свидетельство на бренд Joy Госслужба пока не аннулировала

Реклама: