"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Украина-Россия: гонка с преследованием или кто первым добежит до ВТО

П'ятниця, 23 грудня 2005, 12:41

На прошлой неделе проходила 6-я Министерская конференция ВТО в Гонконге, которая ещё раз актуализировала вопросы вступления в эту организацию новых стран после того, как число членов ВТО стало круглым – 150.

В Гонконге членство обрели Саудовская Аравия и Королевство Тонга.

Следующими наиболее вероятными претендентами на вступление, кроме Вьетнама, являются Украина и Россия, которые остаются двумя самыми крупными экономиками мира, не являющимися членами ВТО.

И тут, учитывая тесные торгово-экономические связи двух стран, а также наличие немалого количества проблемных вопросов между ними, возникает вопрос - кто сумеет первым обрести членство в этой организации. Почему обе страны стремятся стать первыми, и стоит ли вообще вопрос таким образом ставить.

Реклама:

Прежде чем рассмотреть возможные три сценария развития событий, хотелось бы ответить на другой вопрос. А именно - почему обе страны стремятся стать первыми?".

Согласно процедуре ВТО страна, которая обретает статус члена организации, имеет право в любое время присоединиться к уже существующей Рабочей группе по рассмотрению заявки на членство страны-кандидата и выдвигать любые свои торгово-экономические требования.

Это становится мощным инструментом экономического давления нового члена ВТО на страну-кандидата, которому, по сути, нечего противопоставить, поскольку нечлен организации не имеет права требовать чего-то взамен, и односторонние уступки страны-кандидата рассматриваются как плата за членство в ВТО.

А требования могут выдвигаться практически в любой сфере внешнеэкономического режима страны, начиная от снижения импортных тарифов и заканчивая вопросами деятельности государственных торговых предприятий, свободных экономических зон и размера платы за те или иные лицензии.

Стоит отметить, практика свидетельствует о том, что члены организации могут использовать переговоры по ВТО для решения двусторонних проблем, которые не имеют прямого отношения к сфере регулирования ВТО.

Так, например, Киргизстан в переговорах с Украиной требует вернуть якобы существующий ещё с советских времён долг в размере примерно 27 млн. долларов США. При этом объяснить какое отношение к ВТО имеет этот вопрос, затрудняется даже сама киргизская сторона. Существуют и другие примеры попыток стран-членов ВТО решить определённые вопросы, которые не регулируются этой организацией.

Таким образом, страна, успевшая первой вступить в ВТО, получает в свои руки мощный односторонний инструмент для решения в свою пользу существующих двухсторонних проблем и открытия рынков страны-кандидата для своей продукции.

Особо горячие дебаты разгораются последнее время вокруг уже ставшей крылатой фразы премьера Украины: "Если Россия вступит в ВТО раньше Украины, то мы не вступим в эту организацию никогда".

В принципе, если дальнейшие отношения между Украиной и Россией будут развиваться в правовом русле, то стоит вспомнить о хорошо забытом, но от этого не менее обязывающем положении концепции о формировании ЕЭП, которая является неотъемлемой частью соглашения о формировании ЕЭП.

В ней говорится, что "в случае вступления одной из стран-учасниц (ЕЭП) в ВТО раньше других она будет содействовать как можно более быстрому вступлению в ВТО других стран-учасниц и воздержится от выдвижения требований к другим странам-учасницам в рамках переговоров по вступлению в ВТО". Важно то, что это соглашение было ратифицировано парламентами всех четырёх стран-учасниц ЕЭП и, следовательно, вышеупомянутое положение приняло форму международного обязательства.

Таким образом, в виде этого положения Украина (как и Россия) имеет определённую правовую гарантию того, что в случае, если первой вступит Россия, это не станет причиной задержки переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО.

В то же время, учитывая нынешние полярные мнения сторон по поводу трактовки газового соглашения между Россией и Украиной, можно допустить, что одна из сторон, вступив в ВТО раньше другой и получив согласно правилам ВТО право выдвигать требования нечлену организации, будет по-своему трактовать свои права и обязательства, а также приоритетность их выполнения в рамках ВТО и в рамках ЕЭП.

Чего же примерно можно ожидать, если вступившая в ВТО первой страна выдвинет другой свои условия членства в ВТО?

Итак, сценарий №1 – Россия вступает в ВТО первой и присоединяется к рабочей группе по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО.

Это наиболее неблагоприятный сценарий для Украины. В этом случае Россия может:

− требовать снижения импортных пошлин на интересующие Россию товары.

− потребовать пересмотреть с целью отмены некоторые действующие антидемпинговые пошлины на металлопродукцию, строительные материалы, автомобили, кондитерские изделия, химическую продукцию (всего ориентировочный объём поставок на сумму около 100 млн. дол. США.), а также приостановить незавершённые расследования.

Осуществить данный пункт с точки зрения правил ВТО будет нелегко, поскольку украинское антидемпинговое законодательство в целом соответствует нормам ВТО.

− требовать одностороннего исключения большинства изъятий из договора о свободной торговле ранее, чем в 2009-2010г.г.(согласно протоколу между сторонами от 25 ноября 2005).

− настаивать на упрощении механизма признания российских сертификатов соответствия на территории Украины.

− потребовать принятия обязательств об улучшении условий участия иностранных компаний в приватизации украинских предприятий (например, сокращение списка стратегических предприятий, не подлежащих приватизации, которые потенциально могут интересовать российскую сторону).

− каким-либо образом попробовать закрепить монопольное положение России, как поставщика ядерного топлива в Украину (например, путём обязательного применения определённых стандартов для такого топлива).

− требовать ускорения принятия соглашений в рамках ЕЭП, являющихся элементами таможенного союза.

− требовать подписания соглашения о Комиссии по торговле и тарифам, которая станет главным наднациональным регулирующим органом в рамках ЕЭП.

− требовать согласия по вопросу ухудшения ныне действующего режима свободной торговли в двусторонних отношениях, в частности, путём применения селективных мер защиты, предусматривающих ускоренную процедуру принятия односторонних защитных мер.

− настаивать на формировании газотранспортного консорциума с участием российской стороны.

Сценарий №2. Украина вступает в ВТО первой и присоединяется к рабочей группе по рассмотрению заявки России о вступлении в ВТО.

В этом случае Украина может:

− требовать снижения импортных пошлин на интересующие Украину товары.

− потребовать пересмотреть с целью отмены некоторые действующие антидемпинговые пошлины на металлопродукцию, машиностроительное оборудование, трубы, лампы, химическую продукцию (всего ориентировочный объём поставок на сумму больше 600 млн. дол. США.), а также приостановить незавершённые расследования.

Осуществить данный пункт также будет нелегко, поскольку российское антидемпинговое законодательство в целом соответствует нормам ВТО. Основная часть суммы ориентировочных поставок приходится на трубы всех диаметров.

Российская сторона пытается оградить своих производителей труб от конкуренции с украискими производителями антидемпинговыми пошлинами, поскольку впервые за последние годы на 2005 год не было подписано соглашение о квотировании поставок украинских труб на российский рынок.

Если такое соглашение будет подписано в дальнейшем, то Украина будет требовать отмены квот на трубы, поскольку это является количественным ограничением торговли, запрещённым правилами ВТО.

− требовать одностороннего исключения большинства изъятий из договора о свободной торговле ранее, чем в 2009-2010г.г.(согласно протокола между сторонами от 25.11.2005).

− настаивать на упрощении механизма признания украинских сертификатов соответствия на территории России.

− требовать упразднения или сокращения размеров экспортных пошлин на ряд товаров при экспорте в Украину. В первую очередь на энергоносители и нефть.

− требовать приведения железнодорожных тарифов на перевозку грузов при осуществлении экспортно-импортных операций в торговле с Украиной в соответствие с внутреннегосударственными тарифами.

− требовать доступ на российский рынок гражданских самолётов для украинского АН-148 и совместного самолёта АН-140.

Существует и третий сценарий, реализация которого может затянуться на пару лет, однако максимально позволит обеим сторонам избежать потерь в процессе переговоров друг с другом – одновременное вступление Украины и России в ВТО. Почему это позволит избежать потерь?

Из указанных с обеих сторон требований подавляющее большинство могут быть выдвинуты только в случае вступления в ВТО или России или Украины первой, поскольку такие требования не могут выставляться перед страной-членом ВТО, так как будут выходить за рамки сфер регулирования организации.

Так, из всего перечисленного Россия и Украина после одновременного вступления двух стран смогут уже не требовать, а только поднимать вопрос о пересмотре некоторых антидемпинговых пошлин.

Как уже было сказано, осуществить данный пункт будет нелегко, поскольку антидемпинговое законодательство обеих стран в целом соответствует нормам ВТО. В дополнение к этому, обе стороны смогут поднять вопрос об упрощении механизма взаимного признания сертификатов соответствия на территориях двух стран.

Возможности российской стороны в торговой сфере на этом исчерпают себя. Что же касается Украины, то она сможет, в дополнение к этому, расчитывать на устранение квот на импорт украинской продукции в Россию, в том числе трубы – если соглашение о квотировании будет заключено.

Эта мера является количественным ограничением и запрещена ВТО. А также сможет расчитывать на приведение железнодорожных тарифов на перевозку грузов при осуществлении экспортно-импортных операций в торговле с Украиной в соответствие с внутреннегосударственными тарифами России, поскольку такая мера нарушает один из базовых принципов ВТО – национальный режим.

Переговоры же о снижении импортных тарифов можно будет вести только на многостороннем уровне в рамках очередного раунда переговоров ВТО. И тут, как по вопросу тарифов так и по многим другим вопросам, позиции Украины и России будут близки из-за схожести проблем и позиции обеих стран на международных рынках.

Это позволит создавать более мощные блоки стран для эффективного отстаивания своих интересов и формирования таких правил мировой торговли, которые в перспективе будут выгодны обеим сторонам.

Какой путь избрать? Вопрос не только для украинских и российских политиков, но и для ключевых стран-членов организации, которые, хочется нам того или нет, безусловно, влияют на скорость и последовательность вступления Украины и России.

Захотят ли наши партнёры по ВТО очередной торговой войны между двумя государствами? Возможно, ответ на прошлой неделе дал торговый представитель США Роберт Портман на министерской конференции ВТО в Гонконге: "Я надеюсь, что Россия и Украина придут в ВТО и придут туда вместе".

Сергей Лахно, советник Министра экономики Украины

Читайте нас також у Telegram. Підписуйтесь на наші канали "УП. Кляті питання" та "УП. Off the record"

Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!