Янукович собрался на выборы. Программа действий на 2014

Янукович собрался на выборы. Программа действий на 2014

Четверг, 20 февраля 2014, 14:20 -
Виктор Янукович всерьез продолжает готовиться к выборам 2015 года. 19 февраля за закрытими дверями Кабмин отфильтровал программы, которые будут финансироваться из госбюджета. По итогу, остались те, которые помогут нынешнему президенту победить в 2015 году.

19 февраля 2014 года состоялось одно из немногих в истории Украины закрытых заседаний Кабинета министров.

И. о. премьера Сергей Арбузов решил не пускать на мероприятие прессу, сославшись на важность вопросов, которые чиновники собираются обсудить тет-а-тет.

Вполне вероятно, правительство действительно обсуждало события вторника 18 февраля – самого кровавого дня в истории современной Украины.

Десятки погибших, тысячи раненых и миллионы озлобленных сограждан – более чем веская причина обсудить, что же должен делать верховный орган исполнительной власти в стране.

Реклама:

Однако на Кабмине обсуждались не только политические вопросы. В распоряжении "Экономической правды" оказался документ, который может говорить о том, что Виктор Янукович продолжает готовиться к выборам 2015 года.

На заседании 19 февраля Кабмин рассматривал два документа.

Первый – постановление "О сокращении количества и укрупнении государственных целевых программ".

Второй - проект указа президента "О Национальном плане действий на 2014 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство".

Если это не предвыборные документы, то что? Анализируйте сами.








Архивы со сканами проекта указа президента. По 10 страниц. Нажмите, чтобы скачать

Очевидно, презентацию проекта задумано преподнести обществу в том же формате, который был отработан в прошлом году. Будет устроено помпезное представление документа, который способен оказать реальное влияние как на промышленность (льготы и господдержка отраслям были основным лейтмотивом в 2013 году), так и на материальное положение граждан (основная мысль проекта нацплана-2014).

Тема "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" выбрана не случайно. На ней можно замечательно пиарится в течение всего предвыборного года, вне зависимости от того, происходят ли улучшения или нет. А первый отчет о реальных годовых результатах будет доступен не раньше марта 2015 года – то есть, уже после выборов.

А тем временем кто-то неплохо заработает. В документ, который Сергей Арбузов назвал "определенным шагом к преодолению социальной несправедливости", внесено множество предложений, которые помогут обогатиться украинским чиновникам. А вот их позитивное воздействие на благосостояние граждан или развитие бизнеса совсем неочевидно.

Сергій Арбузов. Фото kmu.gov.ua

Эффективность программ правительства: 5 из 57

На протяжении 2013 года "Экономическая правда" больше десятка раз писала, что правительство и не думало выполнять предыдущую программу – активизации экономики "имени" Сергея Арбузова. Но в правительстве словно и не помнят о потерянном впустую времени.

Кабмин руководствуется следующей логикой: "Если программа не сработала, значит, она плохая. Вот поправим – и заработает. Не заработает – поправим еще раз".

Прежде всего, члены и.о. правительства собираются навести порядок в вопросе государственных целевых программ. Отделить эффективные от неэффективных, определить дублирующие друг друга проекты, сократить ненужные на 20%, а оставшиеся "укрупнить".

Изменения к госпрограммам.
Нажмите, чтобы скачать
 
Экспертные выводы 1
Экспертные выводы 2

В частности, в пояснительной записке к проекту постановления Кабмина "О сокращении количества и укрупнения государственных целевых программ" министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов писал, что по результатам мониторинга исполнения программ в 2012 году фактический объем финансирования программ составил 47,8 млрд грн.

Это 36,1% от объемов, которые утверждались (132,5 млрд грн). В 2012 году финансировались 43 программы из 57 действующих.

По сути, сколько было, потратили выборочно, на "нужные" проекты. Кто именно определял их "нужность" – оставим вопрос открытым. Но скорее всего, было так. Те проекты, на которые выделялись деньги, оказались эффективными. А вот хронически недофинансированные программы, очевидно, стали неэффективными.

Ігор Прасолов. Фото unian.net

По подсчетам Минэкономразвития, всего 5 программ оказались эффективными (интегральный показатель результативности превышает 75%). Относительно эффективными в 2012 году были признаны 13 программ, низкоэффективными - 13, вообще неэффективными - 8 программ.

Еще по 18-ти программам Минэконоразвития не смогло сделать выводы, поскольку по ним не поступило информации. Среди таковых оказались:

- программа "Корвет", которую активно лоббировал бизнесмен Вадим Новинский;

- одиозная и годами неисполняемая программа обновления подвижного состава "Укрзализныци";

- программа передачи общежитий в собственность территориальных объединений, и прочие.

Со стороны они выглядят очень логичными и необходимыми. Скажем, производство новых вагонов дало бы толчок машиностроительным и металлургическим предприятиям, обеспечило бы зарплатами население. Но, видимо, правительство иначе относится к возрождению отечественной промышленности.

Денег на все не хватает

В 2013 финансирование программ и их результативность вообще не подсчитывались. Слишком уж критическим был разлет между отображенными в бюджете суммами и суровой экономической действительностью.

Об этом Прасолов написал прямо: "Плановые объемы средств государственного бюджета на 2013 год, предусмотренные программами, отвечают расходам бюджета развития (49 млрд грн) и являются нереальными для финансирования в рамках текущей макроэкономической ситуации в Украине".

То есть, Кабмин наконец признал, что у него не хватит денег на все, что так помпезно обещалось с высоких трибун.

Но напомним, что правительство признало неэффективными всего лишь 8 программ из 57-ми. Значит, учиться на ошибках оно не собирается. Наоборот, Кабмин наступает на те же самые грабли.

В 2014 году в бюджете денег не станет больше. Значит, провал по причине недофинансирования произойдет и в этом году.

Но вот в чем отличие. В конце 2014 года, накануне президентских выборов, правительство наверняка не захочет опять констатировать провальные результаты. Поэтому и было придумано решение, которое позволит избежать тягостных объяснений по поводу проваленных целевых программ

Сергій Арбузов, Микола Азаров. Фото kmu.gov.ua

Тем более, что перекладывать ответственность уже некуда. Проваленные программы которые затевались не злостными "папєрєднікамі" из правительства Юлии Тимошенко, а Кабинетом министров Николая Азарова. А Николай Янович обо всех популистских инициативах президента Виктора Януковича отзывался не иначе как о "выполнимых и полезных". Под этими словами подписывался и господин Арбузов, который курировал экономический блок Кабмина.

Казалось бы, чиновников упрекнуть нечем. Попробовал бы кто-то из них встать поперек пути самого Януковича.

Но другое дело теперь. На фоне гибели десятков людей, на фоне ярчайшего кризиса чиновники могли попытаться перестать делать вид, что сумеют выполнить невыполнимое. Но нет. С курса на выборы 2015 года явно никто не сворачивал.

Так, нынешние министры считают нужным провести укрупнение (объединение) шести программ Министерства образования, одной программы Минрегиона и двух Нацгосслужбы. Они решили внести изменения в 30 государственных программ и отменить лишь две.

Пока что в Кабмине не решили, какие изменения внесут. Известно лишь, что в связи с отсутствием финансирования аннулируют программу мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в организмах животных, продуктах животного происхождения и кормах, а также в пищевых продуктах и программу развития украинского села на период до 2015 года.

Из нашумевших программ, под угрозой отмены очутилась и программа строительства кораблей класса "корвет", которая годами лоббировалась бизнесменом Вадимом Новинским и требовала 16 млрд грн. Нужно признать также, что эта программа нужна для поддержания хотя бы видимости того, что Украина имеет собственный военно-морской флот. Те суда, которые бороздят просторы Черного моря сейчас, эффективны настолько же, насколько деревянная рыбацкая лодка против боевой подлодки.

Изначально, "Черноморский судостроительный завод", принадлежащий "Смарту", должен был построить до 2026 года 10-12 военных кораблей. По данным Минэкономразвития, результативность исполнения этой программы составила 31%.

В связи с этим, Минэкономразвития просит уточнить результативные показатели, сроки исполнения заданий, а также реальные шансы финансирования постройки "корвет" за счет госбюджета. No comments.

Предвыборные программы Януковича

Невысокий показатель результативности все же не является главным критерием, по которому решают, оставлять программу "в живых" или нет.

Низкоэффективную программу (результативность 4,2% в 2012 году) строительства доступного жилья в 2010-2017 годах предлагают объединить с похожими программами предоставления жилья военнослужащим, таможенникам, молодым семьям.

Фото job-sbu.org

Ведь такие действия хорошо укладываются в "пиар-кампанию" кандидата в президенты по имени Виктор Федорович.

Столь же перспективными "картинками" видятся и сюжеты с новенькими машинами скорой помощи в украинских селах и яркими учебниками для школьников. Минздрав и Минобразования оказались в фаворе Нацплана действий на 2014 год.

Минобразование без всяких препятствий получило "одобрямс" на создание учебников для учеников 3 и 6 классов.

В 2013 году это министерство стало фигурантом чуть ли не десятка крупных скандалов, связанных с заказами на новые учебники. Минобразования полностью контролирует рынок учебников - утверждает содержание книг и выделяет деньги на печать.

В прошлом году министр образования Дмитрий Табачник запретил использовать в школах книги для 1-х, 2-х и 5-х классов, изданных до 2012 года, пригрозив директорам школ "персональной ответственностью". Новых учебников заказали на 227 млн грн. Однако в государственных тендерах на их создание с завидной регулярностью побеждали две-три фирмы - по данным ресурса "Наші гроші", приближенные к министру. Позже учителя, эксперты и родители учеников выяснили, что учебники пестрят грамматическими, орфографическими и логическими ошибками.

В скандалах с государственными закупками засветилось и министерство Раисы Богатыревой. Однако Минздрав получил карт-бланш на дальнейшее создание сети сельских амбулаторий. Под модным словом скрываются обычные пункты фельдшерской помощи под легким косметическим ремонтом. Они – главная база семейных врачей.

Как известно, в Украине пытаются провести реформу, целью которой является перераспределение части финансов из вторичного звена (стационаров) в первичное звено (амбулаторно-поликлинические учреждения). Но и содержание привычных поликлиник – роскошь для бюджета. Их к 2020 году должны заменить семейные врачи и амбулатории, финансирование которых менее затратно для казны.

Для этих амбулаторий Минздрав закупает медикаменты и оборудование по тендерным процедурам. На оснащение учреждений техникой и изделиями медицинского назначения в 2013 году государство выделило 218 млн 403 тыс грн, на приобретение транспорта для амбулаторий — 55 млн 148 тыс грн.

В 2013 году Минздрав провел тендеры на 1,229 млрд грн, а в 2012 году - на 1,82 млрд грн. В 2014 году из государственной казны потратят почти 2 млрд грн.

Между тем, временная следственная комиссия Рады по расследованию злоупотреблений в Минздраве в 2013 году констатировала нарушения законодательства при осуществлении государственных закупок. В частности, неэффективное использования государственных средств и злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц.

Віктор Янукович, Раїса Богатирьова. Фото УП

В МВД, по данным временной следственной комиссии, находится более 100 уголовных дел. Подконтрольное Богатыревой учреждение подозревают в присвоении и растрате госимущества, теневом использовании средств, злоупотреблении властью, служебном подлоге, взяточничестве, незаконном обогащении и в фальсифицировании лекарств.

Получается, на сельских амбулаториях и новых машинах скорой помощи, которые также одобрены Нацпланом-2014, представители властей заработают как минимум дважды. Первый раз при проведении непрозрачных тендеров, и второй - при пиаре своего кандидата в президенты.

Финансовый блок

Отдельной строкой в Нацплане – 2014 прописано намерение Кабмина и Нацбанка проводить согласованную "поддержку ценовой стабильности".

Чиновники опасаются высокого уровня инфляции в этом году. Более того, инфляции не контролированной. И собираются справляться с ней в режиме "ручного управления" – собираются активно использовать процентные ставки (НБУ) как основной инструмент монетарной политики.

Кроме того, в Украине задекларировано введение гибкого регулируемого обменного курса. Означает ли это что-то, покажет время. Формально, в Украине со времен окончания дефолта 1999 года существует режим управляемого плавающего курса. Значит, НБУ может как удерживать стабильность курса гривны через интервенции, так может и не делать этого. Последние события показывают, что регулятор абсолютно не стремится останавливать курс, который уверенно движется к отметке 10 грн.

Не забывают в Кабмине и о новых способах насыщения казны. В программном документе много внимания уделяют расширению полномочий Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

В частности, ей поручат проводить экспертизу в делах по корпоративному управлению, в том числе в тех, которые рассматриваются хозяйственными судами. НКБЦФР должна собирать доказательства нарушений на фондовом рынке, и более результативно взимать штрафы.

Пока со штрафами получается слабо - в 2012 году Комиссией было наложено штрафов за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг на общую сумму 48,79 млн грн. Только 3,22 млн грн из них (6,6%) были уплачены в государственный бюджет.

Осенью 2013 года в парламент был внесен законопроект, который возлагает обязанность взимания штрафов, выписанными нацкомиссией во время проверок, на Государственную исполнительную службу. А в 2014 году члены комиссии посетят с масштабными проверками десять работающих в Украине фондовых бирж.

Київ, 20 лютого. Біля банкоматів - черги, у супермаркетах - ажіотаж.

Как указывают СМИ, при желании регулятор может придраться к любой из существующих бирж за несоблюдение лицензионных условий, выписать штраф и, в крайнем случае, отозвать лицензию.

Результатом проверок может стать как "урожай" поступлений, так и переформатирования фондового рынка, в результате которого количество торговых площадок сократится.

В последнем случае, уменьшится поле для маневров тех компаний, которые не желают чрезмерно переплачивать налоги за операции с ценными бумагами и используют для этого биржевой курс.

Не отказывается Кабмин от старых "добрых" идей. В программном документе правительства сформулировало для себя задание по сопровождению законодательных изменений в положениях о Санационном банке. ЭП писала об этой инициативе финансового крыла Кабмина в прошлом году.

Банк собираются создать на базе "Родовида". Проект основывается на выделение госсредств. "Банк-санатор" должен абсорбировать "плохие кредиты" всех украинских финучреждений (или, как минимум, государственных).

Вместе с проблемными в банк могут передать и вполне ликвидные, а средства от их продажи скрыть. Это возможная коррупционная составляющая проекта.

По некоторым данным, интриги добавляет тот факт, что сейчас "Родовид" контролируется людьми Юрия Иванющенко – близкого друга Януковича.

Еще одна старая тема – это продажа госбанков. Как известно, в потенциале государство хотело бы избавиться от Укргазбанка и "Киева".

В проект Нацплана – 2014 перекочевала норма о создании перечня финансовых учреждений, в уставном капитале которых есть госдоля, и определить целесообразность дальнейшего владения этими долями. А также намерение государства выйти из капиталов банков через продажу пакетов акций, которые принадлежат государству.

В 2013 году эта попытка застопорилась на уровне отбора аналитической структуры - советника по продаже государственных пакетов акций Укргазбанка и банка "Киев".

По плану правительства, национализированные банки перед продажей должны пройти очистку от проблемных активов, которые будут переводиться в Санационный банк. Так замыкается круг реформ. Успеют ли провести предпродажную подготовку госпакетов банков в этом году – большой вопрос.

 Юрій Іванющенко. Фото УП

Подарки "Семье", Ахметову и Фирташу

Среди основных решений, потенциально интересных крупнейшим олигархам, - проведение приватизации энергопоставляющих и тепловых энергогенерирующих предприятий. В Нацплане указано, что продать планируют 100% пакетов акций.

На тендеры и биржи выставят пакеты акций в энергораспределяющих активах: 65% акций "Харьковоблэнерго", по 70% в "Хмельницк-" и "Николаевоблэнерго", более 60% "Запорожьеоблэнерго", почти 51% "Тернопольоблэнерго", 46% "Черкассыоблэнерго". Еще запланирована приватизация 25%-х пакетов акций "Одесса-", "Сумы-", "Винница-", "Закарпатье-", "Черновцыоблэнерго". А также по 25% акций энергогенерирующих компаний - "Донбассэнерго", "Захидэнерго" и "Днипроэнерго".

Фонд госимущества ранее заявлял, что планирует выручить в 2014 году от продажи оставшихся в госсобственности энергетических активов свыше 8 млрд грн. В приватизационных тендерах могут принять участие компании Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Константина Григоришина, Игоря Суркиса, Игоря Гуменюка, Александра Бабакова, Юрия Бойко.

"Ложкой дегтя" для энергетических олигархов (особенно Ахметова) стала проволочка с внедрением стимулирующего тарифного регулирования. Закон "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" хоть и был принят в прошлом году, однако предусматривает реальные изменения украинской энергосистемы только через два года. Лишь тогда будет ликвидирован посредник - ГП "Энергорынок".

Вместо него будет функционировать практику прямых двухсторонних договоров между производителями и покупателями электроэнергии. Цена электричества будет определяться на бирже. А тарифы для населения неминуемо повысятся.

В Нацплане-2014 года НКРЭ поручено проанализировать, как сделать повышение менее болезненным для украинцев, и кому предоставить адресную помощь. В принципе, традиционный пункт любой чиновничьей программы. Не секрет, что повышение тарифов рано или поздно произойдет. Но весь секрет в том, чтобы найти для этого правильное объяснение.

Ломать голову, как сделать максимально безопасно. будут и другие министерства. Государство попытается повторно продать украинские угольные шахты, а также завершить проекты ликвидации неперспективных шахт. Эта сфера – традиционное поле интересов Ахметова и так называемой "Семьи".

В прошлом году ФГИУ не справилось с продажей этих активов. На покрытие традиционной угольной "черной дыры" - разницы между себестоимостью добычи и ценой реализации - госбюджет направил в 2013 около 13,3 млрд грн. Надеяться на то, что "угольные" деньги были распределены справедливо, пока что не приходится. Публикации в СМИ по-прежнему указывают, что дотации в значительной степени идут в пользу "Семьи".

Рінат Ахметов, Дмитро Фірташ. Фото glavcom.ua

Получить частного владельца могут быть несколько шахт из длинного перечне предложенных к продаже. Все привлекательные активы давно уже либо приватизированы, либо отданы в концессию. До сих пор власти не приняли решение о том, что предложить жителям той местности, где шахты закроют. Вот об этом-то и будут собирать аналитические записки в 2014 году.

А вот и "поле силы" другого олигарха – Дмитрия Фирташа. Уделят внимание и разработке решений по постепенному приведению цен на газ для населения до экономически обоснованного уровня. То есть, газ подорожает. При этом, само собой, предполагается усовершенствовать систему предоставления адресной помощи людям с низким уровнем дохода.

Это одно из главных требований европейских финансовых институтов в обмен на предоставление новых крупных кредитов Украине, на которое правительство Виктора Януковича не могло отважиться годами. Как видно, цены на газ все же повысят, однако только после проведения президентской кампании.

Вместо послесловия. Европейский вопрос

Накануне событий в Киеве 18 февраля, Европа наконец сдалась. Она по сути пообещала, что даст деньги любому украинскому правительству, каким бы "семейным" оно ни было. Правда, потом произошли протесты, и ЕС опять заговорило про санкции в отношении Украины. Однако, думается, до них не дойдет.

В проекте Нацплана-2014 года, как издевательская насмешка над Евромайданом, остался пункт о разработке проекта закона о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Однако напротив него стоит пометка: "вопрос требует дополнительного рассмотрения, поскольку процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС приостановлен".

Реклама: