"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Операція "обнуляй". Чи подешевшають старі іномарки після скасування мит

Операція "обнуляй". Чи подешевшають старі іномарки після скасування мит

П'ятниця, 8 квітня 2016, 08:27 -
ЕП дізнавалася, чи знизяться ціни на старі автомобілі у разі анонсованого урядом скасування мит, як на це дивляться імпортери, і яким чином Мінфін компенсує недонадходження до бюджету. (Рос.)

Подержанные иномарки могут подешеветь минимум на 10% уже в ближайшее время.

Таким может быть результат анонсированного премьер-министром обнуления пошлин на ввоз старых автомобилей.

Два дня назад Арсений Яценюк поручил Министерству финансов, Министерству экономики и Государственной фискальной службе разработать законопроект об отмене ввозной пошлины на подержанные авто.

Таможенный сбор планируют оставить только для машин из России.

Реклама:

"Ко мне пришли сотни писем граждан. Люди считают, что это будет правильный шаг для того, чтобы снять нагрузку на украинцев и увеличить возможности для покупки автомобилей", - заявил премьер.

Это действительно большая проблема. В свое время петиция об отмене пошлины на сайте президента собрала 25 тыс подписей. Украинцев многие годы заставляют платить за старые авто в разы больше, чем платят, например, граждане ЕС.

Теперь дело за малым: Кабмину - разработать законопроект, депутатам - проголосовать, и в Украину рекой потекут дешевые машины из Европы. Это на словах, а на деле все немного сложнее.

"Экономическая правда" разбиралась в том, снизятся ли цены на подержанные автомобили в случае отмены пошлин, как на это смотрят импортеры, и каким образом Минфин компенсирует недопоступления в бюджет.

Кто скупает дорогие авто

"Продажи авто в Украине упали почти в 15 раз. Если в 2008 году было продано 623 тыс новых машин, то в 2015 году - лишь 46 тыс", - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

В ассоциации отмечают, что на ситуацию в сегменте импорта авто с пробегом повлияла девальвация валют в странах СНГ и новое экологическое законодательство.

Как известно, с 1 января 2016 года в Украине запрещено производство и импорт авто, которые не соответствуют стандарту "Евро-5". Заводы перешли на выпуск легковых авто нового стандарта только с сентября 2009 года.

Еще год назад, в январе-феврале 2015 года, 52% всего объема импорта составляли автомобили до 2008 года выпуска - экологический стандарт "Евро-4" и ниже.

Существенно изменилась и структура импортных брендов. В ассоциации проанализировали данные по импорту топ-10 брендов и зафиксировали однозначный тренд роста импорта б/у автомобилей премиум-сегмента: Audi, Mercedes, BMW.

При этом импорт бывших в употреблении авто массовых доступных европейских брендов падает: Renault - на 18,8%, Volkswagen - на 8%, Opel - на 11,5%.

"Существенно растет объем продаж премиальных брендов, что выглядит немного странно для страны, находящейся в тяжелом экономическом кризисе и в состоянии войны. Однако это имеет объяснение - средний класс в Украине исчезает, а состоятельных любителей премиум-сегмента в лице госчиновников, судей, прокуроров, депутатов прибавляется", - заявили в ВААИД.

Импорт б/у легковые янв-фев 2015 г. янв-фев 2016 г. динамика янв-фев 2016/2015, %
Renault 937 761 -18,8
Volkswagen 461 424 -8,0
Nissan 105 229 118,1
Mercedes 70 195 178,6
Opel 200 177 -11,5
Skoda 120 164 36,7
Audi 49 146 198,0
BMW 56 107 91,1
Toyota 55 54 -1,8
Smart 160 44 -72,5
Peugeot 47 43 -8,5
другие 2260 283 -87,5
Общий итог 2436 2586 6,2

По словам директора по маркетингу группы компаний АИС Сергея Боровика, увеличивается импорт автомобилей премиум-сегмента  выпуска 2011-2013 годов. "Это преимущественно состоятельные люди, у которых есть большие суммы денег. Эти люди в разы увеличили приобретение дорогих авто", - отмечает он.

Подешевеют ли иномарки

Эксперты автомобильного рынка говорят, что отмена пошлин - хорошая идея, но реализовать ее будет сложно. В том числе - из-за нового экологического законодательства.

"Есть много мифов, мол, отменят налоги - и у нас будут автомобили за тысячу евро. Машину за тысячу евро можно купить, но на ней можно будет ездить только в ЕС. Украинцы должны принять как данность, что автомобиль старше пяти лет мы не можем завезти", - говорит Назаренко.

Стоимость владения автомобилем при пробеге 20 тыс км в год, грн
Топливо 2 тыс л 40 000
Резина зима/лето (амортизация пять лет) 6 000
Тормозные колодки (амортизация два-три года) 1 000
Тормозные диски (амортизация пять лет) 2 000
Страховка ОСАГО 1 500
Регламентное ТО каждые 10 тыс км х 2 4 000
Подготовка авто к лету/зиме 1 000
Мойка один-два раза в месяц 1 000
Итого, минимум в год 56 500
Итого, минимум в месяц 5 000
Дополнительно: КАСКО, паркинг, штрафы, мелкие поломки 30 000 в год или 2 500 в месяц

"Если в Украине отменить пошлины, акцизы и НДС, все равно у нас не будет дешевых машин, потому что автомобили моложе пяти лет в Евросоюзе тоже достаточно дорогие. Фактически европейские авто для украинцев станут более дешевыми только тогда, когда Украина станет членом ЕС. Тогда по Европе граждане нашей страны смогут передвигаться хоть на "Евро-0", - отметил он.

Кроме того, по словам директора ВААИД, ситуацию усложнит введение в 2018 году стандарта "Евро-6". Тогда под запрет импорта в Украину попадут автомобили старше двух лет.

Боровик считает, что цены на авто в Украине не снизятся и по другой причине - из-за обесцененной национальной валюты.

"За этот год цены на автомобили в долларах немного снизились, но в гривне они на 30% повысились, то есть они росли каждый месяц, и покупатели это прекрасно видели", - заявил Боровик.

"Украинцы понимают, что снижению цен взяться неоткуда. То, что гривня будет падать, пусть и не так, как раньше, мы тоже понимаем. Вспомните сентябрь 2015 года, когда отменили 5-процентный импортный сбор. Тогда цены не снизились, а выросли по причине девальвации нацвалюты", - считает он.

"За" и "против"

"Как автоимпортер я заинтересован в том, чтобы как можно больше снижались налоги на импорт. Однако как гражданин я понимаю: можно вообще перестать платить налоги, но кто тогда будет финансировать армию, пенсионеров, образование, медицину?" - говорит Назаренко.

"Специалистам надо садиться за стол с Минфином, Минэкономики, ГФС и обсуждать ситуацию с бюджетом. Мы бы хотели вообще не платить налоги, но мы понимаем, что тогда государство просто погибнет", - заявил эксперт.

В свою очередь, вице-президент "Укравтопрома" Ефим Хазан высказался против отмены пошлин на импорт автомобилей. Более того, он считает пошлину 10% недостаточно высокой.

"Таможенная пошлина - стимул для развития производства в Украине. Когда пошлины на авто были 25% (в мае 2008 года пошлины снизили с 25% до 10%), у нас появились программы, инвестиции, рабочие места... Как только пошлина упала до 10%, мы увидели, что производить автомобили в Украине стало неинтересно", - сказал глава "Укравтопрома".

"Какой смысл производить автомобили, когда за 10% таможенной стоимости можно ввезти готовый автомобиль? Действующая таможенная пошлина в Украине стимулом для развития производства не является", - резюмировал Хазан.

Вице-президент корпорации "Укравто" Олег Папашев считает, что пошлины необходимо вводить на весь импорт.

"С точки зрения производителя необходимо вводить пошлины на весь импорт, в том числе на обувь, одежду, продукты питания. Мы живем в своей стране, мы создаем рабочие места, украинцы на этом зарабатывают деньги", - сказал он.

По словам вице-президента "Укравто", снижать пошлины на авто нежелательно, потому что это снижение нужно будет чем-то компенсировать.

"Если пошлину на авто снизят, мы с вами будем рассчитываться тем, что нам увеличат налоги. В основном это будут наши с вами деньги, потому что другого пути наше правительство, к сожалению, не может найти", - резюмировал Папашев.

Готовы ли украинцы поддержать отечественный автопром?

Глава "Украинского общества экономических свобод" Марьян Заблоцкий отмечает, что впервые давление потребителей, по крайней мере в сегменте автомобилей, стало более значимым, чем давление производителей-протекционистов. На это есть объективные причины.

"Автомобильная отрасль не может эффективно сопротивляться, поскольку находится в состоянии полного краха. К этому краху ее, собственно, привели высокие импортные пошлины на старые авто", - подчеркивает он.

В лучший период производство и сборка легковых авто достигала 400 тыс единиц, что вдвое больше, чем в советские времена. Однако в 2015 году в Украине производство упало до рекордно низкого уровня - до мизерных 5 тыс штук.

В то же время в Словакии, в которой производство авто после развала соцлагеря было почти нулевым, в 2015 году впервые произведено более 1 млн авто. То есть небольшая Словакия производит по 200 авто на каждое одно авто, изготовленное в Украине.

12 Текущее количество заводов-производителей автомобильного транспорта в Украине. Из них почти половина в полностью или частично законсервированном состоянии
>1 тыс Количество официальных дилерских центров
40 Количество компаний - официальных импортеров, представляют на рынке 60 автомобильных брендов
~ 1 тыс Количество производителей комплектующих, из них около трех десятков - совместные предприятия с иностранными инвестициями
> 2 млрд евро Объем инвестиций со стороны резидентов Украины и иностранных компаний за последние 20 лет в строительство автосалонов, СТО, производственных площадок
> 50 тыс Количество занятых в автомобильной отрасли: официальный импорт и дистрибуция, заводы-производители и поставщики комплектующих

Что недополучит бюджет

В Министерстве финансов ЭП сообщили, что законопроект об отмене ввозной пошлины на подержанные автомобили уже в работе.

"Документ вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Однако этому будут предшествовать включение проекта в повестку дня Верховной Рады, рассмотрение его в комитетах, голосование в зале и процедура подписи закона президентом", - заявили в Минфине.

В ведомстве также рассказали, за счет чего планируется компенсировать недопоступления в бюджет.

"По оперативной информации ГФС, в 2015 году от налогообложения ввозной пошлиной бывших в употреблении легковых автомобилей в бюджет поступило около 160 млн грн", - сообщили в министерстве.

"В случае принятия предложенного законопроекта потери от недопоступления ввозной пошлины могут быть компенсированы за счет увеличения объемов ввоза авто и, соответственно, увеличения поступлений акцизного налога и налога на добавленную стоимость", - отметили в Минфине.

Назаренко считает, что пошлину на импорт необходимо отменять не только на бывшие в употреблении авто, но и на новые.

"Премьер, кажется, говорил об отмене пошлин на все машины, но акцентировал внимание на подержанных. Скорее всего, это будет отмена пошлины на иномарки в целом", - считает глава ВААИД.

"Яценюк прекрасно знает, что в соглашении об ассоциации с ЕС нет пункта "Подержанные или новые машины", есть просто пошлина на автомобили. Более того, насколько мне известно, ни в одной стране мира нет такого разделения. Это то же самое, что сделать на Mercedes одну пошлину, а на BMW - другую", - добавил Назаренко.

При этом в Минфине ЭП сообщили, что речь идет только о подержанных легковых автомобилях. "Если освобождать от налогообложения ввозной пошлиной новые машины, то потери бюджета составят около 2 млрд грн", - пояснили в ведомстве.

Украина Польша Германия Россия

Skoda Octavia

A7 1,8 TSI/132 kW 7DSG Ambition

$23 656 $24 705 $30 216 $17 519

Skoda Superb

1.8 TSI/132 kW DSG Style

$35 046 $33 673 $39 648 $26 489

Реклама: