Электрокары захватывают мир, но Украина не сдается

Электрокары захватывают мир, но Украина не сдается

Сколько лет понадобится властям, чтобы осознать конкурентное преимущество и потенциал раннего рынка электромобилей?
Понедельник, 27 февраля 2017, 10:42
журналист ЭП

Региональный директор столичного "Radisson Blu Украина" Клод Булте открыл в отеле, что возле Золотых ворот, зарядную станцию для электромобилей.

Она выдает 22 кВт, а это значит, что Nissan Leaf зарядится за три часа, Renault Zoe — за час. Заряжаться можно будет бесплатно до сентября 2017 года.

Сетью отелей Radisson Blu владеет американская Carlson Rezidor Hotel Group. С годовым доходом более 7 млрд долл менеджмент группы активно продвигает среди руководителей своих активов принцип Think Planet — "Думай о планете".

 

Каждый год Булте получает сверху "разнарядку", условно говоря, сократить на 10% потребление воды в подконтрольных отелях, на 5% — электричества, установить на батареи "умные" термостаты, заменить в коридорах лампы накаливания на LED.

Реклама:

Вполне вероятно, что обычная бизнес-стратегия по снижению издержек преподносится публике в качестве политики экологической ответственности. Однако что в этом плохого, если транснациональная корпорация с 1 300 отелями и доходом в четвертую часть бюджета Украины ежегодно работает на снижение потребления ресурсов?

Они банально экономят деньги, думают об экологии или драйвят новые технологии, делая на этом пиар?

"Бедная" Норвегия

А о чем тогда думает правительство Норвегии, страны с населением 5 млн человек и объемом ВВП в десять раз больше 40-миллионной Украины? Норвегия — страна-экспортер нефти и газа, но ее правительство установило цель после 2025 года запретить продажу всех автомобилей, кроме электрических. Владельцы всех авто с выхлопом будут платить штраф.

Артур Фредерик, советник посольства Королевства Норвегия в Киеве рассказал на презентации зарядной станции несколько интересных фактов о переходе своей страны на электромобили.

В Норвегии зарегистрировано 2,6 млн авто, из которых 100 тыс — электромобили. Страна Фредерика на пять-десять лет опережает мир по темпам перехода на электромобили. Прежде всего, это заслуга правительства Норвегии, у которого есть на это политическая воля.

 

При покупке электромобиля норвежцы не платят налоги. Тут же Фредерик приводит свой пример. В 2008 году он за 15 тыс долл купил в Швейцарии пятилетний Subaru Outback. Когда он переехал в Норвегию и зарегистрировал машину, то заплатил за нее 20 тыс долл налогов и сборов.

В то же время владелец электромобиля в Норвегии имеет право на бесплатную парковку. Украинцам такой аргумент в пользу покупки электромобиля может показаться странным, но в Норвегии, по данным опросов, именно эта привилегия является главным мотивом для покупки электрокара.

Кроме того, владелец электромобиля не платит за проезд по скоростным шоссе, имеет право ездить по полосе для движения общественного транспорта. Предприятия, использующие электромобили, платят на 50% меньше налогов.

Ассоциация владельцев электрокаров в Норвегии насчитывает 40 тыс участников и имеет весьма сильное лобби в правительстве страны.

"Богатая" Украина

Какими успехами в энергетической сфере может похвастаться Украина? Катастрофически низкая энергоэффективность, значительная зависимость от импорта газа, тотальная зависимость от импорта нефтепродуктов.

На импорт нефтепродуктов страна ежегодно тратит миллиарды долларов, спонсируя экономику страны-агрессора напрямую и опосредованно через Беларусь.

Всего импортировано нефтепродуктов в Украину в 2014-2016 гг на сумму, млрд дол США
2014 6,69
2015 3,85
2016 3,26
Источник: данные Государственной фискальной службы Украины

При этом больше 50% энергии в Украине вырабатывают АЭС, ГЭС, СЭС и ВЭС. В 2015 году Украина произвела 157 млрд кВт, потратила 118 млрд кВт, 3,6 млрд кВт экспортировала.

Источники электроэнергетики Украины

 
Источник: wikimedia.org

35 млрд кВт ушли "в никуда" — потерялись при транспортировке и пришлись на ночную выработку. Пятую часть выработанной электроэнергии 40-миллионная страна пустила "по ветру". А ведь именно ночная выработка идеально подходит для потребления электромобилями.

Правительство Украины поддержало сектор электрокаров, отменив 10-процентную пошлину на импорт электромобилей в 2015 году и оптимизировав импорт более дешевых электрокаров из США.

Упрощение импорта из США стало возможно, в первую очередь, благодаря принципиальной позиции министра инфраструктуры Владимира Омеляна.

В конце 2016 года он представил программу министерства по стимулированию рынка электрокаров. Она предусматривает временную отмену 20% НДС на импорт электрокаров, отмену 5% налога в ПФ и акциза 109 евро.

Однако воли одного министра в таком вопросе недостаточно. Должна быть поддержка со стороны высшего политического руководства — президента, премьера, главы парламента. Пока такая поддержка не озвучена.

Вполне возможно, что эти люди слышали об электромобилях лишь в контексте "очередной забавной игрушки западного мира", а их советники поднимают данную тему только в контексте собственных интересов.

Тем временем капитализация Tesla Motors достигла 45 млрд долл. Для сравнения: капитализация Ford Motor Company — 50 млрд долл.

В Украине эксплуатируются примерно 4 тыс электромобилей. В России и Польше зарегистрировано примерно по 700 электрокаров. В 2016 году из всех зарегистрированных в Украине автомобилей 4% пришлось на электрокары.

Киевская служба такси электрокаров "Окси-такси" в конце 2017 года увеличит свой автопарк до 200 авто и войдет в пятерку крупнейших электромобильных служб такси мира.

* * *

В правительстве Украины в последнее время любят говорить о росте экономики и точках роста.

За несколько последних лет политики с трудом начали осознавать, что на мировом рынке конкурентоспособными секторами украинской экономики в долгосрочной перспективе могут стать агросектор и IT-аутсорсинг.

Сколько лет им понадобится, чтобы осознать конкурентное преимущество и потенциал раннего рынка электрокаров?

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: