Преступление без наказания: банкиры-мошенники до сих пор не ответили за банкопад

Преступление без наказания: банкиры-мошенники до сих пор не ответили за банкопад

С рынка выводятся более 90 банков, однако в суд передано мизерное количество дел против топ-менеджеров и владельцев этих учреждений. Причины — саботаж силовиков и отсутствие политической воли. (Укр.)
Пятница, 6 октября 2017, 09:15
председатель парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, фракция РП

Несмотря на бурную деятельность Национального банка и Фонда гарантирования вкладов по выводу с рынка финансовых учреждений, а также несмотря на закон об ответственности акционеров за доведение банка до банкротства, реального срока в тюрьме пока не получил ни один владелец.

Более того – значительная часть дел, которые были открыты по материалам проверок НБУ и ФГВ, правоохранители просто закрыли. В Фонде прямо указывают на саботаж силовиков. Однако не все так однозначно.

В начале сентября я, как председатель Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, направил в НБУ и ФГВ запросы с просьбой предоставить информацию о реальном состоянии дел с криминальной составляющей "банкопада".

Мы хотели выяснить, сколько материалов было направлено в правоохранительные органы, когда в банках-банкротах были обнаружены схемы по выводу средств из страны, сколько уголовных дел возбуждено, сколько из них доведено до суда, сколько акционеров и топ-менеджеров понесли реальную ответственность за то, что чуть ли не каждый второй украинец стал жертвой банковского кризиса.

Накануне поступили ответы и из Нацбанка, и из Фонда гарантирования, которые публикую ниже в полном объеме.

Если коротко, результаты за три года неутешительны.

Нацбанк

Несмотря на то, что сейчас с рынка выводится более 90 банков, по данным НБУ, в правоохранительные органы было подано всего 19 писем о признаках организованной преступности в деятельности их владельцев, по результатам которых возбуждены уголовные дела.

Кроме того, силовым структурам было передано около 290 сведений о признаках отмывания денег и финансирования терроризма. При этом это все случаи, а не только те, что касались проблемных и впоследствии выведенных с рынка банков.

За этот год НБУ более 100 раз предоставлял доступ к информации, связанной с деятельностью банков-банкротов, Нацполиции, СБУ, ГПУ, НАБУ, ГФС. Информацию о ходе производств НБУ не разглашает, ссылаясь на то, что ее распорядителями являются силовые органы.

Кроме того, НБУ также не предоставляет информации о возможных производствах, открытых в результате проведения мероприятий банковского надзора – то есть прямых обязанностей регулятора.

И каждый раз, когда из очередного банка исчезали миллиарды гривен, в НБУ рассказывали примерно одинаковые истории. Мол, мы пошли домой, пришли на следующий день, а из банка уже все вывели. Или так: "чтобы увидеть реальную картину нужно провести глубокий аудит".

Впрочем, еще весной 2016 на заседании нашего комитета представители Национальной полиции откровенно говорили, что НБУ имеет все возможности отследить операции по выводу средств и отменить их, а также увидеть другие злоупотребления еще во время работы банка на рынке, а не только после его "падения" и бегства владельцев. Почему не делает этого – вопрос риторический.

Зачем же тогда институт кураторов?

И мы в комитете очень хорошо видели, как подозрительно быстро (иногда без реальных оснований) закрывали одни банки, которые можно было спасти, и тянули месяцами и даже годами с другими, которые уже не выполняли свои обязательства.

И никто из работников НБУ до сих пор не наказан.

Именно об ответственности за качество выполнения своих функций говорится в предложенных нами новых законопроектах о Национальном банке и о системе гарантирования вкладов.

Мы в Комитете уже готовим и будем направлять соответствующие письма в правоохранительные органы по этим производствам, чтобы узнать, на какой стадии находится каждое из них. Это важно, поскольку, как выглядит за три года, разговоров о преследовании банкиров-мошенников в разы больше, чем реальных результатов.

Фонд гарантирования

Информация Фонда гарантирования более подробная. За три года в правоохранительные органы направлено 4529 обращений о совершении уголовных правонарушений в ликвидированных банках, возбуждено 2136 уголовных производств, из которых 265 закрыто и всего по 33 направлены обвинительные акты в суд.

Из общего количества обращений 479 (22%) касаются связанных с банками людей, из них в суд направлено только 9 актов, возбуждено 378 производств, 18 закрыто.

О подозрении в совершении правонарушения сообщено 48 лицам:

- Банк Михайловский - 3

- Банк Стандарт - 1

- Киевская Русь - 1

- Порто-Франко - 1

- Интеграл-Банк - 3

- Национальный кредит - 3

- БГ Банк - 2

- ИМЭКСБАНК - 1

- Дельта Банк - 3

- Финансы и Кредит - 5

- Пивденкомбанк и Терра Банк - 7

- Банк Контракт - 2

- Брокбизнесбанк - 7

- Радикал Банк - 1

- Старокиевский банк - 2

- Надра Банк - 3

- Юнион Стандарт Банк – 3

Этой информации, впрочем, недостаточно для понимания того, какие перспективы получить реальные сроки должны эти банкиры.

Поэтому мы будем обращаться в Фонд и правоохранительные органы с запросом о детализации стадий, на которых находятся производства по акционерам банков, причин, по которым закрываются открытые на основе материалов Фонда производства, а также причин, по которым так мало производств попадает в суд.

Беспокойство вызывают и сложности, которые возникают у Фонда гарантирования при взаимодействии с правоохранительными органами. В частности, в ответе Фонда на мой запрос говорится, что "методы и формы проведения досудебного расследования ... вызывают беспокойство и сомнения во всестороннем, полном и беспристрастном исследовании обстоятельств уголовных производств".

"Кроме того, имеют место факты неэффективности проведения досудебного расследования, преждевременного закрытия уголовных производств, процессуальная волокита, которая заключается, в том числе, в непринятии своевременных мер по допросу свидетелей, назначении и проведении необходимых экспертиз, сбора доказательств, необходимых для установления виновных лиц", - говорится в ответе Фонда.

Переведу на доступный язык. Речь идет о прямом саботаже силовиками своих прямых обязанностей – защиты интересов государства и его граждан.

Ведь средства, которые пытается через уголовные производства вернуть Фонд - это деньги, которые ему одолжил каждый из нас, налогоплательщиков. Не говоря уже о том, что наказание виновных и возмещения убытков и возврат выведенных из банков средств могло бы существенно улучшить ситуацию с пострадавшими вкладчиками – как гражданами, так и бизнесом.

Я благодарен Фонду гарантирования за подробный ответ, но мы будем просить предоставить подробности и факты неэффективных расследований и других примеров халатного (или умышленно небрежного) отношения силовых структур к своей работе. А потом – направлять соответствующие запросы в правоохранительные органы для надлежащего реагирования. Необходимо прекратить беспорядки и коррупцию в этой сфере.

Ведь выглядит так, что за миллиарды, потерянные из-за "закрытых глаз" банковского надзора и правоохранителей, никто не ответит. Зато силы для давления на честный бизнес, который платит налоги, на фабрикацию фейковых уголовных производств, на проведение обысков, которые потом признаются незаконными, находятся.

Именно об этом мы говорили во время моей недавней поездки в США с сенаторами, конгрессменами, представителями Международного валютного фонда и известными журналистами: коррупция, в том числе в силовых структурах – основная преграда для инвестиций и развития.

А полное отсутствие результатов расследований финансовых махинаций и злоупотреблений – яркое свидетельство не только некомпетентности отдельных представителей силовых органов, но и общего отсутствия политической воли к решению этой проблемы.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
powered by lun.ua