Воруют ли у вас в компании? Да, не обманывайте себя

Воруют ли у вас в компании? Да, не обманывайте себя

Сильная служба безопасности, спонтанные проверки, исключение из оборота наличности — лишь часть методов, пренебрегать которыми не стоит.
Вторник, 16 января 2018, 09:45
партнер Kreston GCG

"Вы видите суслика?". "Нет, не вижу". "А он есть".

Этот диалог часто происходит с собственниками крупнейших украинских компаний.

Большинство из них отрицают факты совершения мошеннических действий со стороны менеджеров внутри компании.

Наиболее распространенные ответы на вопрос, воруют ли у вас в компании, таковы.

"Исключено. Будучи собственником, я нахожусь в операционном управлении своей компании и все контролирую лично".

"Мой менеджмент со мной уже более десяти лет. Мы строили компанию вместе и он максимально лоялен ко мне. Воровство исключено".

"У моего менеджмента зарплата выше среднерыночной, он дорожит компанией и никогда бы не решился на мошеннические действия, это нелогично".

"Мои родственники возглавляют ключевые позиции в компании, воровство невозможно".

"Я регулярно прохожу финансовый аудит со стороны одного из представителей международных аудиторских сетей — исключено".

"Менеджмент компании знает мой авторитарный нрав, поэтому не посмел бы злоупотреблять моим доверием".

Все эти слова и словосочетания — "исключено", "невозможно", "не посмели бы", "нелогично" — я называю Forensic catch (от англ. ловушка Форензик). Они ведут к "неосознанию" проблемы регулярного мошенничества в компании.

Согласно мировой практике, компании вследствие недобросовестных действий менеджмента ежегодно несут убытки в размере 5-10% своего годового оборота.

Согласно украинской практике и по итогам ста финансовых расследований, проведенных Kreston GCG в 2017 году среди украинских компаний, практика говорит о не менее 25% отчужденных средств от годовой выручки компании.

Ужасающие цифры, не правда ли? Это та самая "цена отрицания", которую собственники ежегодно платят в пользу менеджеров.

Где и как чаще всего воруют?

 

Департамент закупок — проведение закупок от связанных и несвязанных лиц по завышенной цене без проведения тендерных процедур.

Финансовый департамент и бухгалтерия — искажение финансовой отчетности, занижение или завышение результатов финансовой деятельности предприятия. Хаотичный учет основных средств — риск преднамеренного отчуждения активов.

Производство — завышение себестоимости продукции.

Департамент маркетинга — неэффективное, бесконтрольнее расходование маркетинговых бюджетов.

Складской учет и хранение — банальное расхищение складских запасов продукции вследствие низкой организации или отсутствия систем физической безопасности и системы складского учета на предприятии.

Департамент продажи — продажи через связанные и несвязанные лица по неконтролируемой отпускной цене, плохая работа с проблемной дебиторской задолженностью. Большие размеры дебиторской задолженности свидетельствуют о проблемах в компании.

Юридический департамент — неэффективное ведение судебных дел против контрагентов также может свидетельствовать о проблемах в компании. Вашего in-house lawyer может перекупить проблемный клиент.

СБ и IT-отдел — риск утечки информации за пределы компании.

Все эти моменты являются основными точками риска для компании.

Мошенничество нельзя искоренить, но его можно свести к минимуму. Методы борьбы с внутрикорпоративным мошенничеством следующие.

Регулярные спонтанные проверки менеджмента без предупреждения.

Высокий уровень материальной и нематериальной мотивации. Дайте процент от бизнеса своему менеджеру и он будет к вам максимально лоялен, ведь его результат будет напрямую зависеть от его деятельности.

Заведите отел СБ, который бы подчинялся вам напрямую.

Внедрите в компании систему обратной связи — whistle blowing system. Статистика раскрытия мошенничества внутри компании говорит, что каждый второй случай раскрывается посредством информированиям своих сотрудников.

Исключайте концентрацию должностных обязанностей в руках одного менеджера.

Стремитесь к автоматизации процессов.

Пользуйтесь принципом функционального утилитаризма — внедрите систему KPI.

Самое главное — исключите в компании cash, ведь он всегда намазан медом.

Какой основной итог? Нет идеальных методов минимизации потерь вследствие мошенничества внутри бизнес-структур, но есть проверенные методы, пренебрегать которыми не стоит, ведь многие из них стоят миллионы долларов.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
powered by lun.ua